Об Аверине с любовью

Весна. Куда ни глянь, везде она отражается. В березовых набухших почках, готовых раскрыться по первому знаку солнца; в первых трелях соловья, вьющего гнездо недалеко от дома; в грязных разводах на моих ботинках, забытых с вечера в ванной; в глазах моего кота, сидящего на окне и жмурящегося от первых теплых солнечных лучей; в моей душе, мурчащей от удовольствия. Хороша нынче весна. Творческая, богатая на встречи, интересных людей, откровения…

Честно признаюсь, не смотрела ни одной серии Глухаря и прочей криминальной шебутни. Приметила Аверина, как актера, как личность на какой-то певческой программе, типа «Один в один». Думаю: Воо! моща какая в человеке. Его же просто распирает от творческой энергии. Вот бы посмотреть на него вживую…Посмотрела 22 апреля в ДК Химиков.

С первых же аккордов я поняла, что спектакль мне понравится. Программа выступления была четкой, продуманной, разносольной.

Впечатлило. Стихотворение Высоцкого "Маски". И анекдот. Муж приходит домой с работы, жена стоит у окна. Без ничего. Голая. Курит. Муж смотри на кровати лежит другой мужик. Накаченный здоровый. Муж спрашивает: Кто это, и что он делает в нашей постели?
Жена медленно поворачивается и говорит по слогам: Чу-де-са!

И смех, и грусть гармонично чередовались на протяжении всего представления, создавая ощущения качелей. Иногда так сильно качало, что аж дух захватывало. Импровизаторррр) Перед концерт Аверин лично попросил отключить мобильные телефоны. Но кто-то видимо не внял и остался верен железяке. Артист показывал пантомиму при полной тишине в зале. И тут злополучная мобила решила поглумиться над хозяином и задребезжала. Максим не растерялся, не затопал ногами, а обратил все в шутку. Он типа снял трубку и говорит: «Алло, даа. Дааа дорогой. Я не могу пока говорить. Я на концерте ну этого лысого. Ага. Да. Ты ложись спать, я скоро приду. Даа, дорогой скоро приду. Все пока». Зал дрогнул от смеха. А наш безумный Макс продолжил свою сценку. Восхитительно) А как он отплясывал, выбрасывая руки-ноги в сторону, так любой танцор бы позавидовал. «Черт! Настоящий черт ,– думала я. - И такой обаятельный)». Впервые в жизни моя душа не принадлежала себе. Всего лишь два часа. Но не принадлежала. Человек просто вышел на сцену и словом вынул ее. Украсил, пригладил, пожалел и потом вернул на место уже светлую и обновленную. Это магия, волшебство? Нет - это мастерство. Высокого уровня. За два часа меня не посетило ни одной посторонней мысли, типа: Надо позвонить чуваку по рекламе. Запилить розыгрыш на Клубинке. Купить ребенку ботинки и прочее. Ни одной мысли, вы только представьте. Лишь Он и стихи, которые каждым словом, каждой буквой и междометием проникали в самые мрачные уголки души и выдавливали накопившеюся боль , обиды и черноту через слезы. Стихи были проникновенные, специально отобранные, чтобы бить в самые больные места. Я сквозь слезы и темноту записывала строчки корявым почерком и слышала уже где-то там вдалеке, за мостом Тиберия, рыдания седеющего клоуна…

Вечерело. Пели вьюги.
Хоронили Магдалину,
Цирковую балерину.
Провожали две подруги,
Две подруги - акробатки.
Шел и клоун. Плакал клоун,
Закрывал лицо перчаткой.

Он был другом Магдалины,
Только другом, не мужчиной,
Чистил ей трико бензином.
И смеялась Магдалина:
"Ну какой же ты мужчина?
Ты чудак, ты пахнешь псиной!"
Бедный piccolo bambino...

На кладбище снег был чище,
Голубее городского.
Вот зарыли Магдалину,
Цирковую балерину,
И ушли от смерти снова...

Вечерело. Город ник.
В темной сумеречной тени.
Поднял клоун воротник
И, упавши на колени,
Вдруг завыл в тоске звериной.

Он любил... Он был мужчиной,
Он не знал, что даже розы
От мороза пахнут псиной.
Бедный piccolo bambino!

А. Вертинский 1933, Париж

И вот уже фигура страдающего клоуна плавно меняла очертания и превращалась в образ сгорбленной женщины, в глазах которой остекленела любовь. А может эта женщина и есть я?

Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьет.
Но когда он играет "Концерт Сарасате",
Ваше сердце, как птица, летит и поет.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать зеро...
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюбленный Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась в Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, -
Он играет для Вас свой "Концерт Сарасате",
От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете все за "Концерт Сарасате",
Исступленно, безумно и больно любя!..

(Концерт Сарасате - Александр Вертинский1927, Черновцы)

Я думала так и проплачу весь концерт, теребя кремовый платочек в руках.. Ан нет. Меня обманули. Артисты вообще любят обманывать) Вернее быть неожиданными непредсказуемыми. Короче, уже через минуту, поспешно вытирая слезы, я ржала как лошадь Пржевальского, игриво закидывая гриву назад. А Максим в это время уже скакал в зале, галантно раздавая женщинам белые хризантемы. Да, кстати в одном из интервью я прочитала, что он любит именно белые цветы. Почему? На первом спектакле маленькая девочка преподнесла ему букетик белых цветов. И он посчитал это хорошим знаком. С тех пор млеет перед белым цветом. И наши череповчанки тоже видимо были в курсе этой истории, потому что многие пришли именно с белыми букетами, прям как невесты) А наш жених пел плясал, читал стихи, смеялся, грустил, рассказывал анекдоты, откровенничал. И степень его обнажения души перед публикой была отображена в одежде, которую он как шелуху слой за слоем снимал перед зрителями и в конце остался в одной рубахе. Белой, чистой и свободной как русская душа, которая умеет любить, сострадать, отдавать последнее. Да на этом концерте Максим отдал все, все что берег и грел для зрителя. В его речах было много любви, которая лилась стихами и монологами со сцены. А мы любили. Мы просто любили его и думали: Так вот ты какой оказывается Максим. Разный глубокий чувственный, живой, родной…
Моя дочь, когда ей нравится кто- из моих друзей, всегда шепчет мне на ушко: Мама, я хочу чтобы он жил с нами. Смотря на Максима, мне тоже хотелось так кому-то шепнуть).

Два часа пролетели как минута. Спектакль подходил к концу, на улице смеркалось. Но в душе начинался праздник цветения. Цветения любви. И эти свежие нежные цветы мы понесем домой, своим любимым.

В конце Максим сказал: "Я хочу, чтобы вы запомнили меня таким". И затем исполнил произведение Александра Кочеткова Баллада о прокуренном вагоне.

-Как больно, милая, как странно
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

-Пока жива - с тобой я буду,
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива - с тобой я буду,
Любовь и Смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

-А если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
А если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

-За расставаньем будет встреча.
Не забывай меня, любимый.
За расставаньем будет встреча.
Вернемся оба - Я и Ты.

-А если я безвестно кану
В короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?

-Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном.
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал,
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с Земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча.
И никого не защитила
Рука зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них!
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг.

На душе было грустно и светло. Максим уходил со сцены на фоне падающего снега, но я знала, что он обязательно вернется и снова научит меня жить по дыханью..по нотам…

Научи меня жить, по дыханью, по нотам,
без суждений и боли, падений и взлетов.
И в густой суете прошепчи мое имя,
чтоб на сердце усталом расплавился иней…

Научи меня жить, губ касаясь губами,
чтобы стало прочней все, что есть между нами.
Разжигая огонь, не бояться пожара –
мы с тобою вдвоем, мы с тобою недаром…

Научи меня жить, я тебе доверяю
это сердце, а в нем – чем дышу, чем страдаю.
Позови меня вдаль, где никто не услышит,
там, где ветер седой вдохновением дышит…

Научи меня жить, научи, ты же можешь,
и я стану другим, сбросив старые кожи.
Разобьются века о тяжелые своды,
но мы будем вдвоем оживать год за годом…

Научи меня жить, обними еще крепче –
и забудется все, и дышать станет легче…
Я не знаю, что там, за завесою буден,
но я буду любить…
как бы путь ни был труден (Борис Пастернак)

P.S. Как я уже писала, у меня была эксклюзивная возможность встретиться с Максимом перед концертом (благодарствую организаторам) и вручить ему подарок, который с любовью был сделан руками моей сестры Кати. Она не смогла пойти со мной и попросила сделать фото с Максимом. Перед концертом у меня не было техники, а позже я не пошла. Из любви. Не хотелось беспокоить артиста своими мелкими эгоистичными желаниями.


Рецензии