Памяти отца Николая
Я знаю отца Николая около тридцати лет. До него приход пребывал почти в запустении. Старый священник-фронтовик всё время болел. Приехавший ему на замену молодой батюшка сразу повел себя, как, прости господи, Гришка Распутин. А ведь должность была благочинническая. Тогда по всему райну слежба шла всего в шести храмах.
И вот, после них, на эти руины прибыл молодой и статный отец Николай.Напомню, что происходило это на излете советской власти. И я с лектором райкома партии пошел знакомиться с новым священником. Лектор был из тех, что вел у меня на радио "Страницу атеиста".
Батюшка принял нас на съемной квартире. Семья на чемоданах, но рушники на иконах выбеленные, в комнате еле уловимый запах ладана.
И с первых слов отца Николая увидел я в нем человека тогда еще неведомой мне пеяды. Эрудит, очень выдержан, спокоен. На моего запальчивого лектора глядел кротко, почти как на больного.
Мне отец Николай понравился с первой встречи.
Лектору откровенно нет.
Не знаю уж, каким было его донесение по инстанциям, но в последующем, глядя на старания батюшки, я видел, что ему приходится идти, как по минному полю. Трудно воскрешал он приход, ещё труднее далось ему восстановление храма. Покраска куполов, утверждение новых крестов - всё организовывал и толкал он сам, с помощью лишь верующих.
Напомню, что то было на закате советской власти.
Но уже в девяностые годы при ход окреп, государство повернулось к церкви лицом, и отец Николай не преминул использовать новые времена под вечное дело. Люди пошли в храм, выросло уважение прихожан к своему пастырю.
И вот он уже стал участником светских районных совещаний, и уже позвали его в школы и техникум. А как только батюшка почуствовад силу, то затеял восстановление городского Покровского собора. Собор этот был закрыт и превращен в районный Дом культуры.
И это удалось батюшке!
Но в силу привязанности к Митрофановскому храму, отец Николай не перешёл на службу в собор. А собор уже был объявлен центром благочиния. И по положению, настоятель собора и должен быть благочинным. Ведь в районе за время управления округом отцом Николаем открылось больше четырех десятков церквей!
И отца Николая, как бы это помягче скать...оттеснили. На благочиние и в собор пришел новый священник. Там началась иная церковная жизнь, на манер уже нынешней гламурной показухи. И в городе теперь уже все знают: если на людей поглядеть и себя показать - так это в собор. А если помолиться Богу, который втайне - то тебе в Свято-Митрофановский храм. Если вы помните библейское выражение "Свете тихий" - так это о церкви, где до последнего вздоха служил отец Николай. Был он утешитель печальным, покровитель талантливым.
Могу ошибиться, но он был последним священником-великороссом в багочинии. И хочется надеяться, что дело отца Николая перейдет в его сыну, выпускнику духовной семинарии.
Я же в отце Николае потерял мудрого собеседника и духовного наставника.
Как будто в храме погасили все лампады...
Свидетельство о публикации №216050400955