Не будите Барбару

 Сегодня 18 сентября в Париже с самого утра идет дождь. В маленьком уютном кафе на Монмартре в самом углу у окна сидит рыжеволосая женщина лет пятидесяти восьми, в брючном костюме черного цвета. Ее вьющиеся длинные волосы схвачены тонкой черной каймой, лицо бледное и ничего не выражающее. Это Барбара.

Именно сегодня она почувствовала себя абсолютно свободной женщиной, во всех отношениях. Она никому не нужна и ей никто уже не был нужен. После утренних похорон своего сына Армана, жизнь для нее остановилась и перестала иметь какой либо смысл. В последние пять лет, после того, как они с сыном остались одни, она жила только ради него. В нем она видела свое счастье и радость. Сегодня это солнце закатилось, теперь уже навсегда.

Взгляд Барбары остановился, она смотрела внутрь себя самой, вспоминая свою непростую жизнь. Мадам, вы будете что-то заказывать? - cпросил ее молодой официант, с лицемерной улыбкой на лице. Барбара слегка бросила на него взгляд и, заказав маленький кофе без сахара, снова предалась воспоминаниям.

Она вспомнила свою мать, которая била ее по щекам, когда Барбаре было шесть лет. Особенно это проявилось после того, когда погиб отец. Его Барбара смутно помнила. Мать рассказывала, что перед войной он работал в «Фигаро» и имел там большой успех. Все бы ничего, но он питал большую слабость к женскому полу. Иногда, приходя домой далеко за полночь, мать замечала , как от него пахло вином и женскими духами. Терпеть этого она не могла и каждый раз устраивала скандал с битьем посуды.

А однажды, приехав после командировки из Мюнхена, она заметила у него на шее фиолетового цвета пятно. Этого было достаточно, чтобы сложить его вещи в чемодан и выпроводить за дверь. Отец долгое время перебивался жильем то в редакции, то в маленьких гостиницах. Но однажды ночью раздался громкий звонок в дверь. Мать вскочила как ополоумевшая, в одной рубашке, с растрепанными волосами, чтобы быстрей открыть дверь и не разбудить Барбару.
Когда она открыла, то чуть не потеряла сознание от увиденного. На пороге стоял отец, его лицо напоминало огромный вздутый мяч фиолетового цвета, глаза были узкими и сильно опухшими. На нем не было ни одного живого места. Волосы после дождя были спутаны и он весь дрожал, то ли от холода, то ли от слез.

Что с тобой, Жан? - крикнула мать, не сдерживая своих чувств. Это немцы, они избили меня, - чуть слышно прошептал отец и упал на пол. Да, это произошло 24 июня 1940 года, когда Париж уже был оккупирован немецкими войсками. По городу рыскали немцы и арестовывали всех, кто хоть чем-то был похож на еврея. Отец Барбары был чистокровный еврей и в тот день ему чудом удалось спастись. Оставаться в Париже было опасно и под покровом ночи вся семья бежала в Бордо, где размещалось временное правительство Франции.

Именно в этом городе отец нашел свою смерть. Получилось так глупо и нелепо. Засидевшись с друзьями в ночном кафе, отец вышел на улицу, чтобы немного проветриться. Неподалеку он заметил молодую девушку, прогуливавшуюся вдоль обочины. Подойдя к ней, он попросил сигарету. А потом, какие-то молодые ребята подбежали к нему со спины и, облив бензином, подожгли и скрылись в темноте в неизвестном направлении. Страшная мучительная смерть. Мать поначалу замкнулась в себе, но потом ее словно подменили. Она начала срываться на Барбару по разным пустякам, причиняя ей физическую боль. И каждый раз с криком и битьем по щекам.

Мадам, ваш кофе, - произнес официант, ставя на столик перед Барбарой маленькую чашечку кофе. Будете еще что-то заказывать? Она в задумчивости подняла на него глаза и тихо произнесла, - один Абсент.

А после войны, когда Барбара повзрослела, она решила познакомить мать со своим женихом. Та сразу его не приняла. На целую голову ниже Барбары, слегка полноват, с косым глазом и ужасным прононсом. Но для Барбары было что-то в Этьенне, что сильно притягивало ее к нему. Мать поставила условия, что на свадьбе ее ноги не будет. Так оно и случилось. Она ровно месяц не дожила до их радостного события. Врачи безнадежно боролись с болезнью матери, но она была не излечима. Поэтому свадьбу справляли очень скромно, среди близких друзей и парочки дальних родственников. Кто-то упрекал молодых в неуважении к матери, что не успели мол похоронить, а уже свадьбу празднуют. А другие придерживались иного мнения. Пусть справляют, жизнь должна продолжаться. Барбара иногда ловила на себе упрекающие взгляды и от стыда, отводила глаза. Но долго так продолжаться не могло и молодые решили оставить друзей, а сами укатили на квартиру жениха продолжать торжество в полном уединении.

Мадам, вам чем-нибудь помочь? Барбара вышла из своих воспоминаний и увидела, что к ней за столик подсел молодой человек лет двадцати пяти. Приятной наружности, с черными вьющимися волосами и обаятельной улыбкой на лице. Он смотрел на нее таким пронзительным взглядом, словно умолял ее дать ему возможность помочь ей. Барбара даже немного вздрогнула, но потом опомнившись, сухо ответила,- спасибо, вы мне ничем не сможете помочь. Молодой человек продолжал смотреть на Барбару, а потом еле заметно положил свою ладонь на ее руку. Она смотрела на него стеклянным взглядом и тихо постаралась освободиться от его руки. Он еще крепче схватил ее и настойчиво произнес, - я люблю помогать дамам старшего возраста. Мадам, я живу здесь недалеко, мы могли бы остаток вечера провести вместе. Барбара вырвала свою руку и дала ему сильную пощечину,- пошел вон, хам. Молодой человек, ни говоря ни слова, направился к выходу. В этот момент к Барбаре подошел официант и спросил, - мадам, какие-то проблемы? Нет, нет, все в порядке, - ответила она и бросила взгляд в след уходящему незнакомцу.

Сейчас Барбара вспомнила, какие тяжелые у нее были роды. Не обошлось без Кесарева сечения. Арман был у нее второй ребенок. Первый оказался выкидышем. После рождения Армана, врач сообщил ей, что у нее больше никогда не будет детей. Именно поэтому, он был для нее смыслом всей ее жизни, она отдавала ему всю себя без остатка.

А однажды Арман привел в дом девушку. Она была очень похожа на киноактрису Катрин Денев. Барбара сразу полюбила ее и они нашли общий язык взаимопонимания. Но наступило время, когда Арман стал приходить домой все более задумчивый и расстроенный. Барбаре о причине он ничего не говорил, пока она сама не стала свидетелем страшного случая.

В тот год выдалось теплое лето. И на семейном совете было принято решение отправиться отдыхать к тетушке Армана в деревню. Изабель жила в пригороде Парижа, в небольшой деревушке на берегу озера. Дом был просторный и уютный. Она так любила Армана, что не позволяла ему делать никакую работу. Мальчик мой,- говорила она,- ты приехал отдыхать ко мне, а не работать. В твои годы надо радоваться жизни и не думать ни о чем. Посмотри какая у тебя красивая девушка. Не забудь меня пригласить на свою свадьбу, а о подарке даже не беспокойся, я его уже давно для тебя приготовила. И тут Изабель принесла в папке для бумаг завещание, в котором она передавала свой дом и землю в наследство Арману. Для всех это было приятной неожиданностью. В честь такого события вечером решили собрать праздничный стол и отметить помолвку. В тот вечер Этьенн напился, как свинья, и все приставал к невесте Армана Полет. Барбара решила обернуть это шуткой, чтобы не испортить вечер, но когда Этьенн, схватил невесту и начал целовать без устали в губы, Арман не выдержал и размахнувшись, сильно ударил отца. Тот не сразу даже понял что случилось. Он упал на траву и долго еще не мог прийти в чувства. Вечер был безнадежно испорчен.

В ту ночь Барбара проснулась от стонов, которые раздавались из соседнего сарая. Она накинула халат и вышла на улицу. Через распахнутые окна она увидела, как Этьенн с Полет совокуплялись.

В эту ночь ей  показалось, что  она постарела на десять лет. Ничего не говоря, она вернулась к себе и легла в постель.

А утром рано к ней в комнату прибежала Изабель с запиской от Армана,- «Мама не ищи меня, я уехал».

Мадам, ваш Абсент, - произнес официант.

После этого случая, Арман исчез. Его искала полиция, знакомые, родственники, но все было тщетно. Больше всего Барбара злилась на Полет. Если бы ни эта дрянная девчонка, с Арманом ничего не случилось бы и он остался бы  жив. Но случилось то, что к сожалению, Барбара изменить не смогла.

Однажды, в середине июля, она получила письмо от Армана из Аркашона, в котором он сообщал ей о том, что он жив и здоров. Живет на Атлантическом побережье, что у него хорошая работа в ночном клубе и... любимый друг. Он писал о том, чтобы мать не беспокоилась о нем,  он навсегда расстался с женщинами и, познакомившись с местными гомосексуалистами, решил полностью изменить свою жизнь.

С этим она никак не могла смириться. К тому времени Барбара рассталась с Этьенном, освободив себя от той пучины лжи, в которой жила последние девять лет и, собрав небольшой чемоданчик, вылетела в Аркашон.

Найти Армана не составляла труда. По его фотографии, которую Барбара захватила с собой, она легко нашла тот ночной клуб, в котором он  работал стриптизером. Она вспомнила, что он  с детства любил танцевать перед зеркалом и петь под фонограмму какого-нибудь известного певца. Тогда все это Барбара воспринимала, как детские шалости и не могла предположить, во что это  вылиться через десяток лет.

Барбара долго и настойчиво умоляла Армана вернуться в Париж и начать все заново. Он, слушая ее , находился в своем мире, все время молчал и кивал головой, как бы соглашаясь с ней. После того, как Барбара закончила, Арман встал и тихо произнес, - мама, я очень тебя люблю, но я никогда больше не вернусь в Париж. Извини, мне надо идти, скоро мой выход. Она пристально смотрела на него и узнавала своего сына и не узнавала одновременно. Как будто это был совсем другой человек. Я подожду тебя, - произнесла она во след уходящему Арману, - у меня есть еще два дня. Я буду ждать тебя здесь, сынок.

Больше всего Барбаре запомнилась их последняя встреча перед ее отлетом в Париж. Они сидели в душном гостиничном номере, с океана дул теплый ветер, кондиционер работал в полную нагрузку. Они молчали   и смотрели на океан.

Арман, а как у тебя дела с этим...? - начала Барбара. Мама, у меня все отлично, - сухо ответил он. Сынок, мне так не хватает тебя, я совсем одна в Париже, в полном одиночестве.Прогуляйся в деревню к Изабель, вам будет о чем поговорить,- продолжал Арман. Нет, сынок, после того случая я ни разу там не была, - чуть с грустью продолжала Барбара. Бедная Изабель, как она там одна справляется с хозяйством? Нам бы вместе с тобой проведать ее, она была бы очень довольна. Мама, к чему это? - резко оборвал ее Арман. Они снова замолчали. Потом она обняла его и стала гладить по волосам. Господи, как же я люблю его, подумала она в тот момент. Никому его не отдам, он мой, навсегда. И вдруг, Барбара засуетилась и неожиданно начала раздеваться. Арман посмотрел на нее равнодушно, а потом тихо спросил, - мама, зачем это? Она застыла на некоторое мгновение, а потом спросила, - ты хочешь меня? Он ничего не ответил, только равнодушно продолжал смотреть в сторону океана. Чуть погодя, она опустилась перед ним и положила голову на его колени. Арман, прости меня, я хотела вырвать тебя из этой грязи.Кроме тебя у меня никого не осталось, прости меня, сынок. Они снова замолчали...

 А потом в самолете она долго не могла  успокоиться и рыдала до самого Парижа.
 
Через год Барбара получила от Армана письмо, в котором он сообщал о том, что болен какой-то странной болезнью.У него постоянно держится высокая температура и страшный озноб, а по всему телу распространяются  странные красноватые пятна.

Встреча Барбары с врачом не дала ничего обнадеживающего. Он сообщил ей, что Арман болен СПИДом и жить ему осталось максимум месяц.

Сегодня 18 сентября, ранним дождливым утром Барбара похоронила своего любимого сына.
Она сидела на Монмартре в уютном кафе в углу около окна и понимала, что ее жизнь потеряла всякий смысл. Оплатив счет, она направилась на площадь Пигаль,  где жила в полном забвении, всеми забытой и никому не нужной.

Наступала ночь. Барбара вошла в свою раскошную квартиру, бросила сумочку на зеркальный столик у двери  и вошла в спальню. На клочке бумаги она чиркнула несколько слов, потом из прикроватной тумбочки достала  пачку снотворного, высыпала себе на ладонь и, запив водой, все проглотила. Потом она спокойно поправила подушки, и, не раздеваясь, легла на кровать. В комнате повисла тишина, слышно было лишь как тикали настенные часы, отсчитывая последние минуты чьей-то жизни.

Утром, в половине девятого, молодая  темнокожая домработница по обыкновению открыла дверь и вошла в квартиру. Обычно перед уборкой, она спрашивала у хозяйки что необходимо сделать за день. Она открыла дверь спальни и, увидев на кровати хозяйку, лежащую в одежде, тихо вошла. На тумбочке лежала записка, в которой была лишь одна фраза - « Не будите Барбару».


Рецензии
Трогательно,трагично и очень понятно.ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ ТЕРЯТЬ НЕВОСПОЛНИМО СТРАШНО.
С УВАЖЕНИЕМ,БОРИС БЫЧКОВ.

Борис Бычков   22.11.2016 18:04     Заявить о нарушении