Эрика Янке

       Моя подруга, симпатичная, скромная немка из города Явана, что в Таджикистане, мы жили там до войны. Она жила со своей мамой, сыном Вилли, дочерью и не очень порядочным мужем. Речь не о нём, но про Эрику Янке. Её мама мне рассказала, что они были немцы Поволжья. Во время войны фашисты их отправили в Германию. Молодая ещё мама Эрики работала в офицерской столовой. Она забирала хлеб, который оставался на столах и сушила из него сухари.
       Они чувствовали себя в Германии чужими и ждали исхода. Он наступил, их отправили после капитуляции немцев, но не в Россию, а Среднюю Азию.Слава Богу, что мама Эрики везла багаж, мешок сухарей и лаковые туфли. Благодаря этому выжили. Туфли поменяла на продукты сразу, а сухари долго тянули. Таджики и узбеки приняли холодно, враждебно. Когда ходили за водой на канал, швыряли камнями и кричали   "нимис, фашист! "
        Их послали на хлопковое поле, работали так, что азиаты их зауважали и
стали хорошо обходиться. Завели скотину и стали подниматься на ноги. Учиться в школе. Эрика выучилась на мед.сестру, вышла замуж и родила Вилли. Мальчик ходил в школу, где мой муж был физруком. Однажды он за бурное поведение наказал подростка, поддал под зад. Вилли убежал и издалека закричал так  " Вот вырасту большим, куплю каток и закатаю Вас, Борис Заирович в асфальт. "
        Моя бабушка Мотя умерла и Эрика Петровна пришла её обмыть. Это было перед самой войною 1992 года. В Таджикистане жило очень много немцев тогда. Вахшский, Колхозобадский района, Шартуз, Курган-Тюбинская область, были и смешанные браки с таджиками и узбеками. Очень много корейцев, осетин и армян в то время проживало в Таджикистане. Солнечный и жизнедательный край всем нравился. Она выехала с семьёю в Германию, перед тем, как на нас напали исламские нацисты, секта "Ростахез". Успела прислать мне оттуда помощь, деньги, конфеты и платок. Всё, потом наша связь оборвалась. Благодарность ей за доброту.
       Мы убежали в Россию, Ярославль принимал беженцев. Одна прекрасная женщина, еврейка Наташа, подарила нам дом с землёю. Мы начали приходить в себя, оттаивать. Я родила девочку, десятого ребёнка и назвала Суламита. Прямо в роддоме меня сняли в документальном фильме  "Тайна жизни"
       И вдруг, Борис - мой муж меня изумил. Ему звонил Вилли Янке и пригласил в гости, в Германию. Я спросила: "Боря, что ты ответил Вилли Янке?" Смеясь муж сказал: "Я спросил его, Вилли ты купил асфальтовый каток?" Как же я люблю вас, ЛЮДИ!


Рецензии