Директор МТС Каштанов. Элиста. 1937 г

КАШТАНОВ НИКОЛАЙ НИКИФОРОВИЧ –
ДИРЕКТОР ШИШКИНСКОЙ МТС

3. ПОЕЗДКИ В ЭЛИСТУ

Каштанову приходилось лично контролировать ход выполнения полевых работ, бороться с приписками. От объемов выполненных работ зависела зарплата и премиальные рабочих. Поэтому специалисты МТС на приписки закрывали глаза.
В начале июня 1937 года Каштанов и старший агроном Херьяков побывали в тракторной бригаде колхоза имени Ворошилова (хутора Алтухов, Дейнекин). Сверили акты на выполненные работы с фактическими объемами выполненных работ, выявили приписку культивации – 60 гектаров.

Заместитель директора МТС по расчетам Дойников объяснил приписку случайной ошибкой. И таких «случайных ошибок» допускалось очень много!

В Благодарненском районе, в зоне рискованного земледелия, при возделывании зерновых культур очень важен агротехнический прием – лущение стерни. Лущевкой одновременно решались несколько задач: сохранялась влага в почве, уничтожались сорняки и вредители, особенно пилильщик.

В июле 1937 года трактористы вывели в поля лущильные агрегаты, но фронта работы не было. Колхозы не убрали солому с полей. Директор МТС Каштанов приказывал, требовал, просил председателей колхозов ускорить освобождение полей от пожнивных остатков, но они были заняты не менее важным делом, поднимали людей на выполнение главной заповеди земледельца, везли хлеб в закрома Родины!

Можно было пойти другим путем, сжечь солому на полях! Но за это по головке не погладят: солома – корм и зимняя подстилка для животных.

Каштанова вызывали в райком партии, в райисполком, где руководители районного звена Лобакин, Федоров, Крутько требовали укладываться в рабочие планы лущения стерни, угрожали «…забрать партийный билет», называли врагом народа! Весь огонь критики они направляли на руководство МТС и бригадиров тракторных бригад, а к председателям колхозов требований не предъявляли.

На одной из планерок в кабинете у Каштанова обсуждался вопрос снабжения мастерской МТС запасными частями, ремонтными материалами, резиной и курным углем. Карачаевского угля было достаточно, но он не давал высокой температуры и не позволял производить сварочные работы.

Специалисты предлагали:
- Надо съездить в Калмыкию. У них хорошее снабжение! В Элисте, говорят, все можно достать.

Каштанов:
- Месяц назад поездом я возвращался с совещания из Ростова-на-Дону. Познакомился с попутчиком из Элисты. Он рассказывал, что к ним завозят много товаров. Я поинтересовался: «Можно ли купить печатную машинку?» Он пообещал выяснить и написать. Вчера на МТС пришло письмо от этого человека. Пишет, что машинку достать можно, приезжайте.

- Так надо ехать! – внес предложение завхоз Скрябин.
- Я же не местный. Даже не знаю, где эта Элиста? Далеко?
- Километров 250. Я дорогу знаю. На полуторке доедем засветло. В Элисте мой товарищ живет, человек при должности, подскажет, где товары купить.
В Калмыкию в командировку отправились Каштанов, Скрябин и механик. В Элисту добрались к вечеру, на ночлег остановились на квартире у знакомого Скрябина. Приветила хозяйка. Самого хозяина дома не было, уехал охотиться на пернатую дичь.

На другой день посетили Калмыцкий Республиканский «Снабсбыт». Печатные машины на реализацию были, но со шрифтом на калмыцком языке.
- Нам это не годится! На русский шрифт можете переделать? – спросил Каштанов.
- Сделаем, но надо дня три на переделку, - ответил заведующий отделом.
- А футляр на машинку есть?
- Сделаем! Все это обойдется в 3800 рублей.
- Это не дорого! – согласился с ценой Каштанов. - Оставляю тысячу рублей задатка. За машинкой приедем через неделю.

А затем «шишкинцы» поехали в Элистинский «Сельхозснаб». Осмотрели склады. Удивились изобилию товаров. Зашли к управляющему, рассказали о своих проблемах, попросили помочь. Он выписал одну тонну курного угля, 100 штук лемехов, 50 килограммов гвоздей, 4 тысячи звеньев цепи Эверта, более тонны металла различного профиля.

Когда загрузились и выписывали пропуск управляющий «Сельхозснаба» спросил:
- Вы можете нашим сотрудникам овощей привезти? Помидор, огурцов… У нас тут полупустыня. Овощи в дефиците!
- Привезем, - обнадежил Каштанов. – Мы весь груз не забрали. Полуторка уже перегружена. Оставили товары на следующий рейс.
Приехали в Александрию, груз сдали на склад. Работа ремонтной мастерской наладилась!


Готовясь к следующей поездке в Элисту, Каштанов поставил в известность членов партии Дойникова, Евсюкова и других, что надо везти сотрудникам «Сельхозснаба» овощи.

- Они нас уважили, уважим и мы их! Обещали помочь, поможем, - раздавались одобрительные голоса членов ВКП(б).

Завхоз Скрябин закупил в Шишкинском колхозе «Революция Мира» два центнера помидор и два мешка огурцов, двадцать кочанов капусты, несколько ведер лука. Со своего склада взяли мешок муки. Все это погрузили в трехтонный «ЗИС» и отправились в путь-дорогу.

Пока добирались до Элисты по тряской дороге, помидоры потекли, овощи стали иметь не товарный вид. Показывать их на базе было стыдно!
- Что делать с помидорами? – спросил Каштанов у завхоза.

Как известно, завхозы – народ ушлый, сообразительный!
- Не беда! Сегодня в городе сельскохозяйственная ярмарка. Можно продать помидоры на рынке, - сообразил Скрябин.

Пока завхоз продавал на рынке подпорченные помидоры, огурцы и муку, Каштанов получил на базе товары, загрузил «ЗИС» лемехами, ремонтными материалами, получил пишущую машинку, и даже купил патефон с пластинками для полевого вагончика. А потом, забрав Скрябина с городского рынка, заехали к его знакомому, выпили водки, закусили. Скрябин отдал товарищу бесплатно двадцать кочанов капусты, а лук продал по пять рублей за ведро.


В целом поездки в Элисту удались! Но неприятности у Каштанова начались через несколько дней, когда Скрябин пришел и спросил:
- Что будем делать с погашением денег, взятых из кассы на закупку овощей! Они у меня в подотчете…

Каштанов посчитал для себя это слишком мелким, малозначительным вопросом. Он отмахнулся:
- Ты – завхоз, тебе и решать, как авансовый отчет сделать?

Член ВКП(б) Скрябин обиделся и тут же написал заявление на имя первого секретаря Благодарненского райкома партии Н. Я. Лобакина. Через неделю из села Благодарного приехала комиссия во главе со вторым секретарем райкома партии Федоровым. Члены комиссии все внимательно изучили, побеседовали с сотрудниками МТС, подготовили справку.

Затем справку по проверке заявления Скрябина обсуждали в кабинете Лобакина. Какими только словами Каштанова не называли. Он и спекулянт, и вредитель, и враг народа. Особенно критически были настроены Лобакин и Федоров.

Но наиболее жестко высказывался заместитель директора Шишкинской МТС Дойников, у которого отношения с Каштановым были неприязненными. Дойников не интересовался расчетами с колхозами, хотя это входило в его служебные обязанности. В 1936 году, в связи с засухой и низкими урожаями сельскохозяйственных культур, Дойников с колхозов не собрал ни одного рубля за услуги МТС. И в 1937 году в кассу МТС от колхозов деньги не поступали. Главный бухгалтер и счетные работники МТС запутали учет, взаиморасчеты с колхозами. Директор МТС неоднократно указывал своему заместителю на недостатки!

Дойников в райкоме партии говорил о неспособности Каштанова руководить коллективом, требовал его строгого наказания, вплоть до освобождения от должности. Это и понятно, Дойникову, в случае отставки Каштанова, ожидалось продвижение по службе.

Но все на этот раз обошлось, с должности Каштанова не сняли.

Владимир Пузиков
5 мая 2016 г.


Рецензии