12. Юлий Помпеевич и Последний день Помпеи

                Юлий Помпеевич и Последний день Помпеи!
(Княгини Багратиона - великая и "блуждающая")

      Связи княгини Багратион, на которые указывали современники, непостижимым образом касались политиков и дипломатов, чьи тайны были далеко небезынтересны русскому двору.
       А Багратион во время мирных передышек занимался семейными хозяйственными делами, которые совершенно не интересовали княгиню Екатерину Павловну, даже выявил некоторые неприятные факты о притязаниях на недвижимость, ей принадлежащую, со стороны супруга матери – графа Литте. Отчимом он нигде ни разу не назван.
       В письме к Екатерине Фёдоровне Долгоруковой Багратион объясняет, почему Екатерина Павловна до сих пор не воротилась домой:
      «…Если бы я и был не доволен моей женой – это я, какая кому нужда входить в домашние мои дела… жена моя не такая дура, чтобы не чувствовать огорчения: во-первых она ограблена графом Литтой, разлучена по его милости с матерью до такой степени, что и за дело не должно то желать. Пока она жила со мною, бедная, не имела минуты жизни покойной. Одну сестру уморили, она от грусти начала болеть, выехала за границу, а я всё на службе. Ей быть без меня в столице невозможно, ибо утеснена от Литты безбожным образом… Что же ей делать: матушка её придворная особа, ей всякий помогает, все ей верят и ему; а мне никто и все против меня, и каким же образом ей или мне иметь покойную жизнь или смерть покойную, довольно и то прискорбно, что я бию всех, а один итальянец, и тот расстрига, меня побил и ограбил…»
       Да, «князь Пётр», как любил его называть великий Суворов, непрерывно воевал и супруга, оставаясь без него, лишалась защиты. Недаром Багратион сослался на судьбу Марии Павловны, заметив, что «одну сестру уморили».
       Заметим, уморили не в прямом смысле. Умерла Мария Павловна в 1857 году в возрасте 75 лет.
       Да вот только её брак с графом Павлом Паленым оказался несчастливым. Говорят, что на чужом несчастье счастья не построишь. Мария сделала несчастной сестру. Конечно, Екатерина Павловна блистала в Европе, конечно, к её ногам падали богатые вельможи, ею восхищались великие поэты и писатели. Но была ли она счастлива? Вряд ли кто-то кроме неё может ответить на этот вопрос. Ответ же она унесла с собою в мир иной.
       Но если бы молодой генерал Павел Пален предпочёл её, не было бы разве такое её счастье построено на несчастье сестры Марии Павловны?
       Она вышла замуж, несмотря на протест матери, и предпочла не оставаться в Петербурге, а ехать за мужем туда, куда его вели ратные дороги.
Впрочем, путешествовала недолго. В 1803 году родилась дочь, которую назвали Юлией, как полагал Павел Пален в честь его бабушки Юлианы Ивановны Пален (1751 – 1814).  Но злые языки усмотрели несколько иную причину. Ведь отчима звали Юлием Помпеевичем Литта. Да и по мнению современников девочка весьма и весьма походила на Литта. В 1804 году супруги были разведены.
      Кстати, сам Павел Пален в год рождения Юлии был отправлен в отставку, как сын организатора убийства Императора Павла Петровича. Но отставка продолжалась недолго.
       Кстати, Литта известен ещё тем, что в 1814 году, будучи членом Государственного совета, предложил поднести Императору именование «Благословенным», а не «Великий», как предлагали другие, и это предложение сумел отстоять.
        Что же касается его отцовства и подозрений Павла Палена, которые привели к разводу, то со временем стало ясно, что дыма без огня не бывает.
К Юлии Литта относился как к родной дочери, писал ей искренние и нежные письма, а после того как в 1829 году умерла его супруга Екатерина Васильевна, Юлия стала звать его к себе в Милан. Но он пожелал остаться в России и когда сам ушёл в мир иной, завещал Юлии значительную часть своего огромного состояния.
        Александр Сергеевич Пушкин посвятил Юлии Павловне Самойловой, урождённой Пален, такие строки.

Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает…

        Её портреты писал Карл Брюллов. У него с Юлий Павловной Самойловой, несмотря на то, что она была замужем за графом Самойловым, были нежные отношения, и они много путешествовали вместе. Знаменитый художник создал целую галерею портретов своей возлюбленной. А во время их поездки в Италию, у Брюллова родилась идея знаменитого полотна «Последний день Помпеи». И возникает вопрос, случайно ли в названии картины слышится отчество графа Литта?
       Такова краткая история дочери той, которая, выйдя замуж за возлюбленного своей сестры, невольно подтолкнула Екатерину Павловну к браку с князем Петров Ивановичем Багратионом.

               


Рецензии