О самарской луке

Из лесной братвы в гвардию фараона
Первые пирамиды появились в Поволжье
Убедительное подтверждение тому, что в центре Самарской Луки существовал  некий таинственный сакральный центр, дали конкретные находки археологов.
Дела арийские
Сызранский краевед Сергей Зацаринный проанализировал и обобщил научные данные, полученные в ходе раскопок с 1925 г. по настоящее время селений и могильников  абашевцев  -  одной из древних, самых загадочных культур нашей страны, и пришёл к неожиданному выводу:  вполне возможно, что именно эти племена дали толчок индоиранской культуре. Самые последние исследования  археологов  в районе села Репьёвка под Сызранью подтверждают, что в районе нынешнего города  несколько тысячелетий назад жили племена ариев. Там обнаружены шесть курганов, датированных 2 тысячелетием д н.э. Любопытно, что именно в то же самое время формируется в Поволжье и на Урале   культура, называемая абашевской. Самарский археолог, д.и.н., Алексей Богачёв в книге «Археология Самарского края» пишет: «Абашевские посёлки самарского Поволжья были неким маленьким лесостепным анклавом  большого лесного мира абашевской культурно-исторической общности». Эта лесная братва до сих ставит в тупик учёных.
 Да ещё и привлекают внимание разного рода любителей таинственного. Например, непонятно откуда сразу и вдруг появилась эта мощная, необычная для того времени, цивилизация? - Абашевцы уже не довольствовались, как  многие их современники, одеждой из шкур, а умели ткать полотно из конопли, - говорит Сергей Зацаринный. -  Большое развитие у них получила металлургия. Эти племена первыми начали промышленную разработку медных месторождений Южного Урала и вели её много веков. Найдены их рудники и в Самарской области. Эти люди чувствовали и ценили красоту. Сосуды свои они украшали нарядным орнаментом из треугольников и ромбов, носили множество украшений: браслеты, перстни, серьги, височные кольца, разного рода бляшки. Знали и серебро, и золото. В селениях появились профессиональные кузнецы, обрабатывавшие любой металл. Они освоили новые технологии обработки. Абашевцы уже не просто лили изделия, но затем их обязательно проковывали. Сама бронза, уже в виде слитков, стала играть роль денег. Слитки эти копили, прятали на чёрный день. Именно тогда появились в самарской земле первые клады.
Братство колесничих и всадников
«У абашевцев были транспортные средства», - отмечают в  своём исследовании «У истоков истории самарского Поволжья» Игорь Васильев и Галина Матвеева. – «Они впервые вывели на поле брани боевые колесницы, резко усилившие мощь их обладателей. Удивительно, что абашевцы единственные из тогдашних племён знали и верховую езду, хотя оседлать лошадь человек смог лишь в самом конце бронзового века».
А вот ещё одна нестыковка с нравами и обычаями тех  далёких времён. В то время, когда  современники абашевцев хоронили своих предков  под небольшими холмами, свои погребальные курганы абашевцы часто сооружали из блоков дёрна в виде ступенчатых пирамид - зиккуратов, подобно тем, которые появятся но чуть позже,в Египте. Зиккураты обносили оградой из камня, дерева или небольшого рва. Эти люди уходили в загробный мир, обращаясь лицом к северо-востоку, к тому самому месту, где в наших краях восходит Луна, Солнце мёртвых, а сопровождала их в загробный мир собака. В Мари Эл в кургане обнаружили 27 скелетов взрослых мужчин со следами тяжелейших ранений, у некоторых воинов отсутствовали головы, у других они были отрублены и приставлены уже после смерти. Что произошло три с половиной тысячи лет назад? Ученые предположили, что эти люди попали в засаду, а их головы враги отрубили в качестве трофеев. Такие же «картинки» воинской славы видим на египетских фресках и плитах, одна из которых – плита фараона Нармера известна из школьного курса истории. Но совершенно сразил учёных скелет в одной из могил. Там череп человека был заменен на конский. Что за «кентавр» был похоронен здесь тысячелетия назад?
Жигули – горы духов
Во многих могилах человеческие кости найдены в беспорядке. Археологи долго думали, что это работа грабителей. Ведь абашевцы были первыми богачами наших мест. Затем обратили внимание, что погребальный инвентарь не тронут. Получалось, что тело лежало где-то в другом месте, пока от него не оставались одни кости, которые потом и складывались в могилу. Но ведь именно так хоронили, да и по сей день хоронят, умерших зороастрийцы-огнепоклонники, последователи пророка Заратустры. И собаку они очень почитают. Да и сам пророк, согласно древнему документу, пришёл некогда в Иран откуда-то с севера. В дошедшем до нас  сборнике гимнов «Авеста» рассказывается о странах, где зимой все спит, покрытое снегом. Очень уж похоже на наши края. Да и средневековые иранцы называли Жигули Дэвьими горами – горами злых духов (а не Девьими, как переиначали позже некоторые краеведы). Может, и  «Ригведу», и «Авесту» сочинили потомки абашевцев?
Мальчики с севера
Исторические хроники середины II-го тысячелетия до н. э. рассказывают о неведомых и грозных народах, пришедших откуда-то с севера. Чужеземцы шли в бой на колесницах, которые производили на легковооруженную пехоту тогдашних правителей Передней Азии то же впечатление, что и танки, внезапно появившиеся на полях сражений во Франции. Вооружённые дротиками, пращами и тростниковыми щитами армии разбегались под натиском одетых в козьи шкуры возниц, обрушивших на головы противников град стрел из огромных луков и боевые топоры. А затем из мглы времён выскочили  храбрые, быстрые как  молния, всадники, в глазах противника ставшие с лошадью подобно кентавру одним целым.
Неизвестная могучая  конница подчиняла своей власти всё больше и больше земель.  Египетские папирусы и вавилонские глиняные таблички с клинописью 17 века до н.э. донесли до наших дней упоминания о новых правителях с явно индоевропейскими именами и «пастушьих фараонах» надолго воцарившихся в стране пирамид. А сами они называли себя ариями, что значит, благородными. Откуда они пришли? Кем были?
По мнению Зацаринного, что-то произошло в это время в наших, поволжских  краях. Какая-то сила погнала  огромное количество людей на далекий Юг и дальше, с привольных берегов Волги. Но самое интригующее то, что следов пребывания абашевцев практически не обнаружено внутри кольца Луки. Совсем рядом в Ульяновской области, в Самарском Заволжье они есть, а в наших окрестностях  - ни единого намёка. Невольно вспоминается уральский  Аркаим, это самая  восточная окраина абашевской цивилизации. Тесная связь обитателей Аркаима с умелыми металлургами  и отважными воинами не подлежит никакому сомнению. Но вот почему этот богатый и могущественный народ не допустила  в центр Луки  некая неведомая сила,  и что заставило племена сняться с насиженных мест и в спешке мигрировать на восток -  вопросы, на которые пока нет ответа. 
Светлана ЕРЕМЕНКО


Рецензии