Памяти Высоцкого

Я дышу — и значит, я люблю! Я люблю — и значит, я живу!

23 января в Череповце прошёл необычный вечер в формате квартирника. Его посвятили памяти Владимира Высоцкого, которому в этом году исполнилось бы 78 лет. Такие творческие посиделки были очень популярны в годы жизни Владимира Семёновича - настолько, что попасть на камерную встречу часто было невозможно. На квартирниках пели, читали стихи, смотрели редкую кинохронику... Воссоздать ту особенную атмосферу попытались в уютной обстановке частного дома общественного деятеля, известного знатока бардовской песни и музыканта Андрея Бутылина.

«Мы очень долго готовились, подбирали песни,  проводили набор участников, репетировали - рассказывает организатор мероприятия Андрей Бутылин. – У Высоцкого очень сложный с точки зрения подражания голос  и мало, кто может исполнять его песни. Ведь жанр особый – бардовская песня и атмосфера не совсем обычная – квартирная, домашняя. Вообще, история квартирников относится к началу появления бардовской песни. Примерно с конца 50-х годов. В то время и позднее они были суперпопулярны. Сейчас же квартирники – не массовое явление. Почему? Нужно понимать, что большие залы собирают в основном зрителя с небольшим уровнем потребностей и притязаний, да, они способны слышать ритм, воспринимать простейшее рифмы и на это простейшее собираются большие залы. Культура, адаптированная под массы. Высокое искусство оно никогда не было востребовано широкими массами. Это элитарная вещь и, как правило, такое искусство не делает больших сборов. Соответственно исполнители особых жанров не могут собирать залы и вынуждены ограничиваться небольшими концертами и помещениями.

И я вспоминаю Александра Галича, которого я считаю величайшим бардом в России. Известно, что последние годы своей жизни он существовал только квартирниками и за счет сборов на этих встречах, ну что там гости накидывали в шапку, он мог купить себе еды и какие-то вещи первой необходимости. Это был его единственный  источник доходов. Квартирниками, кстати, жил и Александр Башлачев. Он также ездил по столицам Москва-Питер и играл на квартирах друзей. И нельзя это принижать, то, что на квартирник собралось, например, всего пятнадцать человек, это не является унижением для автора или исполнителя. Это не умаляет его гениальности, нет. Просто надо понимать, что у каждого исполнителя своя аудитория. По мнению многих зрителей, домашние концерты, по своей духовности намного богаче и выше, чем концертный зал. Здесь идет очень тесное дружеское глубокое восприятие друг друга: исполнитель-слушатель. Каждая нота, каждая интонация настолько сильно действует на слушателя, что впечатления и воспоминания от такой встречи остаются надолго.

Квартирники в Череповце были, есть и будут. Потому это определенный вид творчества и особенный вид собрания своего слушателя.  Задача этих мероприятицй, которые я организую, в основном заключается в том, чтобы популяризовать бардовскую песню, элитарного на мой взгляд, вида искусства. И за счет такого формата получается делать мобильно, а также достойно представлять исполнителя. Некомфортно, а порой и печально в зале, рассчитанном на 200 человек, лицезреть всего пятнадцать. Это психологически тяжело для исполнителя. На квартирнике 15 человек всегда достаточно для душевного комфорта и желания двигаться дальше, развивать свое творчество. Автор видит, что он нужен, востребован. Это очень важный момент. Квартирники, которые я провожу с 1987 года, тщательно выбирая автора, прослушавшая все его материалы, вольно-невольно соприкасаются с высокой поэзий в обрамлении хорошего сильного стиха. И грохот огромного количества инструментов  порой даже неуместен. И многие музыканты это хорошо чувствуют. Кстати, на квартирник может придти любой желающий, как зритель, так и участник. Все предстоящие мероприятия мы анонсируем в группе в Контакте «Созидание» https://vk.com/tvorchestvo_sozidanie.

Памятные концерты Высоцкого – это ежегодный проект. Первый был проведен 25 июля в 2007 году в Комсомольском парке, он собрал большое количество поклонников автора и оставил сильные впечатления в их памяти.
 
Почему я их провожу? Высоцкий - определенный стандарт, знамя, которое необходимо нести. И есть ощущение, что если мы его сложим, то что-то исчезнет в нас навсегда, исчезнет та база, та крепкая сильная советская база ценностей, на которой выросло наше поколение. У меня сейчас достаточно общественных проектов, которые я несу, вместе с организацией концертов, фестивалей, кафешников и квартирников. Но это знамя меня не удручает, не гнетет. Но если бы нашлись соратники другие знаменосцы, которые согласились бы идти вместе со мной, то я был бы очень рад. И я бы гордился тем, что у нас в Череповце существует хотя бы несколько человек, которые на своих плечах тянут этот непосильный груз, организации  ежегодных квартирников, концертов с выходом на городские площадки, в парки, на улицы, где угодно, чтобы прохожий случайный человек остановится и услышал для себя что-то важное, ценное, вечное..», - Андрей Бутылин.

Квартирник, посвященный памяти В. Высоцкого, длился четыре с половиной часа. Но зрители нисколько не устали и требовали продолжения. Активно подпевали, аплодировали, просили исполнить любимые и знакомые произведения автора на бис, такие как  «Я не люблю», «Песня о друге», «Вершина»,  «Баллада о любви», «Корабли», «Ну, здравствуй, это я», «Кони привередливые», «Спасибо, что живой». В роли проводника и ведущего выступил известный в городе  знаток и почитатель творчества В. Высоцкого Александр Соколов, из уст которого гости услышали немало интересных историй о жизни Владимира Семеновича. Например, некоторые считают, что гитара у Высоцкого всегда была немного расстроена.

Александр уточнил:
-Последний концерт в 1980-м году, где он в зеленом свитере в Останкино выступал, гитара у него была настроена на два с половиной тона ниже, потому что была немного поломана. А, вообще, он специально ставил ее на тон ниже, подстраивая под свой голос, который у него был высоким. Он это делал специально для гармонизации».
- Однажды во время отдыха Высоцкого в Сочи, - продолжает Александр Соколов,  - его номер обокрали. Времена были тяжелые, а у артиста вытащили одежду, документы и даже ключи от квартиры в Москве. Владимир Семенович обратился в милицию, однако после возвращения в номер нашел почти все вещи на месте и записку с раскаянием воров, о том, что они не знали, у кого воруют. Единственное, что продали – джинсы, все остальное благополучно возвращено хозяину. Вот такое почтение было к Высоцкому в то время. - Кстати я давно мечтаю о том, чтобы в нашем городе установили памятник Высоцкому. Во многих городах он и есть, например мне очень нравится, который поставили в 2013 году во Владивостоке. Бронзовая скульптура поющего гения располагается в Театральном скверике, рядом с излюбленным местом отдыха горожан - театром имени Горького. И что примечательно, там всегда играют песни Владимира Семеновича. Звучащие композиции не имеют последовательности. Эта некая спонтанность и манит ценителей творчества Высоцкого к его монументу. Сюда идут сотни горожан. Жители города идут к памятнику как к оракулу со своими жизненными вопросами и часто песни поющей скульптуры Высоцкого помогают горожанам найти ответы на волнующие вопросы. Я думаю, нашим горожанам тоже было бы с чем придти, будь у нас в городе такое памятное место.
Ведущий также поразил гостей проникновенным прочтением стихов автора, коих он как выяснилось, знал немало. Зрители, почтенного возраста, казалось, переживали каждое строчку, каждое слово. В глазах блестели грустинки и слезы.  И уж совсем непривычно было видеть серьезные задумчивые лица молодых людей, внимательно слушающих  отголоски советской эпохи. И в голове звучало? Зачем им это все?

Зачем современней молодежи нужно творчество Высоцкого? С этим вопросом мы обратились к одному из участников концерта Владимиру Войтенкову:
«Я считаю, что его песни наполнены смыслом, настоящей жизнью. То, что сейчас поют с эстрады – все пустое, придуманное горе мелкие печальки и радости. Сейчас песни пекут как пирожки, это не творчество это производство песен главное, чтоб мелодия и припевчик, два прихлопа два притопа. А Высоцкий все же дарил нам творчество души, судьбы человека. Мы это время утеряли, когда были такие люди Окуджава, Галич, Визбор, Высокий. Это настоящая высокая поэзия, перенесенная на ритмическую основу. Я в детстве не совсем понимал их творчество. Песни Антонова вообще не ненавидел. А сейчас оценил, понял, прочувствовал. И нужно просто гордиться, что эти люди жили в свое время. А Антонов и до сих пор жив. И песни его прекрасные. Вообще я очень рад, что оказался сегодня здесь. Не знал, что в городе  проводятся такие квартирники. Впечатления очень сильные, радует, что в Череповце есть настоящие ценители Высоцкого и других не менее значимых авторов.

Анна Прокопьева, 37 лет: Я сегодня была на вечере, посвященному творчеству Высоцкого. Уважаю этого человека. Слушаю его с детства. Можно сказать, его строчки впитаны с молоком матери. Сегодня слушала, пела его песни, и было такое чувства, что автор был вместе с нами. Песни идеальные, стихи проникновенные, душевные, горячие, дерзкие, как сама жизнь.

Мария Миронова, 21 год: Изначально, конечно, я хотела маму привести, но она, к сожалению, заболела. Мама - большая поклонница Владимира Высоцкого. Мне тоже близки эти песни, особенно из цикла «туризм и горы», потому что с детства занимаюсь альпинизмом. Концерт сегодня очень понравился. Преемственность поколений, которую я здесь наблюдала, мне приятна.  И хочется сказать большое спасибо организаторам и всем участникам за теплый домашний концерт и за душевность, которую они сегодня проявили. Особую благодарность хочется выразить ведущему вечера Александру Соколову, на мой взгляд, ему удалось передать глубину, ценность и особый нерв творчества Высоцкого, именно то, что он хотел донести до людей в свое время...

В памятном вечере также принимали участие череповецкие исполнители: Владимир Войтенков, Вадим Элефантов, Елизавета Сергеева, Евгения Мороз, Дмитрий Рожков, Алесей Несонов, Вера Басова, Андрей Бутылин.

Концерт закончился, все разошлись по своим делам, домам, жизням, а слова Высоцкого все еще звучат в душе… Я дышу — и значит, я люблю! Я люблю — и значит, я живу! Понятно, что сейчас другое время и ценности другие, но темы, поднятые в песнях Высоцкого, важны и актуальны и по сей день, ибо желание исполнять и понимать песни Высоцкого, с каждым годом возрастает, судя по ежегодным концертам и теплым отзывам зрителей.


Рецензии