Культурный фронт Елены Ямпольской

Елена Ямпольская «О культуре и не только» М.,ИД «Городец», 2016 – 592стр.

Публицистика нынче  у издателей не в чести. Хотя литература «нон фикшн» значительно потеснила беллетристику, однако книжный рынок, на то он и рынок, все больше тяготеет к персонам публичным, всяким там «звездам» и «звездочкам» с их доморощенными «историями о главном».
Поэтому солидный «кирпич»,  вместивший часть журналистских «трудов и дней» Елены Ямпольской, главного редактора газеты «Культура», - книга далеко не рыночного формата отечественного «нон фикшн». При том что Ямпольская фигура более чем медийная.
В начале прошлого века продвинутая либерально-демократическая  общественность с некоторой долей брезгливости относилась к публицистическим экзерсисам мыслителя Василия Розанова. Он, как сейчас бы обозначили, нарушал общепринятые «тренды», провоцировал неудобные «дискурсы», словом шел против культурного «мейнстрима». Наследие Василия Розанова и сегодня среди значительной части современной либеральной (или как обозначал ее Савва Ямщиков «либерастной») тусовки вызывает активное неприятие.
К чему это небольшое отступление?
Читая редакторские колонки в книге Ямпольской невольно ловил себя на мысли, что ее публицистика где-то сродни розановской.
Автор не боится идти против утвердившегося мейнстрима нынешних законодателей брендов и трендов, навлекая на себя громы и молнии либеральных радетелей псевдокультуры.
Ямпольская не приемлет «свинцовые мерзости» современной российской драматургии с ее поэтикой унитаза. Готова сражаться и сражается с пошлостью возведенной в шедевры современного тренда.
Что ж, какие тренды – такие и шедевры.
Впрочем, эти «розановские» редакторские колонки лишь часть многогранных творческих исканий Ямпольской, которая мастерски владеет не только колумнистикой, но и такими вершинами журналистского мастерства как очерк и интервью.
Многие ее собеседники – настоящие подвижники отечественной культуры, в отличие от растиражированных гламурной прессой модных режиссеров, литераторов и прочей артистической тусовки. С кем-то из них можно полностью соглашаться, с кем-то полемизировать.
Однако всех ее собеседников, при моих к ним симпатиям и антипатиям, объединяет истовость их мировоззрения. На том они и стоят вопреки изменчивым трендам и мейнстримам, гримасам и химерам современной культуры, независимо от того – трэш это или арт-хаус.
Перечислять героев и антигероев книги Ямпольской не стану. Страна всех их знает.
Скажу лишь одно – настоящая публицистика как хорошее вино, с годами делается изысканней. Если только она настоящая.


Рецензии