Память

Вообще, я растяпа. Балбес. О чём только ни наговорил и ни написал в своей жизни, а вот эта тема постоянно сквозила мимо.
Боишься к ней подойти?
Сторонюсь.
Не хочу показаться банальным, хотя и знаю немало. Из книг да и просто из жизни, ведь моё поколение сталкивалось с этим на каждом шагу. А я — даже дома. У отца была целая библиотека, связанная с войной. Позже я её дополнял.
Я часто бывал на парадах вместе с родителями, да просто — каких-нибудь шествиях. Особенно в детстве. Они проходили всюду по стране. Доводилось разок и на Красной площади. Здоровые, крепкие мужики и бабы толпились вокруг. В орденах, медалях, нашивках с различными по тяжести ранениями.
—Дядь, а дай мне вот это? — тыкал я пальчиком в какой-нибудь приглянувшийся знак.
Безделушку.
Как мне казалось.
Не жалко же…
Для пацана…
Они улыбались, трепали меня благосклонно по русой, несмышлёной башке.
Понимали всё.
И, уж конечно, куда больше, чем я тогдашний и такие же в сегодняшнем поколении. Эти вообще принимают войну за какие-то игрушки, вроде американских вестернов. Пиф-паф и — весь мир под ногами!
А за каждой такой «безделушкой» стояла история. Трагическая и триумфальная история страны. Их личная, само собой, — тоже.

За окном плацкартного тлела Луна, немой, всевидящий зритель. Вспомнился почему-то отцовский друг детства Борька Иванов. Их дома в Городце, по Республиканской улице, стояли бок о бок. Борька получил повестку в первый же день войны. Вместе с несколькими сотнями желторотых пацанов их так же, как нас, погрузили в эшелон и — вперед. Отца свалила малярия, и только поэтому он не оказался в этой компании. Знал ли Борька, куда  попадет? Быть может. А может, и нет. За плечами у него была обычная мальчишеская судьба. Драки с соседскими пацанами, рыбалки, первый поцелуй, первая рюмка втихаря от отца.  И так же, как мы, сидел он тогда со  своими сверстниками в тесном, прокуренном вагоне, слушал перестук чугунных колес, похожий на ход часов, решающих твою участь, и тоже о чем-то думал. Наверное, о войне, о немцах,  судьбе.
Моя фортуна тоже часто менялась по воле текущих событий. Да кто мы все в её всевластных руках? Чаще — пешки, которые можно задвинуть куда угодно. Наши войска входили в те дни в далёкий Афган. Чем обернется это для нас?  Борька Иванов, наверное, тоже задавался подобным вопросом.  Попал под Москву.  Это была осень 41-го. Его последняя осень в этой, ещё только начавшейся, жизни.
Я часто общался с ветеранами. Меня постоянно тянуло к ним, как и сама эта тема. Да кто бы позволил, чтобы стало иначе. Отец, воевавший с японцами? Мать, чей батюшка, дед мой, Афонюшкин, прошёл от Москвы до Вены?
Он интересный мужик был, Александр Климыч. Правда, не очень разговорчивый. А может, мне так просто казалось. Мальчишка! Чего ему было со мной особенно откровенничать? Всё равно б половина рассказов пролетела мимо ушей — в глазах же одни только блёстки — ордена, оружие. То, что я знал о нём, в основном слышал от матери и от его сыновей, моих дядек, Они, слава Богу, живы ещё. Один — в Нижнем, другой в Раменском, под Москвой.
«За отвагу», «За боевые заслуги», Орден Красной Звезды, Великой Отечественной войны второй степени, медали «За взятие Вены», «За победу над Германией». Ни одной среди них юбилейной награды, — всё заслужено в бою. Его медали и ордена сейчас у меня. Семейная, в общем, реликвия.
Дед командовал батареей «катюш». Закончил войну майором, но выше не получилось, хотя к тому дело шло. Карьеру обрубила одна пирушка в венском кафе.
Наши офицеры, как и повсюду в те дни, праздновали Победу. Кёльнер, австриец, угодливо подносил им всё новые и новые бутылки с вином и закуски. И сам выпивал — война закончилась! Такая война…
Непостижимая по своему размаху и крови.
В какой-то момент австриец расслабился, и парня понесло в откровенность.
Сам ветеран — было и ему, чем поделиться.
—А я бил вас под Харьковом, — пустился он на ломаном русском. — Дивизия «Викинг», СС! Слышали?
Как не слышать? Дед сам был под Харьковом. Еле ноги тогда унесли. А сколько погибло, попало в плен…
Много чего говорил кёльнер. А под конец произнёс совсем уже гордостью:
—Многих ваших повесил я. Было дело!
Ну, а дальше — ТТ…
Отставка.
Председатель колхоза.
Штатский.
Середина 80-х. Москва, Черёмушки. Мы с Сорочкиным, приятелем моего уже покинувшего мир отца. Я — по делу. Какому — не важно.
Бывший полковник, тоже герой. Спокойный, вполне рассудительный. Выпиваем. Он, правда, совсем чуть-чуть, для приличия разве. Уже не тот возраст. Завёл тему я. Хотелось услышать мнение ветерана. А язык у меня… Да что помело — сквозняк в подворотне! И вот я — о Сталине, головотяпстве, неоправданных жертвах…
Начитался газет и журналов, а ещё и —  ТВ. В те времена много чего на слуху было. Перестройка, гласность! В башке разгрести всё это сразу — ну, как? Не успеваешь за временем, а оно захлёстывало новостями, словно цунами.
Полковник нахмурился:
—С чего взяли вы, нынешние? Попробовали бы вы вести себя так перед пацанами. Кто в окопах мёрз и мок, и бежал в атаку. Зачем? А чтобы мы с тобой сидели вот здесь, пили водку и лясы травили, а не давились баландой и вшами в их концлагерях!
Как тут не вспомнить Лермонтова: «Да, были люди…»*.
Были?
А как Корея, Египет, Вьетнам, Афганистан, Чечня, Крым, Донбасс, Сирия?
Они были и есть.
Никто никогда не давал России расслабиться. Пустить пыль в глаза — это сколько угодно, а вот расслабиться — нет. Уж слишком лакомый кусок для соседей.
Легко судить, развалившись в кресле у печатной машинки. И храбро бросаться на амбразуру, зная, что за ней только покойники и дряхлые, отживающие век старики и калеки.
Не пулемёт.
Не смерть.
Тогда мы рассорились. Не то, что рассорились, — просто замкнулся мой собеседник. Я извинился, встал и ушёл.
Зарёкся с тех пор: не лезу ни во что, если не смыслю. Жизнь слишком многолика, чтобы обозреть её беглым, тем более — наглым взглядом.
Помнить бы об этом выскочкам, особенно среди политиков и литературных словоплётов. Презирать и лохматить, как вздумается, своё прошлое — что это? Слов нет таких соответствующих, чтобы как-то обозначить этот моральный отстой.
Не нахожу я их.
Послушаешь некоторых… и начинает подташнивать. Мнит себя невесть кем, а на деле ведь просто мелюзга. Не стоит даже речей, которыми пачкает наши уши.
Но это всё так. Между прочим.
Май. Жизнь обновляется снова. Черёмуха уже зацвела. В воздухе слышен её чарующий запах.
Скоро — парад. Ещё один. Следующий.
А потом — снова многотысячные шествия по всей стране с фотографиями ушедших героев.
В память.
И в назидание всем, кто надеется испытать нас на прочность.
Но сначала — парад 45-го.
Я пересматриваю его всегда в этот день.
Вот они — знакомые по детству. Крепкие, надёжные, в орденах и медалях. Их шаг впечатывает брусчатку в Красную площадь. Уверенно, дерзко.
Хозяева Триумфа!
Его основная опора.
Идут фронт за фронтом. С развёрнутыми боевыми знамёнами. А впереди — знамя Победы, ещё недавно колыхавшееся над Рейхстагом.
Они здесь за всех, кто не дожил. За те миллионы, которые помогали им не только в боях.
И неизбежный финал…
«Викинг», «Мёртвая голова», «Адольф Гитлер», «Великая Германия»… Двести полотнищ и вымпелов!
Вот она, эта гордость и честь «юбермэншей», — у подножия Мавзолея.
Чтобы знали.
И помнили — можем!
Скромничать некогда. Пусть лучше боятся.
Si vis pаcem — para bellum!*

История… Жизнь перелистывает её страницы не только за школьными партами. Она постоянно вокруг. Всмотрись только. Впереди ещё много чего, но вовсе не лишнее — порой оглянуться. Набраться ума и мужества на примере чужих мытарств. Поменьше их чтобы пришлось на свою уже голову.
Пожми руку этому старику в орденах, поклонись этой бабушке. Они с нами ещё.
Поздравь обязательно!
Успеешь пока…
Они своё сделали, теперь — наша очередь.
Тихо здесь утром. Почти никого. Лишь молчаливый часовой, как вкопанный, на мраморном постаменте у Неизвестного Солдата.
И реквием.
Незримой волной расплываются печальные, скорбные звуки от стен Кремля по аллеям Александровского сада….
По всей России!
И не только.
И Вечный Огонь…
И вечная, неизбывная память о вас, ребята…
Слава вам!
Честь вы свою уже отстояли.

*Хочешь мира — готовься к войне (лат.)


Рецензии
С Праздником, Леша!
Спасибо тебе за эту миниатюру. За память. Да, нас там не было, не нам судить. Но за отдалённостью лет, для меня День Победы остается самым главным Праздником нашей страны. Кто бы что не говорил.
Радости тебе. И мира в доме!

Аполлинария Овчинникова   09.05.2016 15:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Полностью согласен с Аполлинарией: Радости. И мира в доме!

Пётр Васильевич Качур   27.06.2017 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.