Руны в системе Новых религиозных течений

                Руны в системе Новых религиозных течений.

 Руны являются одним из уникальных феноменов подчеркивающих исключительность и уникальность дохристианских культур и систем религиозных верований Западной и Восточной Европы.
Как известно, руны широко применялись не только как алфавитные знаки, но и в силу своего происхождения имели сакральный магический смысл.
Германо-скандинавский бог Один, познавший путем самоинициации значение и тайны рун, является одним из центральных персонажей эддических повествований.
Один бесспорно считается не только властелином пристанища павших воинов-эйнхериев, но так же известен как бог магии, принесший в срединный мир – Мидгард, древнее знание рун.
Сама структура рунической магии четко определяется значением слова «руна». Как правило, оно трактуется как «тайна», и это действительно так, ведь вокруг феномена рун ведутся жаркие споры не только в академических научных кругах, но и в системе Новых религиозных течений.
На данный момент сложно определить круг различных религиозных малых групп, исповедующих ту или иную систему верований, в которые пытаются интегрировать имеющиеся знания о рунах.
Данные группы можно условно разделить на представителей так называемой «Северной Традиции» и представителей славянских неоязыческих родноверческих общин.
Так или иначе, описанные группы принимают руны как древнее дохристианское культурное наследие, пытаясь гармонично вписать их в свою систему верований.
Однако системный подход к изучению рун в среде представителей указанных религиозных течений чаще имеет разный и диаметрально противоположный методологический подход.
Так, представители системы Асатру предпочитают делать упор на реальные факты и данные о жизни древнего скандинавского общества. Не секрет, что представители Северной Традиции, являются историками, а так же студентами археологических, антропологических, исторических и этнологических факультетов, в связи с чем, их подход к феномену дохристианских культов Европы, а так же жизни, культуре и быту викингов, близок к академическим исследованиям. Именно этот фактор качественно выделяет представителей Асатру в среде Новый религиозных течений.
Асатру скептически относятся к нововведениям современных рунологов, а так же отрицают эзотерические взгляды на проблему рун мистиков двадцатого века таких как Куммер, Лист, Блюм и пр.
Иное отношение к рунам мы можем увидеть в системе Викка, которая не придерживается строгого академизма как это принято в Асатру. В системе Викка есть свои академические кумиры такие как Мария Гимбутас или Я. Бахофен, или Маргарет Мюррей. И все же основной вектор викканства – это гармония с природой, предками, духами и стихиями. Это более мистико-эзотерический взгляд на дохристианские верования Западной Европы. Именно этот подход определяет использование рун для более практических задач. Мировоззрение викканства эстетично вписывается в мир романов с стиле «фентези», из которых чаще и черпаются так называемые «знания» и «мудрость» священной древности. Здесь, благодаря атмосфере чудесности и сказочности открывается более широкое практическое применение рунам как магическому инструменту.
Это и вопросы целительства, привлечения любви и жизненных благ, а так же прочих сфер магического применения рун, начиная от банальной мантики, заканчивая прямым вмешательством в конкретные процессы событий человеческой жизни.
На фоне двух ярких для обзора систем НРТ, значительно выделяется славянское неоязычество. 
Славянские черты и резы, так же пытаются применять для различных целей, однако, в виду отсутствия серьезных и глубоких исследований, посвященных дохристианской письменности славян, возникают серьезные проблемы по интеграции славянской руники в систему религиозного мировоззрения родноверческих структур.
Некорректные попытки заимствования рунического знания из других систем является негативным фактором для развития и популяризации родноверия.
Так, многие неофиты соблазняются довольно сомнительными заключениями «ученых» РАЕН, а так же представителями альтернативной версии истории, чьи выводы абсолютно ненаучны и вызывают ряд нареканий даже со стороны представителей неозяыческих религиозных общин. Зачастую именно в системе родноверия профанируется знание о рунах. Очень часто в группах социальных сетей, позиционирующих себя родноверческими, предлагаются рунические амулетные вязи заимствованные не только из старшего футарка, но и являющимися творчеством современных рунологов, работающих вне систем Традиции, и имеющих свой личный персональный взгляд на систему использования рун.
Несомненно, родноверие значительно проигрывает богатому опыту Северной Традиции в виду сложных исторических и социальных условий, в которых родноверию приходится заявлять о своих правах в условиях крайней религиозной нетерпимости со стороны представителей доминантных религий.
Однако общение, форумы, интернет и даже научные религиоведческие конференции помогают представителям разных современных неоязыческих течений найти диалог и поделиться своим религиозным опытом, что так же способствует интеграции знания о рунах в контексте их практического применения.


Рецензии