Богологи - Анубис

Действующие лица.
Анубис – египетский бог мертвых. 
Мыслитель – дух старика, которому дали возможность перемещаться по всему миру.

Место.
Загробный мир.

Мыслитель:
(появляется перед Анубисом)

– Приветствую, тебя, о, бог мертвых. Я прибыл сюда, чтобы обсудить с тобой один интересующий меня вопрос. Я надеюсь на то, что ты позволишь мне это сделать.

Анубис:

– Приветствую, смертный. Что ты хочешь обсудить? 

Мыслитель:

– Разные подходы к захоронению.

Анубис:

– О, да это же моя специальность. Я рекомендую делать забальзамированных мумий, так тела разлагаются дольше. Ты же знал, что от качества сохранения тела зависит и существование духа в загробном мире?

Мыслитель:

– А что делать с людьми, которые сжигают тела?

Анубис:

– Они преступники. Во-первых, с философской точки зрения они не допускают одной возможности. От существования тела может зависеть существование духа. Они просто-напросто лишают его всех возможностей на последующее существование.

Мыслитель:

– Получается, ты против и подземных захоронений.

Анубис:

– Да, конечно! Черви поедают трупы. Трупы под землей стремительно гниют. В общем, если от жизни тела зависит жизнь духа, то все, кто кремируют или хоронят под землей – убийцы. Кремация убивает сразу, а земля постепенно, но все равно довольно быстро. 

Мыслитель:

– И как же ты рекомендуешь проводить захоронения?

Анубис:

– Как ни странно, есть два прекрасных способа – бальзамирование и  замораживание. Притом, заморозка тела – лучший вариант, если тело в итоге оказывается полностью в цельном куске льда. Такой подход позволит сохранить тело как можно дольше.

Мыслитель:

– А есть прямая связь тела и души?

Анубис:

– На самом деле, я не знаю. Мы, боги, сами далеко не все знаем, но я следуют древним традициям, согласно которым душа и тело связаны навеки. Если душа и тело не связаны, то вообще плевать, как проводить захоронения. Если связаны, то нужно сохранить тело на века. 

Мыслитель:

– Но не все желают существовать после смерти. Для кого-то было бы лучше кремироваться. Есть люди, которые считают жизнь мучительной.

Анубис:

– Дураки. Жить хорошо. И загробная жизнь хороша. Не стоит пренебрегать дарованными возможностями. 

Мыслитель:

– Для многих жизнь – это страдание. Они бы с удовольствием отказались от загробной жизни. Загробная жизнь тяжела. Не всем она придется по нраву.

Анубис:

– Соглашусь, но не нам решать. Пусть каждый человек выбирает за себя. Если кто-то хочет, чтобы его сожгли, то пусть. Но, опять же, все суждения человека о загробном мире строятся на предрассудках и мифах. Вот он думает, что после смерти ничего не будет и дает разрешение на кремацию, как вдруг оказывается, что он падает в рай, в котором он пробудет ровно столько, сколько будет существовать его тело. Этакий второй шанс. И что в итоге? Только он оказывается у порога рая, ему объясняют правила, а потом родня сжигает его тело. 

Мыслитель:

– Неприятная ситуация. Ведь, действительно, часто захоронения проводятся по той традиции, которой придерживался человек. Но если он придерживается той или иной традиции, то это еще не значит, что он хочет, чтобы все было так, как она думает.

Анубис:

– С другой стороны, есть твой вариант, когда человек радостно готовился к небытию, как вдруг он попадает в загробный мир, а его тело навеки замораживают в криокамере. И тогда он осознает тщетность загробного бытия, которого он хотел избежать.

Мыслитель:

– В общем-то, получается, что предусмотреть все варианты невозможно.

Анубис:

– Именно. Но мне кажется, что жизнь лучше, чем смерть. Мне кажется, что люди, которые рады небытию, просто долго подготавливали себя к этому, чтобы смириться со смертью. Мне кажется, что это ложна позиция. Существование всегда стремится сохранить себя. 

Мыслитель:

– А какие есть еще типы захоронения?

Анубис:

– На самом деле, все типы захоронения делятся по четырем стихиям: огонь, вода, земля, воздух. Захоронение с помощью огня – кремация, либо сожжение тела у викингов, либо любые другие типы сожжения; захоронение с помощью земли – это любые гробницы; захоронение с помощью воздуха – известный обряд воздушного погребения, когда тело подвешивают в воздух; захоронение с помощью воды – бальзамирование, утопление трупов и многое другое. На самом деле, большинство обрядов – смешанные, но есть ключевая стихия, в которую помещают тело умершего. 

Мыслитель:

– Это интересно. Но откуда такое многообразие? И зачем оно?

Анубис:

– У людей существуют разные мнения о том, что происходит с человеком после смерти и что можно с этим делать. Некоторые рассчитывают на последующее оживление. Кто-то не рассчитывает ни на что, а просто подчиняется потоку событий.
Суть в том, что люди не знают истины, а потом пробуют разные варианты. Но так уж у людей случается, что они мнят себя лучшими, а свою традицию или науку – самой правой.  Отсюда и многообразие. Но все многообразие проистекает из человеческих способностей мыслить и фантазировать.
Фантазия приоткрывает разные возможности. Но большинство людей не могут самостоятельно мыслить и фантазировать, они пользуются чужими образцами. Так появляются традиции, в том числе, и погребальные.
Стихии же – это то, что нас окружает. Все стихийные философские учения возникли не из пустого места. Они всегда апеллировали к окружающему миру. Отсюда и многие типы похорон, связанные со стихийными духами.
Но дело даже не в стихиях. Куда не ткни – везде стихия. Сложно не захоронить человека в одной из них. Дело в том, что человек может фантазировать практически бесконечно, основываясь на стихиях. Я не удивлюсь, если в современном обществе человека бы заковывали в металл или пропускали бы по его телу электрически ток.

Мыслитель:

– Но зачем?

Анубис:

– Современность погрязла в мифе технологий. Будто бы техника может решить хотя бы одну фундаментальную проблему человечества. 

Мыслитель:

– Не может?

Анубис:

– Ученые обещают бессмертие. Но каким же оно будет? Таким, что захочется убить себя. Все не так просто. Техника позволяет улучшить приятные мелочи в жизни. Например, мы можем добраться до другого города не за несколько месяцев, а за несколько дней. Но это все незначительно. Приобретая что-то, мы многое теряем. 

Мыслитель:

– Например?

Анубис:

– Терпение и удовольствие от долгой дороги. И мы теряем радость от прибытия. Все достижения техники сомнительны. Дело в том, что без них можно обойтись. Религии же и философии пытаются ответить на вопросы, без которых обойтись довольно сложно. Наука следует за ними, но и здесь она, следуя примеру своих старших собратьев, скорее создает мифологию, чем полноценное знание. В итоге, мы ничего не знаем о том, что нас интересует больше всего.
Страдание ли жизнь? Можно ли достигнуть подлинного счастья? Есть ли путь к истине? Доступно ли человеку подлинное знание? Что нас ждет после смерти? Какой смысл жизни? Все ответы на эти вопросы важны, но их бесконечное множество. И каждый ответ – мифологичен.

Мыслитель:

– Миф – не слишком ли уничижительно?

Анубис:

– Миф! Миф – это мощь и величие! Миф – это невероятная энергия. Не стоит недооценивать это слово. Я всегда употребляю слово «миф» в наилучшем из значений. 
Правда, я не исключаю элемент воображения, когда говорю о мифе. Действительно, все системы в той или иной мере строятся на воображении. И воображение – это сила. Эта сила создает и погребальные традиции.
На самом деле, не так важны погребальные традиции, как отношение к ним. Люди сами готовятся к смерти через погребение других. Это глубочайшее чувство. Убирать их погребения элемент мифа – самое жестокое и бессмысленное занятие. Если мы так поступим, то оставим каждого человека не готовым к смерти. Любая готовность к гибели уже подразумевает ту или иную мифологичность.

Мыслитель:

– Интересные размышления. Так как стоит погребать людей?

Анубис:

– Я уже ответил, на мой взгляд, лучше их бальзамировать или замораживать, так как так мы можем продержать их тела в целостности в течение долгого времени. Многие боятся того, что их тела сгниют или испортятся. Многим не хочется, чтобы их труп лежал в земле. Не знаю, почему живые так озабочены существованием своего трупа, когда они умрут, если они не верят в связь тела и духа. Согласись, довольно странный страх. Скорее, даже эстетический.

Мыслитель:

– Да, так и есть. Довольно эстетический страх.

Анубис:

– А тебе какое дело до того, как нужно хоронить людей? Ты же уже мертв. 

Мыслитель:

– Меня просто утопили в реке. Мне интересно, это как-нибудь повлияет на мою загробную жизнь?

Анубис:

– Многие тела находят свою смерть без должных обрядов и остаются лежать там, где и расстались с жизнью. Я думаю, это не так плохо. Но лучше лежать забальзамированным в пирамиде. Все органы могут быть разделены с телом. Важно, лишь бы они оставались в целостности. Весь вопрос в хранении. Но это все мои египетские корни. У каждого типа погребения есть свой бог-сторонник, потому я не смею заявлять что мой способ захоронения единственно правильный. Но я бы рекомендовал не бросать тела. Любая концепция, признающая существование духа, говорит, что духу нужно, чтобы его опустили живые. Если ты умер неизвестно где, то тебе не найти покоя.

Мыслитель:

– Возможно, поэтому я блуждаю по божественным мирам и задаю богам разные вопросы?

Анубис:

– Не исключено. Ты не обрел покой, а потому обречен на вечное вопрошание. Люди думают, что любопытство – это нечто благое, что знание – это нечто нужное, но это все ложь. Любопытство – суета, а без знания можно обойтись. Мертвым нужен покой. Потому все так боятся тревожить мертвых в их бесконечном сне. 

Мыслитель:

– То ты говоришь о связи тела и духа, а то о бесконечном сне. Это противоречивые концепции. Поясни, пожалуйста, если не сложно, а то я не совсем понял данный момент.

Анубис:

– Я сам не уверен. У меня есть своя специализация. Я не вполне понимаю, как устроен мир. Даже богам неведомы такие знания. 

Мыслитель:

– Интересно. Но почему даже боги не знают о смерти?

Анубис:

– Мы знаем совсем немного. Возможно, потому что и нам самим придется однажды умереть. И мы не знаем, что ждет нас впереди. Мы живем так, будто мы бессмертны, но, на самом деле, все мы смертны. Однажды почти весь пантеон скандинавских богов был уничтожен могущественными чудовищами. Это значит, что даже жизнь богов не бесконечна. И это значит, что и нас надо бы как-то хоронить, но мы не знаем как, потому что мы живем, руководствуясь мифу, согласно которому мы бессмертны. 

Мыслитель:

– Кто бы мог подумать, что богам тоже приходится думать о смерти.

Анубис:

– А ты как думал? Бессмертие довольно сомнительно. Боги дают указания людям на счет погребения, но кто дает указания богам? Никто. Мы безоружны перед смертью. Каждый бог, если он умрет, даже не имеет понятия, как обрести покой. 

Мыслитель:

– Это ужасно.

Анубис:

– Да, мы тут пашем, чтобы люди обретали покой, а сами ничего не знаем. Тяжела судьба бога. Люди думают, что все так просто. Думают, хорошо быть богом! Но это ужасная работа, в которой результат неизвестен. 

Мыслитель:

– И что же делать?

Анубис:

– Я не знаю. Я просто выполняю свою работу. Возможно, нас всех в итоге ждет ничто. Но вопрос лишь в том, сколько этапов мы можем до него пройти. Потому я никому не рекомендую пренебрегать мыслями о захоронении. Нужно учитывать все возможные варианты. Кремация совершенно сомнительна. И она полностью уничтожает тело. Это ужасно. Вдруг, сознание людей все еще остается в теле после смерти до полного разложения.

Мыслитель:

– Это было бы страшно.

Анубис:

– Вообще, много страшных вариантов смерти. 

Мыслитель:

– Согласен.

Анубис:

– И я рекомендую людям задуматься о том, как они обращаются с трупами. 


Рецензии