Бадер, Дуглас Роберт Стюарт
Родился 21 февраля 1910 года в городе Лондон (Англия), в семье военного инженера-строителя. Англичанин. Окончил школу Сент-Эдвардс в Оксфорде.
Окончил колледж Королевских ВВС (авиационную школу) в Крэнуэлле (учился с сентября 1928 года по 1930 год).
В 1930 году присвоено звание пайлэт-офицер (лейтенант).
Служил в 23 Squadron (истребительной эскадрилье) в Кенли.
14 декабря 1931 года на истребителе «Бристоль-Бульдог» демонстрировал фигуры высшего пилотажа над аэродромом Редингского аэроклуба. Во время выполнения «бочки» левое крыло его машины зацепилось за землю, и самолет разбился, а летчик был тяжело травмирован, в результате чего ему пришлось ампутировать обе ноги — одну выше, а другую ниже колена.
После получения протезов научился ходить, управлять автомобилем, играть в гольф и танцевать.
6 июня 1932 года присвоено звание флаинг-офицер (старший лейтенант).
В июле 1932 года совершил первый полет с протезами ног на самолете Авро-504.
Несмотря на благоприятный отзыв центральной школы пилотажа, врачи запретили ему летать.
В апреле 1933 года был уволен из Королевских военно-воздушных сил Великобритании и получил пенсию по инвалидности.
Работал в канцелярии нефтяной компании «Шелл».
С 18 октября 1939 года проходил обучение в Центральном лётном училище ВВС в Упавоне.
27 ноября 1939 года, после длительного перерыва, снова произвел полет с протезами на самолете Авро-Тудор К-324.
Прошел все врачебно-летные комиссии, добился возвращения в авиацию и был направлен пилотом в истребительную эскадрилью.
Участвовал во второй мировой войне с 1940 года, защищал Англию от налетов немецкой авиации.
С февраля по апрель 1940 года служил пилотом в 19 Squadron в Дюксфорде.
В апреле 1940 года присвоено звание флай-лейтенант (капитан), после чего он командовал звеном в 222 Squadron в Дюксфорде.
В июне 1940 года ему было присвоено звание сквадрэн-лидер (майор) и он стал командиром 242 Squadron.
В марте 1941 года присвоено звание уинг-коммендэр (подполковник), в это же время он был назначен командиром авиационного крыла «Тангмер» («Tangmere»)
С протезами ног летал на истребителях «Харрикейн» и «Спитфайр».
9 августа 1941 года около 11 часов 30 минут, в воздушном бою с Ме-109 из немецкой истребительной эскадры JG.26 «Шлягетер» сбил два из них, но и его «Спитфайр» Mk.VA W3185 D-B «Lord Lloyd 1» был сбит в районе Сент-Омера (Франция). При попытке выпрыгнуть с парашютом, один из протезов зажало между сиденьем и бортом фюзеляжа и, только отстегнув застежку протеза, летчику удалось покинуть падающий самолет. Приземляясь на одном протезе, летчик получил травмы, а протез был поврежден. Взятый в плен, летчик был доставлен в немецкий госпиталь в Сент-Омере. Через международный Красный крест английскому командованию была передана просьба о присылке пленному запасных протезов и, через десять дней с самолета «Бленхейм» они были сброшены на парашюте на аэродром Сент-Омер.
Находясь в плену, дважды (несколько раз) безуспешно пытался бежать. Поэтому, во избежание других попыток, немецкие охранники на ночь стали снимать с него протезы.
14 апреля 1945 года лагерь военнопленных Кольдиц, где он находился, был освобожден американскими войсками.
Всего за время участия во второй мировой войне, летая с протезами ног, сбил лично 20 самолетов, в групповых боях 4 самолета, кроме того, предположительно, сбил лично 6 самолетов и в составе звена 1 самолет.
После окончания войны продолжал служить в ВВС Великобритании.
В июне 1945 года присвоено звание групп-каптэн (полковник)
Командовал школой летчиков-истребителей в Тангмере.
15 сентября 1945 году за штурвалом истребителя принимал участие в воздушном параде 300 самолетов над Лондоном.
В феврале 1946 года в звании полковника вышел в отставку.
Снова работал в компанию «Шелл», где получил высокую должность, в качестве представителя фирмы летал на выделенном для него двухмоторном самолете по всему миру.
О его жизни писателем Полом Брикхиллом была написана книга «Безногий ас» («Reach for the Sky: The Story of Douglas Bader») (1954), а кинематографистами снят художественный фильм «Достичь небес» («Reach for the Sky») (1956).
12 июня 1976 года королевой Великобритании был возведен в ранг рыцаря-бакалавра.
Проживал в городе Лондон (в деревне Марлстон в Беркшире) (Англия).
Умер 5 сентября 1982 года от сердечного приступа.
Список известных воздушных побед Дугласа Бадера:
01.06.1940 1 Ме-109 Дюнкерк
01.06.1940 1/3 Хе-111 Дюнкерк (предположительно)
11.07.1940 1 До-17 Кромер
21.08.1940 1 До-17 Ярмут
30.08.1940 2 Ме-110 Вест-Энфилд
07.09.1940 2 Ме-110 Норт Велд – Вест-Викфорд
09.09.1940 1 До-17 Лондон
15.09.1940 1 До-17 Зюд Тэймес
18.09.1940 1 Ю-88 Темза
18.09.1940 1 До-17 Стелхэйт
27.09.1940 1 Ме-109 Дувр - Кентербьюри
22.01.1941 1/3 Ю-88 Ярмут
21.06.1941 1 Ме-109 Булонь
25.06.1941 1/2 Ме-109 Дюнкерк
25.06.1941 1 Ме-109 Булонь
02.07.1941 1 Ме-109 Лилль
04.07.1941 1 Ме-109 Гревеланс (предположительно)
06.07.1941 1 Ме-109 Дюнкерк
09.07.1941 1 Ме-109 Ле Туже (предположительно)
10.07.1941 1 Ме-109 Бетюнь (предположительно)
10.07.1941 1 Ме-109 Кале
12.07.1941 1 Ме-109 Дюнкерк
19.07.1941 1 Ме-109 Дюнкерк
19.07.1941 1 Ме-109 Дюнкерк (предположительно)
19.07.1941 1/2 Ме-109 Лилль
21.07.1941 1/2 Ме-109 Северная Франция
09.08.1941 1 Ме-109 Ле Туже
09.08.1941 1 Ме-109 Ле Туже (предположительно)
Награжден орденами «Командора Ордена Британской империи» (02.01.1956), «За отличную боевую службу» (01.10.1940) и Пряжкой к нему (15.07.1941), «За летные боевые заслуги» (07.01.1941) и Пряжкой к нему (09.09.1941), медалью «Рыцаря Бакалавра» (12.06.1976), французскими орденами Почетного Легиона и «Военный Крест».
Свидетельство о публикации №216050500710
Здесь не на один роман и кинофильм!
Сбросили протезы на парашюте!
Видно и немцы оценили мужество пилота!
Не пристрелили,а стали отстёгивать протезы!
Спасибо за такую интересную историю.
Сейчас скопирую,детям пошлю.Пусть тоже узнают.
Владимир Крючков 26.11.2019 17:36 Заявить о нарушении
Олег Каминский 27.11.2019 10:01 Заявить о нарушении
прилично содержали немцы англичан и
американцев!Чистые простыни,
ортопедические кровати!
Владимир Крючков 27.11.2019 11:14 Заявить о нарушении