Думы о Пасхе

Любопытные родители некой Ольги К. (прямо как в Китае в одно время: «Один рабочий из Челябинска сказал…») поручили ей узнать в газете «Телек», что означает слово Пасха. Не в церкви у священника, где, возможно и сказали бы что-то вразумительное, а в газете «Телек».  Привожу газетный ответ этой некой Ольге К. со страницы 10 № 17 (221).


«Очень хорошо об этом написал святой Амвросий Медиоланский: «Слово Пасха», - означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».


Амвросий Медиоланский совсем не наш современник, да и вообще он не наш. Родился он в Трире примерно в середине четвёртого столетия, в христианской семье знатного и богатого римлянина. Став епископом, Амвросий всё своё богатство раздарил неимущим, то есть поступил полностью по заветам Иисуса Христа.

Но я немного отвлёкся от задуманного сценария. В своей статейке я хотел сказать, что Амвросий умолчал, как я считаю, о главном. Умолчание в религии, да, впрочем, как и в политике, вещь очень употребимая. Сыны Израильские освободились от рабства не так уж и просто. Для тех, кто не очень знаком с содержанием Ветхого Завета, я приведу предшествующие исходу Израильтян и их освобождению от рабства события, которые называются «десятью египетскими казнями», устроенными Симим Богом населению Египта. Слабонервных прошу этого не читать.

Казней, как я сказал, было десять. Они подробно описаны в Книге Исход в главах 7 – 11. (Мной сохранена орфография источника литературы, которым я пользовался).

Казнь 1-я. «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озёра их и на всякое вместилище вод их; и превратятся в кровь, и будет кровь во всей земле Египетской и в деревянных и каменных сосудах».

Казнь 2-я. «…простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озёра; и выведи жаб на землю Египетскую».

Казнь 3-я. «…простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской».


Казнь 4-я. «А если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух…».
«Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую; погибла земля от песьих мух».

Казнь 5-я. «…Рука Господня будет на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах; будет моровая язва весьма тяжкая».

Казнь 6-я. «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет воспаление с нарывами, во всей земле Египетской».

Казнь 7-я. «Вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне».

Казнь 8-я. «А если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область».

Казнь 9-я. «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма».

Казнь 10-я. «И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота».

Угрозы были исполнены физически, как и было указано Богом (что там указано, сделано Богом): остались люди без воды; жабы заполнили землю, ступить было негде от них; мошки и пёсьи мухи ели поедом всё живое; язва поразила весь скот; пыль не давала дышать; град побил готовый к уборке урожай и саранча доела то, что осталось, а потом утонуло всё во тьме. Но добила фараона казнь ни в чём не повинных первенцев: «…ибо не было дома, где не было бы мертвеца». Но и отпустив евреев, решил всё-таки фараон уничтожить этот народ, но чудо Божье спасло израильтян: воды Чёрмного моря расступились перед ними, а войску египтян не повезло – сомкнулась вода, и все преследователи утонули. Чуть ли не одиннадцатая казнь, но теперь уже для избранных.

Вот о чём умолчал святой Амвросий Медиоланский, говоря о ветхозаветной Пасхе.
 
Теперь о новозаветной Пасхе. То, что сказал об этом Амвросий, это его личное толкование событий того времени. Ведь, по сути дела, Иисус – еврей, который тоже радовался этому празднику, празднику освобождения от рабства и празднику исхода его собратьев из Египта. Радовался и успешному осуществлению десяти египетских казней. Он и пришёл со Своими учениками на празднование тех событий, как и было принято у евреев. Но, помимо всего, Иисус шёл в Иерусалим не только на праздник Пасхи, но и на Свою казнь, на распятие на кресте и последующее Воскресение. Так что здесь совмещение двух событий – ветхозаветной Пасхи и новозаветного Воскресения Христова, которые связаны между собой только временным промежутком в несколько дней (точнее – три или четыре дня).

Я к чему. Если Амвросий прав в своих мыслях о Пасхе, то христиане, в том числе и православные, не отвергающие Ветхого Завета и событий в нём описанных, просто обязаны в этот день ликовать по поводу избавления сынов Израилевых от рабства и их исходу из земель Египетских, а заодно смаковать и ликовать по поводу благополучного предшествующего свершения всех египетских казней. Но этого что-то не наблюдается. Я, например, никогда в церкви не слышал в эти дни упоминаний о жертвах десяти египетских казней и радостей христиан и православных по этому случаю. Да я и сомневаюсь, что все молящиеся в этот праздник читали Ветхий Завет и знают о событиях, в нём описанных. 


Рецензии
Когда я обнаружил в Б. её главное слово, и Ваши «Заветные сказки» это только подтвердили, мне на мгновенье показалось, что я открыл дверь в комнату с ответом на терзавший Василия Макаровича Шукшина вопрос: «Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами?..»
Но там оказалось темно... Хотя перепуганное дыхание ответа слышалось чётко.
Три года после этого, как в трёх соснах, среди споров и доказательств, среди оскорблений и проклятий, я искал этот задыхавшийся от страха обнаружения ответ.
И таки нашёл его.

Прежде всего надо понять, что Б., как таковая, это не книга и даже не сборник книг, как её выставляют «внешние гиены и внутренние гниды». Это массив данных, это множество переменных, это вариативность и комбинаторика, это те же шахматы, только не для ума (с конечным числом Шеннона), а для заумия (с бесконечным числом Пи). Вот что такое Б.!
Если бы это было одно писание, если бы это была одна книга, то все вопросы к ней давным-давно были бы исчерпаны. Но эта гидра – многоголова. Она так изощрённо задумана давно истлевшими чужеядами и "психохитрами" (так я называю злых психиатров, коварных гениев психологии), и так ловко писана-переписана дотлевающими коломесами и блудоумами, что ловит сразу двух зайцев-лободыров.
Одной рукой она ловит их на доверие, а другой – ЗА ЯЗЫК!
И если с первым фокусом всё понятно, то обратите внимание на второй – споры, доказательства, опровержения и всевозможные разговоры о ней НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ веками! О ней пишут и рисуют, о ней говорят и поют, про неё снимают и о ней показывают, над ней смеются и её прославляют... И нет этому конца!
Как грибок заставляет расчёсывать себя до появления крови, так и она заставляет говорить о себе до отупения. Одной этой хитростью она побеждает и того, кто её прижимает к сердцу, и того, кто лупит её как боксёрскую грушу. Я говорю о тех мыслительных процессах, которые она беспрерывно демпфирует, заземляет и аннулирует, отнимая у них время и возможность для занятий продуктивной деятельностью. Вот что она делает незаметнее всего! Крадёт время и мозги.
Если спросить у прохожих, кто такой князь Святослав, они ответят молчанием (или мычанием). А спросите про апостола Павла, так вам расскажут и про него, и про Петра, и про всякие колена израилевы...

А разве не было бы проще и разумней называть белое – белым, чёрное – чёрным, а хрень назвать хренью. — Да, естественно! Можно даже перефразировать Аркадия Исааковича Райкина:
— Что вы говорите? Библия? – Тьфу на вас. И на вашу Библию – тьфу! И ещё раз – на вас. И ещё раз – на неё.

Вот и весь о ней разговор.

С уважением,

Хомуций   06.11.2016 14:22     Заявить о нарушении
В какой-то рецензии "Алексею 37" я (совсем даже не по делу) я пожаловался о бесцельно прожитых годах, когда я занимался писанием "Заветных сказок". "Алексей 37" сослался на "Библейскую правду" Давида Найдиса. Я её прочитал и заскучал. Моя писанина оказалась очень близка к содержанию этой книги. Да это и не удивительно, поскольку любой здравомыслящий (как я себя зауважал-то!) человек сразу обратит внимание на массу нелепостей и несуразиц в Б. Только будет ли подобной писанине конец? Следует ли его ожидать? Хотя бы и не в ближайшем будущем. Нам-то такая честь вряд ли достанется. Единственно что хорошо, что мы себя сами этой чести и удостоили.

А уж сколько времени это отнимает, мне не Вам говорить! От чего более любимого приходится отказываться, терять время, может быть, даже пока на бесполезные занятия. Ведь мы только и перечитываем друг друга. А те, к кому мы обращаемся, раскрыв рот слушают табачного дядю в расцвеченной сутане. К нам могут быть, вероятно, справедливые претензии: "Что же вы ничего людям не обещаете по другую сторону жизни? А у нас всё расписано, каждому предоставлена возможность спастись, остаться в бесконечной жизни". Вот это, вероятно, и притягивает многих, как магнит. А я уже и заразился этим, опять, вот, в голову лезут очередные ляпы в Б., о которых хочется рассказать, но, к сожалению, только единомышленникам.

Дома мне за мою писанину уже прочно достаётся. Супруга верит, я думаю, на всякий случай. Ничего из Б. она не читала и не собирается. Я говорю, чтобы меня осуждать, ты хотя бы что-нибудь почитай божественного. А её этого и не надо. Не потому, что не поймёт, ещё как поймёт, если прочитает. В этом смысле она намного лучше меня анализирует прочитанное, я просто по другим книгам это знаю. Вот так, я думаю, и в остальном народе. Не читают Б. с анализом, сопоставлениями. Поскольку времени на это надо много. И второе, для чего грешить? Грех даже подумать о том, что Бог что-то сделал неправильно. Надо принимать так, как написано, не задумываясь, зачем и для чего. Так надо! И всё! Всё записанное - свято и неприкасаемо.

Я когда-то об этом писал, что мне было одним настоятелем церкви отказано в ответах на мои вопросы, "не благословил он этого". Я их насобирал штук 20, частично по ВЗ, частично по НЗ. И вопросы-то были так себе. Но он побоялся, вероятно, оскоромиться. Вероятно так, поскольку я слышал его проповеди после службы. Простые, как веник. Связан в один пучок из одного и того же, но не сломаешь.

Спасибо за прочтение и рецензию.

Желаю Вам всего самого доброго.

Сергей Чекалин   07.11.2016 09:40   Заявить о нарушении
В догонку!

Вот такую рецензию я получил на свою статью "Кто мы и откуда?" от Аверьяновой Любови:

"Интересная трактовка Евангелия и Ветхого завета. Я думала, что я Их знаю почти наизусть, но ошибалась. Я думала, что во мне нет еврейской крови, но, видимо, ошиблась. А что касается родословных, то мне всё равно, главное - я верю в Бога!!!"

Что-то ей всё равно, а главное на месте.
Ну и что тут можно пробить?

Сергей Чекалин   07.11.2016 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.