Сокровенный Кавказ. Глава 1. Введение

            Страна "Каф" - начало и конец человечества

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Хвала Всевышнему, который одарил человека разумом и научившего человека читать и писать. Благодаря разуму у нас есть возможность размышлять обо всем, что нас окружает из созданного Всевышним, возможность читать, чтобы получить знания и возможность писать, чтобы делиться своими мыслями и знаниями.

Всевышний отправил человека на землю посланником, который будет испытан на ней. Наша земля малая пылинка в необъятном пространстве Вселенной и, в тоже время, духовный центр мироздания - оазис жизни в пустыне космоса. Мы видим только малый уголок Вселенной, но и он поражает нас своим величием.
 
С незапамятных веков, самой глубокой древности, одним из самых загадочных и древних, с чудесными преданиями древних, гордый, могучий, гостеприимный, с множествами легенд и исторических событий, благодатным и райским уголком земли являлся Кавказ.

Горы и небо Кавказа хранят свои тайны. Сколько неизвестных и известных праведников, пророков и посланников побывали на этих таинственных горных вершинах. Горы Кавказа учат о Создателе. Кажется, что непрестанный поток времени, как прибой, разбивается у их подножья. В горах душа чувствует дыхание вечности. Белизна ледников, ослепительная при солнечном свете, как поверхность огромных зеркал, и отливающая голубизной в лучах зари, - это образ души, погруженной в молитву и созерцание. Если землю сравнить с садом, то горы - это чудные каменные цветы.

Горы Кавказа имеют неодолимую притягательную силу. Кто почувствовал их духовное богатство и увидел их красоту, сердце того всегда будет стремиться к горам, как сердце странника - к своей Родине. Незапятнанная чистота снега - образ сердца жителя гор, который победил свои страсти, к которому возвратилась девственная чистота. Гул ветра в ущелье, похожий на рыдания, напоминает о непрестанном покаянии.

Гроза в горах, когда, кажется, что от ударов грома раскалывается на части сама земля, возвещает День Страшного Суда. Тишина гор, когда небосвод кажется куполом, вылитым из хрусталя - образ той тишины и покоя, который дает благодать душе отшельника, отрекшегося от всех и от всего, кроме Создателя. Нет музыки более сладкой, чем чтение Корана в тишине; нет слов более глубоких, чем поминание Всевышнего; нет красок земли более прекрасных, чем темнота в халвате (араб. место уединения), в которой молится праведник, уединившись со Всевышним и освещает его своими молитвами.

Кавказ горцы называют «вершиной человечества», а греки называли “троном богов”. Кавказ похож на царя гор. Зимой он одет в белоснежную мантию. Весна набрасывает на его могучие плечи изумрудный плащ. Летом, когда расцветают горные цветы, как будто вспыхивают разноцветные огни, то Кавказ похож на царя в тронном зале, украшенного драгоценными камнями. А осень - облачает его грудь в золотую парчу. Кавказ -  подобен седовласому отцу, а страны вокруг него кажутся юными девами, которые прильнули к нему, как будто ищут у его груди защиту от врагов.

Для нас неведомы имена многих пророков, праведников и отшельников, населявших эти горы, но мы чувствуем силу их молитв, как ощущаем благоухание цветов, хотя не знаем их названий; как сердце слышит дыхание благодати в старинном храме.
Мир стремится вовлечь нас в водоворот страстей. Он хочет, чтобы мы забыли о вечности, а горы - это напоминание душе о вечности. Злая сила, которая хочет отлучить душу от Бога, может уничтожить храмы, сжечь священные книги, но она не сможет разрушить искренние сердца, жаждущие встречи со своим Создателем.
Многочисленные завоеватели огнем и мечом истребляли память народа. По свидетельству аль-Бируни: завоеватели среди покоренных народов всеми способами уничтожали и рассеивали "всех, кто знал письменность, кто хранил предания, всех ученых, так что покрылось все это мраком и нет истинных знаний о том, что было извечно из их истории". Нужно приложить неимоверные усилия, чтобы в какой-то мере восстановить свою древнюю историю.

Во все времена, официальная  история, которая преподносится обществу, представляла собой политику господствующих кланов или государственной системы. Правящие кланы созданием большой лжи надеются сохранить свою власть и свою идеологию, разрушая национальное самосознание и национальное достоинство. Сами того не замечая, мы живём в пространстве выдуманных мифов. Оно плотным кольцом окружает нас, заставляя видеть вокруг нас всё в искажённом свете. В мире, особенно последнее столетие идёт процесс манипуляции сознанием. Ложь, ставшая главным идеологическим оружием капитализма и других антибожественных идеологий, заменяет миллионам людей реальность. И без знания ложь не разоблачить. Японский мыслитель У. Кандзо писал: «Если вы, спасая государство, погубите истину, то погибнет и государство и народ. А если вы спасете истину, то народ возродит государство даже из пепла». Ложью и насилием не построишь благополучное общество, а гармонию можно достичь, только следуя Истине. В наше время человечество идёт к саморазрушению. В целях создания новой системы управления и мироустройства, идёт процесс полной деградации стран и народов путём разрушения религии, культуры и нравственности. Искажается мировая история путём уничтожения богатых своей историей стран и городов, вместе с музеями мирового значения, где хранятся древние письменные и материальные источники прошлого человечества, вовлекая эти страны в хаос и войну. Процесс разрушения истории в Дагестане начали в начале 20-го века. После гражданской революции, когда были уничтожены многие рукописи на арабском языке, дагестанское общество пришло к полной интеллектуальной и духовно-нравственной катастрофе. Повсеместно все народы лишались духовных источников, своей исторической памяти, началась полная замена ценностей.
 
Главная проблема у официальной истории является материалистический подход, с множеством  фальсификаций и скудностью материала. Есть негласная мировая политика уничтожения мировой истории и создания единой мировой нации. Й.Геббельс  цинично говорил: отними у народа историю - и через одно поколение он превратится в толпу,  а еще через поколение им можно будет управлять, как стадом.

Мировая политика привела к реальной катастрофе наше общество. Сегодня наше ослепленное материальным миром и инстинктом наживы общество не способно заметить духовно-нравственный и культурный упадок, а у правящих местных кланов, занятых удовлетворением своих неограниченных материальных потребностей, отсутствует чувство патриотизма и веры в Бога. Вместе с упадком нравственности и веры исчезают целые народы, их языки и культура.

Поэтому, надо любыми положительными способами сохранить свою веру, свою историю и свою культуру. Если человек занимается исследовательской работой, приоритетом в этом случае является объективность, не допускать зарождение и удовлетворение примитивного чувства национализма. Истинный исследователь не должен ставить своей целью возвеличивание одной нации над другой, а стремиться к установлению истины, которая помогает каждому народу осознать собственное предназначение. В большинстве случаев историки начинают претендовать на превосходство своего народа над другими, поэтому преследуя такие цели, картина прошлого для них не будет ясно открываться, добавляя множество личной фантазии, которая не может соответствовать истине.

В результате исследований многих историков можно придти к выводу, что все этносы, все народы, существующие в настоящее время на нашей планете имеют единые корни. Кавказ является прародиной человечества и первым - главным очагом мировой цивилизации. Кавказские народы - это коренные этносы прародины человечества. И генетические корни всех народов на земле восходят к древним коренным этносам Кавказа.

Задачей нашей работы является восстановление истоков духовного и материального развития человечества и его происхождения. У горных народов Кавказа имелось множество устно передаваемых исторических преданий о прошлом, но, к сожалению, последние поколения подвергли забвению многие из них, и этим самым стираются из памяти знания об истории наших предков. Известно, что  сенсационные открытия древнейших городов Месопотамии, бесследно похороненных под слоем почвы, были сделаны на основании библейских текстов. Знаменитому? Г. Шлиману удалось откопать сокровища Трои, исходя из Гомеровского эпоса. Это доказывает  важность и пользу следования историческим источникам и преданиям, благодаря, которым проводились археологические работы.


                Кавказ – альфа и омега

Кавказ издревле был в гуще событий – ярких, бурных и судьбоносных. С древних времён история народов Кавказа, насыщенная драматическими событиями, вызывала огромный интерес у путешественников, писателей и исследователей. Кавказ фигурирует и в священных книгах, литературе, историко-географических описаниях древних авторов. Судя по сведениям из источников, Кавказ играет особую, доминирующую роль в сознании наших далёких предков. Однако, по странному стечению обстоятельств, история кавказских народов остается малоизученной.

«Страна Каф» – это Кавказ с множеством древних святынь, которые свидетельствуют о том, что некогда это была сакральная территория. Особая энергетика этого края, показывает  выбор Всевышним этой местности, для будущих священнодействий и пророческих миссий. Тот, кто поднимался в горы Кавказа, не забудет таинственного ощущения неземного состояния - слияния души с окружающим миром и Создателем.

Многие тысячелетия передаются рассказы, легенды, вышли многочисленные статьи и научные работы учёных о своих догадках и исследованиях.  До нас дошло множество народных преданий, а также описание в Священных писаниях  загадочного Кавказа, как место спасения человечества от потопа с Ноевым ковчегом, с горой Тур, с пещерой Асхабуль Кахф, с преградой Зуль-Карнайна от народа Йаджудж и Маджудж, с древним Дербентом и т.д.

Существует ещё одно мнение, что в суре аль-Кахф (пещера) действия происходят на Кавказе. Каф это пещера на горе, а некоторые учёные говорят, что это название горы, в которой находятся её обитатели. Слово кахф возможно происходит от слова каф (гора). В данной суре приводится рассказ о людях (Асхаб аль-Кахф), которые были воскрешены, после того как уснули и пробыли в пещере больше трёхсот лет (сюжет общий с Семью отроками Эфесскими в христианстве). Эти люди были верующими, убежавшими от правителя, преследовавшего их за их веру, и пролежавшими в пещере все это время. Затем они были воскрешены, что является знамением, подтверждающим могущество Аллаха в воскрешении после смерти. Далее в суре рассказывается о Мусе и богобоязненном рабе Аллаха, которому Аллах даровал знания. В суре упоминается  Зу-ль-Карнайн, который прибыл на крайний восток и воздвиг там преграду. Во всех историях этой суры, описываемых в Коране, речь может идти о Кавказе, о котором мы расскажем в следующих наших исследованиях.
В эзотерической традиции Кавказ - альфа и омега, начало (Ной) и завершение (Гог и Магог) современного человечества и его истории, т.е. наступление Судного Дня. Арабы Дербент (Баб ал-Абваб) называли Вратами Судного Дня ("Баб-иль-Киям") и одними из самых высоких Ворот Рая. Но это еще не все. В древности и в средневековье Кавказ считался осью земли, гористой линией, разделяющей не только мистические, но и реальные географические регионы севера и юга, Европы и Азии. По сведениям из исторических источников и преданий, одним из первых регионов заселения пророка Нуха, мир ему, и его потомков была территория Восточного Кавказа.

Будучи мостом, связывающим Европу и Азию, Кавказ стал выразителем уникальной культуры. К примеру, нигде в мире нет такой же, сравнительно небольшой территории, где было бы сосредоточено такое разнообразие языков. Кавказ и прилегающие к нему с севера и юга хребты в древности были перекрестком великих цивилизаций. Кавказ спорил с Вавилоном за право называться центром мира. Ни один горный хребет не занял столь популярного места в мифологии древних греков, как Кавказ (мифы о Прометее, Амазонках и т.д.). В определенной мере можно сказать, что Кавказ оплодотворил многие основополагающие сюжеты их мифологии. Известный специалист по древнегреческой мифологии Ранке-Гравес отмечает, что древние греки считали Кавказ "троном богов". Древние греки связали с этим регионом не только смену поколений богов, не только распятие Прометея, но и зарождение (как и в Библии) современного человечества. Арабский историк Ал-Куфи именует территорию современного Дагестана в X веке как «Ард ас-Сарир», что означает «Земля Трона».

Если проводить объективные исследования множества исторических источников и мифологических текстов и народных преданий. Анализируя данные в области палеонтологии, археологии, историографии, лингвистики, антропологии, этнологии, генетики и т.д. можно прийти к одному выводу, что все народы нашей планеты имеют единые корни, которые берут начало с Кавказа. Кавказ – это корень мира, а плодами этого мира является Ближний Восток. О превосходстве кавказских гор говорит то, что под Кавказом подразумевали всю цепь горных массивов между Средней, Центральной и Передней Азией, как это объясняли и древние авторы, что горы Армении, Малой Азии, Крыма и Персии относят условно, как некие отроги Кавказской горной цепи. Абу-л-Фида (1273–1331) описал следующее: «…гора ал-Кайтак (Кавказ) тянется от Баб-ал-абваба до страны ар-Рум на расстоянии месячного (пути)...".
 
Народы, основавшие такие цивилизации, как Урарту, Шумер, Митанни, Мидию и Хеттскую державу, а также государства Крита, Греции, Этрурии, Рима, Ирана и Парфии рассматриваются многими, как выходцы с Кавказа. На протяжении всей своей долгой истории Ближний Восток остаётся одним из важнейших политических, экономических, религиозных и культурных центров. В этом регионе находятся самые главные исламские святыни. На территории Ближнего Востока существовали одни из древнейших государств на Земле — Древний Египет, Урарту, Шумер, Хеттская держава, Финикия, Эгейская цивилизация (Минойская держава Крита и Кипра), Карфаген, Израильское и Иудейское царства, Персидская империя, Парфия, Вавилон, Ассирия, Арабский Халифат, Колхидское царство и др.
 
В поисках ответов на неразрешимые проблемы исторической науки взоры многих исследователей обратились к Кавказу, как к древнейшему очагу человеческой цивилизации. Кавказ - "древнейший центр высокоразвитой мультикультурной цивилизации" (А. Глюксман).

Многие исследования показывают, что регион Кавказа являлся колыбелью человеческой цивилизации, но зачастую эти исследования не любят особо разглашать в силу политических соображений. Гениальный мыслитель Ф. Гегель в своей уникальной работе "Философия духа" писал: "Только в Кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Прогресс осуществляется только благодаря Кавказской расе".
 
Немецкий этнолог, Иоганн Фридрих Блуменбах, на основе научных исследований и наблюдений, писал:  «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа»
Исследователи В.Щербаков и А. Барашков приходят к выводу о том, что генетические корни древнерусского и других славянских этносов восходят к племенам Кавказа.

Многие исследователи с удивлением отмечают поразительное сходство археологических находок, культуры, традиций и антропологического типа древнейших племен, расселенных на обширных пространствах вокруг Каспийского и Черного морей, начиная от Средней Азии, Ирана и кончая Европой в целом. Ученые строят относительно правильные, но довольно зыбкие концепции о взаимосвязи культур различных древних этносов. Слабым местом этих концепций является то, что в них отсутствует центральное, изначальное звено - кавказские этносы.
Научное подтверждение предположения, что Кавказ прародина человечества, затрудняют недостаточность материала, определенная тенденциозность евроцентрической историографии, отсутствие у специалистов по древнейшим цивилизациям знания еще недостаточно исследованных языков Кавказа, отсутствие правильного подхода у местных (кавказских) исследователей. Однако имеющиеся к настоящему времени материалы позволяют сделать выводы о том, что регионы Кавказа составляли целостное единство с цивилизациями Передней и Малой Азии и Ближнего Востока. «Только тот, кто не верит ни одному слову в Ветхом Завете и отбрасывает в сторону исторически правильное ядро вместе с мифическими преданиями, может игнорировать связи между Уром в Шумере и регионами Кавказа" - пишет Э. Церен.

Известный учёный-историк Н.Я. Мерперт подчеркивает огромную роль Кавказского цивилизационного очага в древнем мире “и как области высокоразвитых культур, и как важного моста между Передней Азией и евразийскими степями”.

Ответом на вопросы, поставленные Э.Цереном, становятся выводы исследований И.Дьяконова и С.Старостина: "Древнейшие хуррито-урартские языки образуют отдельную ветвь северо-восточно-кавказской языковой семьи". Авторы книги "Лезги и древнейшие цивилизации Передней Азии" ГЛ. и Д.Г. Абдурагимовы на доступном им материале показывают тесные взаимосвязи предков дагестанцев, кавказцев с цивилизациями древней Месопотамии. Многие авторитетные исследователи (Е.Черных, В.Иванов) отмечают огромную роль хуррито-урартов также в формировании цивилизаций Средиземноморья.

Французская путешественница Адель Оммер де Гелль, побывавшая на Кавказе, на Юге России в 1840 году писала о нашем крае: «Здесь историки возвращаются к первым годам сотворения мира, к первобытным племенам, послужившим началом таким великим нациям. К нему относится все беспредельное, поэтическое из тех эпох, которые мы можем рассматривать только сквозь причудливую вуаль античности и особенно воображения».

Известные специалисты О.Г.Фрей и Г.Херм отмечают, что генетические корни западноевропейских этносов берут свое начало на Кавказе. Данные современной археологии и антропологии дают полные основания для подобных выводов. Выдающийся историк и политолог А.Авторханов пишет: "Кавказ - страна, по имени которой антропология назвала белую расу "Кавказской расой".


                Кавказ – главные Ворота и вершина человечества.

На Кавказе живут народы, говорящие на кавказских, индоевропейских, а также тюркских языках. Этнографически и лингвистически кавказский регион можно отнести к самым интересным областям мира. Кавказ и прилегающие к нему с севера и юга хребты в древности были перекрестком великих цивилизаций.
Языкознание обратило внимание на связь шумерского языка с еще не полностью исследованными языками Кавказа. Филология с полным правом может занять свое место среди исторических дисциплин, в задачи которых входит воссоздать и осмыслить путь, который проделал человек от корней его первоначального происхождения.

Язык - это один из самых важных исторических памятников, ибо отражает не только материальную сторону, но и уровень духовно-нравственного и культурно-эстетического развития. В отличие от археологических находок, язык - живой источник информации. Некоторые горные народы Северного Кавказа в определенной степени сохранили в своих языках  черты древнего языка, и не подверглись литературной обработке, благодаря  своей изолированности от других народов. Они могут помочь в разгадке некоторых исторических событий и терминов, например, относящиеся к временам пророка Нуха и пророка Мусы, мир им.

В результате формирования отдельных народов и наций, происходят языковые изменения, в процессе, которого появляется и новые варианты у уже существующей языковой единицы. В любом языке непрерывно возникают изменения во всех звеньях его структуры под действием внутренних или внешних (языковые контакты) факторов. Если носители одного языка находятся в условиях изоляции друг от друга, вызванной миграциями, определёнными природными условиями, появлением новых политических границ, социальными различиями и т. п., языковые изменения у них в разных частях языкового ареала протекают неодинаково. В результате происходит историческое расхождение двух и более родственных языков, диалектов или вариантов литературных норм одного языка. Знание этих процессов и методология их анализа являются чрезвычайно эффективными средствами исследования происхождения и истории развития народов и цивилизаций.

В процессе языковой эволюции накопившиеся различия в таком языке приводят к формированию диалектов, обособлению их друг от друга и далее к образованию на основе этих диалектов самостоятельных, родственных друг другу, языков. Таким образом, со временем формируются семьи языков из одного, общего для них, праязыка (нередко через стадию промежуточных праязыков). Так, например, славянские, балтийские, германские, романские, кельтские, индоиранские, греческий, армянский и другие языки, составляющие семью индоевропейских языков, восходят к общему предку — праиндоевропейскому языку. В объективной науке  индоевропейские племена белой расы принято называть термином "Кавкасион" - кавказцы. Языковые данные станут одним из важных аргументов в пользу генетического единства кавказских и индоевропейских этносов. В теории академика Н.Марра о генетическом единстве кавказских языков и их внутренних связях с семитскими языками имела рациональную основу.

Слова - продукт мыслительной деятельности, поэтому разговорный язык – отражает и сохраняет образ мышления, присущий носителю этого языка. Язык отражает характерный определенному народу уровень интеллектуального мышления и прогресса, его историю, а также его ценности и традиции.

Среди учёных, краеведов, а также в многочисленной этнической среде, присутствующей на Кавказе, нет единого мнения относительно трактовки смысла этого слова. Название Кавказ встречается впервые в трагедии Эсхила: "Скованный Прометей" (479 г. до Р. Х.), от греков оно перешло к римлянам и затем ко всем новейшим европейским народам, но по сегодняшний день точное значение слова Кавказ остается спорным. Название Кавказ или Кафкас по одной из версии произошло от соединенного названия, народа касвиев или же каспиев и горы Каф. По другой версии происходит от соединения слов Кахф и кас, что означает «Люди пещеры». Тюрко-татарские народы называли Кавказ — Кафдаг, что означает «гора Каф». Возможно Кавказ (Каф+кас) - означает "горский человек", "горец". Здесь налицо обычное явление, когда этноним переходит в топоним.

В исламской традиции гора Каф является образом горы или горного хребта, опоясывающего землю, «как перстень палец», граница между миром проявленным и не проявленным. Гора Каф окружает собой весь мир. Она сделана из огромного цельного изумруда. Под горой расположены 40 миров, абсолютно непохожих на нашу землю, и в каждом из этих миров есть 400 тысяч городов, и у каждого города имеются 400 тысяч ворот. По описаниям одних авторов - Мутаххар б. Тахир ал-Макдиси / ал-Мукаддаси, Йакут ал-Хамави, Закарийа ал-Казвини, Ибн ал-Варди - в основании Каф лежит зеленый изумруд, цвет которого отражается небом. По утверждению других, изумруд находится в основании скалы (ас-сахра) - опоры Каф, называемой также столбом (ватад): Аллаh создал ее, чтобы укрепить Землю. Каф -  Мать всех гор мира, связанных с ней подземными ответвлениями. Землетрясение - это всегда знак вероотступникам: Аллаh насылает его, приводя в движение один из ее отрогов, когда хочет наказать людей или разрушить какую-либо страну. Каф недоступна для людей, за ней живут ангелы и джинны. Она - обитель легендарной птицы Анко (в иранской традиции - Симург), существующей от Начала Мира. Туда, за ее мудрыми советами, приходили герои и цари древности, поэтому Каф, особенно в поэзии, именуют «Горой Мудрости», «Горой Удовлетворенности».

В земной, не космологической, географии Каф соответствует Кавказской горной стране - барьеру мусульманского мира на севере, который остается, по мнению ряда авторов (Ибн Хурдадбих, Ибн ал-Факих, ал-Мукаддаси, а также анонима Худуд ал-'алам), исторической сценой Конца Света. В выступлениях исламских проповедников звучало, что именно Главный Кавказский хребет положен охранительной преградой и вечным сборным местом правоверных народов и государств, а горцы призваны стражами и защитниками для ведения войны против неверных, нападающих при приближении Судного Дня все ожесточеннее. В кораническом сказании о стене, залитой железом, говорится, что на пути Йаджуджа и Маджуджа, между двумя вершинами, ее воздвиг Зуль - Карнайн. В тот день, когда придет обещание Господа, стена обратится в прах (Коран, 18:93/92-98/97; 21:96). Большинство средневековых авторов отождествляли с враждебными людям персонажами кочевые народы севера, в частности, скифов, чьи опустошительные походы в Переднюю Азию и на Ближний Восток защищала мощная многокилометровая система укреплений Дербента. В Зуль-Карнайне видели и эпических царей Ирана, и Александра Македонского и других реальных и мифических героев и правителей.
Все древние авторы, даже зная о том, что за Кавказом располагаются необъятные земли, населенные множеством народов и племен, в силу географических, а может быть и духовных традиций, продолжали упорно называть "гору Кавказ" краем мира, его завершением, а в баснословных преданиях гора эта считается жилищем дивов и пери. Неудивительно, считая Кавказ за конечный предел человеческого бытия, что диких, сильных и ловких обитателей этих гор называли дивами, а женщин, славящихся красотой, — пери.

Одним из оснований считать Кавказские горы  краем мира заключается ещё в том, что они являлись пределом населенной части земли. Финикийские мореплаватели, словом "каф" обозначали крайний, северный предел обитаемой земли, и в «Стране Каф» они указывали место, где обитало самое древнее их божество, Баал-Кафон. Древние Армяне дали этому имени форму «Кафаз». Также древние Персы отмечали, что «Страна Каф» была крайним пределом обитаемого мира. Фирдоуси (934-1020 гг.) в исторической части своей знаменитой поэмы "Шахнамэ" уже связывает это место с реальными аланами: - "И горный Дербенд, и аланов страну Лохраспу отдам я, закончив войну до Кафа, до тех величавых хребтов. Всем будет владеть безраздельно Хосров...".

У арабских путешественников и географов средневековья для обозначения Кавказа используются вариации Каф, Каб, Кабк, Кабх, (ал-Масуди, ибн Хордадбех и т.д.). У семитских народов «Каф» означает «край», «завершение», «конец», «предел». Персы называли – «Каф», «Гаф», а тюрки – «Капу», «Капыг». Слова "кабак", "кабк", "капу" означают на тюркских языках понятия "ворота", "двери", «проход» плюс этноним кас, получается «Кап-кас» с общим значением проход или ворота касов или же «Каспийские ворота». Кавказ и в старинном русском языке звучит как «Капказ». В древности Дербентские ворота назывались «Воротами касов». Потом возможно это название распространилось на весь регион. Слово "каз"/"кас"/, "каш" на тюркских языках означает ещё и "возвышенность", "холм", "гора". Отсюда термин "Кавказ" может означать «ворота  горы» или «горные ворота».

Как показали результаты, даже в интеллектуальной среде во внимание берутся только две версии: арабское и тюркское названия Кавказа.

В связи с этим хотелось бы изложить некоторое видение вопроса, связанное с названием Кавказа, среди автохтонных народов Кавказа. Значение термина Кавказ у горных народов Северного Кавказа может означать по-разному, например, у осетин кау — означает жилище или поселениe, кау+аз может означать "поселение азов", древних предков арийцев. Кавказ, у некоторых древних народов называлась землею "азов" asia terra, т. е. священная земля. У чеченцев «кав», означает «ворота», что совпадает с тюркским значением этого слова, а объединив «кав и кас» получается «ворота касов». У табасаранцев «кав», имеет значение «корень», поэтому термин «Кавказ» может означать «корни касов». У рутульцев «къав» означает «вершина, крыша», своего рода «крыша мира». Слово «кас» означает «человек» или «человек имеющий святость». В результате слово «Кавказ» может означать «вершина человечества или же праведных людей». У лезгин популярно значение слова «Къавкъаз», как «подпирающий небо», возможно, два последних варианта пришлись бы по душе Эсхилу, потому что именно он писал, что недоступные горные вершины воспринимали как жилища богов, считали их подножием неба, которое они подпирают, как могучие Атланты. Можно также найти упоминание о том, что кавказские народы называли свои горы Каспием.

В Библии Кавказ упоминается с первых страниц как часть созданной Богом благословенной земли – Эдем. Исключительный интерес древние проявляли к территории Дагестана. Согласно мифам, Геракл отправляется на Кавказ и освобождает прикованного к скале Прометея. По одной из версий, он был прикован Зевсом к горе Шалбуздаг в Южном Дагестане. Лукиан Самосатский конкретизирует, что Прометей был прикован к скале вблизи Каспийских ворот, т.е. в регионе Дербента. Согласно греческим мифам, именно на Кавказе происходила битва олимпийских богов с титанами. Одним из титанов был Иафет – отец Прометея. Древний армянский историк Мовсес Хоренаци отождествляет Иафета с сыном пророка Ноя, мир ему. Известные кавказоведы Я. Лазарев и М.Клапрот отмечают: "Здесь (в Дагестане), по преданиям горцев, согласно греческому Арфею обитал Прометей и изобрел искусство кования железа". Если ссылаться на хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на территории Кавказа, он  также особо выделял землю Дагестана, назвав эту землю «Бабуль Абваб», что означает Врата Ворот или же Главные Ворота.

Потомки пророка Нуха, мир ему, и спасшихся с ним людей обитали в стране Каф, то есть на Кавказе. Пророк Нух, мир ему, высадился с людьми, спасшимися от потопа, именно на Кавказе и место его высадки лишь позднее стало отождествляться с горой Арарат. Под этим названием в Библии никогда не понималась современная гора Арарат - так древние евреи называли Урарту и вообще "северные пределы земли" - Кавказ.
 
Много загадок еще хранит этот волшебный край под названием Кавказ, с которым связано не только его появление, но и гибель современного человечества.  Это название ещё ждет окончательного решения своего происхождения. Однако некоторые считают, что необычайные явления могут произойти где угодно, но только не рядом.


Рецензии