О культуре и реплике реплик

Конечно, когда идешь в темноте, спотыкаешься, того и гляди, упадешь. Вот и мы все спотыкались-спотыкались, а нынче продвигаемся на ощупь. Кумачовые идеи Ленина жили-пожили да и победили. Сам он, как известно, сошел с ума, ну и общество, долгое время помешанное на его идеях, не отличается здоровьем. По настоящему процветают только бывшие комсомольские деятели да красные директора, а массе часто темно, холодно, неуютно.

Видимо, единственное спасение наше в культуре. Мы сейчас знаем, что не может быть пролетарской культуры, так как либо культура есть, либо ее нет вовсе! Мне знакомы два понятия культуры. Первое: в прямом переводе с латыни означает все то, что сделано человеком в «натуре» - окружающей природе. Причем с лучшими побуждениями – культура, с плохими – бескультурье. Второе понятие имеет еще более глубокие корни: слово «культура» в этом случае составное. Первая часть его «культ» - означает поклонение, вторая «ур», скорее месопотамского происхождения, и означает свет!

Свет рассеивает самую плотную тысячелетнюю тьму. Он забирается во все сокровенные уголки, затекает в щели, просачивается в мизерные отверстия. Нежный – он согревает, а сильный сжигает дотла.

От сильного света можно ослепнуть. Проще начать с простой лампочки в общественном туалете.

Мои знакомые русские американцы, как только появилась в перестройку возможность, ринулись на свою историческую Родину, в которой, по их словам, когда то «потеряли все, кроме любви к ней». Они были бесконечно рады побывать в России опять. Но были и поражены дикостью, пустившей корни повсюду. Постоянно преследовавшая их проблема была в отсутствии туалетов. «Это же важная естественная потребность человека, - выговаривали они мне с возбуждением после поездки. – Нет денег? Так продайте мумию Ленина и на эти деньги постройте хотя бы в Москве достаточно нормальных туалетов! Ведь его апостолы давно переметнулись за океан».

Может быть действительно не стоит пренебрегать этой умной рекомендацией. Нет в этом мире мелочей. Откровенно, я в своих путешествиях по нашей стране обыкновенно не без труда нахожу какой-нибудь общественный туалет. И часто не дышу там, чтоб, образно говоря, не исцарапать ядовитыми миазмами свои легкие, а одежда от того запаха еще долго остается исполосованной «острыми» порезами их. Но всегда удивляет то, что в этой атмосфере любят находиться мужчины определенного типа. Они подолгу беседуют там друг с другом, попыхивая папиросками.

Как это не парадоксально звучит, у нас многие находят укрытие в туалетах!  Дома у некоторых там устроены читальни, кто-то просматривает газеты, кто-то читает романы или детективы. Я знаю одного опытного йога, который любит медитировать в своем домашнем туалете. Это единственное место, где его не достают родные. Да и известный всем Игорь Тальков, сидя на крышке унитаза, написал свои, ставшие широко известными, удивительно проникновенные песни. В свое время и для политических заключенных, таких диссидентов как А.И. Солженицын и Аркадий Беленков туалеты были местами желанных встреч и «почтовыми отделениями». В массе же в России и до сего дня живет пренебрежение к общественному туалету. Его называют «очко», «эм жо» и помягче – «ноль-ноль». На их стенах в провинции продолжают писать разные гадости своими репликами малограмотные пользователи.

Возможно, это следствие того, что большевики наши национальные святилища – места особой девственной природы, водоразделы, а также алтари в храмах, да и сами храмы превращали в отхожие места. И вот Святая Русь ныне смердит: у нас воняет в подвалах и в подъездах жилых многоквартирных домов, в иных местах прямо у въездных ворот на кладбища устроены свалки, даже у стен знаменитого Соловецкого монастыря летом висит зловонное облако от стоков в бухту Благополучия, во многих местах дымят неимоверно трубы целлюлозных, химических и металлургических комбинатов, разлагаются радиоактивные отходы Чернобыля, Новой Земли, на Урале и в Сибири.

И, как показывает опыт, словно по иронии судьбы за очистные установки и фильтры на предприятиях с вредными производствами обычно отвечали и отвечают бесхарактерные, сломленные системой люди. Правда до последнего времени по понятным причинам и денег на все это у нас не хватало. Я знаю, те же выпускники главного архитектурного института страны – МАРхИ - вынуждены были в свое время рисовать при проектировании для генералитета КГБ несколько вариантов перспектив туалетов от унитазов, а когда они же приносили на утверждение свои проекты общественных зданий, всесильная рука начальника, как правило, обводила фасад красным фломастером в прямоугольник и резюмировала: «Рекомендовать молодым специалистам, впредь оставить вычурность форм!» Конечно, это было нормой в стране, где институты имели научные исследования по таким темам как: «Угловая скорость падения дерева на лесосеке» или «Практичность позы утки во время дефекации»…

В США отношение обывателя к окружающей среде и к туалету весьма серьезное. За выброшенную из окна автомашины на автостраде пустую пачку сигарет или бутылку колы в некоторых штатах полагается штраф до тысячи долларов. Так же психологами там выяснено, что недостаточное количество туалетов в жилом доме может стать прямой причиной для развода супругов. А у нас раньше доходило до комичного. Так однажды мне пришлось побывать в гостях у одного из творцов советской архитектуры, еще в Ленинграде. Он жил недалеко от Московского вокзала в старинном доме. Во время разговора мне захотелось в туалет. Из гостиной он провел меня в кухню, где готовился обед. Хозяйке и повару пришлось потесниться, чтобы пропустить меня между горячей плитой с кастрюлями и шкафом, где лежали нашинкованные овощи, были расставлены красивые баночки со специями и бутылки с маслом и эссенциями. Все это на фоне сплошь покрытых белым кафелем стен, почему-то напомнивших мне операционную, произвело на меня, провинциала, сильное впечатление. Мне было очень неловко нарушить священнодействие поваров, да еще из-за столь тривиального повода. Но другого места в доме не было и дальнейшее еще больше смутило меня. Туалет размещался тут же в углу, в маленькой каморке за подозрительной дверью. Туда словно на эшафот вели две ступеньки. Я прикрыл за собой дверь и мои коленки уперлись в ее тонкую фанеру. И это бы я пережил, но вот то, что там не было вентилятора, меня сразило окончательно. Хозяева притихли. Я хорошо слышал ширкание подошв их обуви по полу и шуршание фартуков, они меня…

Американцы, как правило, называют свои туалеты «restrooms», что означает - комнаты отдыха. Конечно и они не совершенны, так как боятся называть вещи своими именами. То есть и у них есть свои эвфемизмы. Но по мне так лучше приукрашать что то, чем усугублять. Хотя по большому счету их туалеты во многих отношениях действительно являются комнатами отдыха. В них всегда чисто, красиво и приятно пахнет! Можно нормально дышать, почему то не бывает следов оказии в атмосфере после того, как. Их вакуумные автоматические и программируемые унитазы, краны с открывающими воду фотоэлементами приводили меня попервости в полный в восторг. И в памяти сильно запечатлелись несколько картинок из этой области американской действительности.

Например, в Нью-Йорке на Pann Station – на центральном авто-и железнодорожном вокзале - в туалете круглые сутки играет великолепная классическая музыка. В Манхеттене же, в небоскребе Трампа, нынешнего кандидата в президенты США, посетители не касаются в туалетах вообще ничего. Все там в мраморе, нержавейке и работает автоматически! Открываются и закрываются двери, смывает воду унитаз, отматывается туалетная бумага, выдается мыло в подставленную ладонь, включается вода в раковине. А на входных дверях в комнаты отдыха одного из ресторанов города Конкорда в штате Массачусетс было написано: «мама» и «папа». Еще где то, не помню точно, мне встретились «Джон» и «Мэри». В Макдональдсе города Мэдисон штата Висконсин на одних дверях висел большой портрет Мэрилин Монро, на других - подглядывающий к женщинам Элвис Пресли. В одной из заправочных Чикаго я видел в этом месте на стенах очень красивые обои с рисунками морских животных, в углу же у унитаза стояло высокое узкое зеркало. На другой заправочной, в маленьком городке Дейтон в штате Вайоминг на стенах там красовались художественные фотографии лосей, медведицы с тремя медвежатами, а напротив унитаза стоял красивый венский стул. Ключи в эти комнаты отдыха на заправочных по всем штатам получаешь у кассира под личную ответственность. Вдруг, что бывает наверняка редко, в одном месте я увидел на стене реплику пожелавшего остаться неизвестным посетителя: «Этот мир реален только для тех, кто не умеет пользоваться наркотиками!» А ответ на нее я прочитал  в финском писсуаре небольшого ресторана где-то в Лос-Анджелесе. Призыв властей к гражданам гласил: «No drags anymore!» - наркотикам нет больше места в нашей жизни.

Чего только не встречается в Америке! Вот еще пара незабываемых официальных документов. На стене аккуратненького деревянного туалета в лесу, в нескольких километрах от ближайшего города, в местечке Пойнт Лобос в Калифорнии: «В этом туалете проведена уборка и инспекторская проверка. Время: ежедневно в 9 часов 50 минут». И совсем в глуши, в лесу огромного национального парка Йеллоустоун я видел чистенький туалет с широким пандусом, с несколькими кабинами, в том числе и для инвалидов с колясками! А в одном большом аэропорту на стене комнаты отдыха я видел ежечасный график уборки, время и подписи лиц, осуществлявших ее и контролеров.

Ой, да что и говорить, если в нашем историческом городе Каргополе, к примеру, основанном почти в одно время с Москвой и в городе Семенове Нижегородской области, где находится фабрика знаменитой хохломской росписи нет нормальной канализации. А по книге Теодора Драйзера «Финансист» узнаем, что в одиночных тюремных камерах Чикаго уже в середине ХIX века были и канализация, и водопровод. У нас же во многих КПЗ, извините, до сих пор выносят парашу!

А ведь в то время, когда во всемирно известном Лувре во Франции слуги еще подавали горшки хозяевам, в российском Императорском Зимнем дворце в Петербурге в этом отношении все было пристойно, то есть канализация была!

Нельзя сказать, что в последние годы ситуация у нас не меняется, но все же очень хотелось бы, чтобы наконец и на наших вокзалах не пахло буфетом, а в буфетах туалетом.

За океаном я слыхал от одного американца положительную характеристику одного из его знакомых такого содержания: «У него дома хорошо пахнет». Под этим подразумевалось, что тот хороший человек.

Дорогой Читатель, позвольте и мне отпустить по этому поводу свою последнюю реплику. Когда то у нас было принято считать – «Гость в дом, Бог в дом». Давайте же постараемся, чтобы и от нас всех хорошо пахло. Глядишь, гостей больше будет!


Рецензии