Шестилетний коммерсант

Беспечная пора дошкольного возраста, бесшабашная жизнь постоянного весёлого и интересного общения во дворе с пацанами. Регулярные поездки на багажнике велосипеда с мамой к бабушке за Тёплое озеро. Как же здорово! Как же хорошо, когда все тебя любят, все о тебе заботятся и почти ничего с тебя не спрашивают…

Я стою между грядок в огороде деда Коли, задрав высоко голову, приложив к глазам ладонь «домиком» от ярких лучей солнышка и смотрю, когда же поспеют его знаменитые наливные яблочки и упадут мне наголову? На дворе только перевалило через середину мая, мне только что исполнилось шесть лет, и дедушка Коля подарил мне шикарную пластмассовую модель военного корабля на батарейках. Мы с папой уже испробовали его ходовые качества, пуская по тому самому Тёплому озеру и догоняя его на лодке с вёслами. А сейчас…

- Чего ты там выискиваешь? – слышен громкий голос бабушки, вышедшей из дома в огород, - далеко ещё до яблоков, только цвет облетел. Иди, погуляй на улице!
Я понимаю, что бабушка переживает за будущий урожай и уповает на вытоптанные маленькими детским следами грядки, но я же просто так, помечтал.
- Внучек, ты здесь что ли? – из низенькой теплички высовывается седая голова деда, услышавшего, как бабушка меня ругает и сразу бросившегося мне на помощь.
- Да, деда, я здесь, - и бегу к теплице, - а чего?
- Пойдём, мне поможешь рассаду пикировать.
- Чего это такое? – природная любознательность берёт верх над детской ленью.
- Вот, смотри, - заходит он в теплицу, - видишь, подписаны разные сорта помидор. Мне надо их из баночек рассадить в ящики. Прочитаешь мне, слепому, что написано?
Это он специально говорит, что бы завлечь меня. Я уже год, как умею писать, читать и считать. В школу меня подготовили за пару лет до первого сентября:
- Конечно, - и принимаюсь перечислять названия сортов, а он разносит баночки к ящичкам, сколоченным из тонких досок, и наполненным тёмно-коричневой свежей землёй.…

В низенькой деревянной теплице с застеклёнными рамами и прозрачным потолком жарко от натопленной печки и лучей солнышка. Дед постоянно поддерживает тепло для рассады, которую с любовью выращивает и потом продаёт на городском базаре. Денег им с бабушкой всегда хватает, ещё и нам всем помогают, да без дела дед сидеть не может. Ещё с молодости, до войны, он устроился в тепловозное депо районного центра и проработал машинистом до самой пенсии, которую получил по льготному возрасту в сорок пять лет. С тех пор и занимается теплицами, с каждым годом теряя силу и уменьшая их в размере и высоте. Правда, до самой смерти так и не бросил заниматься любимым делом – «ковыряться» в земле. Что и мне всегда говорил в детстве: «внучек, земля кормилица, мы из неё пришли, в неё и уйдём, любить её надо». Я тогда, в далёком и безмятежном детстве, не понимал значения его слов, но запомнил на всю жизнь. Став взрослым, женившись и родив своего сына, получив от государства клочок в шесть соток, я понял его слова, за что буду благодарен деду до последних своих дней. Да ладно, я слегка отвлёкся…

- А зачем ты помидоры продаёшь? Вам что, денег не хватает? – любопытствую опять я, уже расхаживая между низкими грядками с деловым видом.
- А чтоб бабку вашу меньше видеть. Вот поедем на базар в субботу торговать, и увидишь сам, - ласково и спокойно отвечает он…

Мы рассадили тонкие зелёненькие кустики в ящики и полили их тёплой водой из бочки. Через пять дней, в выходной базарный день в районном центре нам предстояло продать то, что подрастёт…

В субботнее утро он рано поднимает меня с печки, наводит моего любимого сладкого чаю с хлебом и сливочным маслом, приговаривая:
- Поторопись, надо на семичасовую «шестёрку» успеть. Самый базар и приедем.
- Хорошо, дед, я быстро, - и начинаю уплетать бутерброд с чаем…

Старенький седой дедушка в толстых очках и с сучковатой палочкой в одной руке, с ящиком рассады за спиной и шестилетним внуком в крепко зажатой ладони идёт по базару и ищет место на деревянных прилавках.
- Николай Дмитрич, вставай с нами! – слышится из толпы блуждающих по рынку покупателей звонкий голос соседки по огороду тётки Нины.
Дед поворачивает к ним и располагает на длинном деревянном столе ящик с аккуратно завёрнутыми в газетные листы по десять штук тонкими стебельками помидор. Мы их вчера поздно вечером вместе считали и заворачивали в эти самые конвертики. Набрали почти двести штук. Дед, потакая моему любопытству, даже, примерный доход разрешил посчитать, по цене пятнадцать копеек за десяток. Я долго сопел и водил по землице грядки палочкой, складывал будущий доход. Посчитал…

Через час-полтора бойкой торговли по довольно низким ценам в нашем ящике осталось несколько конвертиков с рассадой, как дед произнёс:
- На пиво и общение с мужиками я заработал. Да и в уборную надо сходить. Пойду куплю пивка себе и пирожок. Ты что-нибудь будешь, помощник?
- Да, пирожок сладкий и лимонад, а ещё вон там продают шарик на резинке, купишь? – показываю пальцем недалеко от нас на прилавок с детскими игрушками. В ту пору эта забава, шарик на резинке, был верхом богатства у нас во дворе.
- Пирожок куплю, а на шарик сам заработаешь.
- А как? – гордость распирает мою грудь, но я не понимаю пока, куда он клонит.
- Пока меня не будет, остаёшься старшим продавцом. Всё, что без меня продашь, твоё. Все деньги заработанные будут твои, и трать, на что хочешь, - он погладил меня по голове, улыбнулся сквозь седую бороду, посмотрел на соседку и пошёл в сторону пивнушки.
Сначала я опешил и испугался, но вид соседки, большой и грозной, подмигнувшей мне заговорщицки, меня приободрил, и я стал выкрикивать в толпу:
- Рассада! Кому рассада! Недорого! – привлекая народ, а большегрудая тётка одобрительно кивала головой…

Дед вернулся минут через двадцать, а я уже скучал при пустом ящике из-под рассады. В руках он держал бумажный пакет с двумя пирожками, а из кармана извлёк тот самый шарик на резинке. Моей радости не было пределов! Я жадно вцепился зубками в мягкий тёплый пирожок и раскачивал на пальце шарик:
- Деда, - с полным набитым ртом проговорил я, - а ты же сказал, что я шарик сам куплю.
- Ничего, другое что-нибудь купишь, заработал. Ешь спокойно, без разговоров, – он начал собирать остатки газетных обрывков со стола в ящик и даже не спросил, сколько я заработал, только увидел, что ящик пуст и одобрительно кивнул головой.

А у меня в кармане звенели первые заработанные честным трудом деньги, целых семьдесят пять копеек. Вот Светка обзавидуется, моя противная старшая сеструха, которая заканчивает третий класс. Домой я ехал счастливым и богатым, мне дед Коля дал заработать первые деньги и дал понять на всю оставшуюся жизнь, что землю надо любить и тогда она щедро наградит за эту любовь к ней…

Впоследствии, свою любовь к земле я пытался передавать и своим детям, представителям нового поколения, поколения компов и видиков, дисков и флешек. Получилось ли? Пока не понял. Они ещё растут и учатся жить самостоятельно…

3 мая 2016 года


Рецензии
Станислав,вспомнил свой садик и удивительную женщину,нашу в то время воспитательницу Тамару Григорьевну,до сих пор сохранилась фотография нашей группы с нею,на ней мы последнее лето перед школой,она нам привила любовь к творчеству вырезать,рисовать,играть в шашки,домино,шахматы,считать,писать и читать,а так же мы знали не мало песен,которые мы пели на прогулках,а ведь мы всегда ходили на Ленинские горы,которые были рядом с садиком и окружной железной дорогой,теперь на этом месте проходит третье транспортное кольцо Москвы.

С уважением.

Юрий Симоненков   10.02.2024 02:57     Заявить о нарушении
Ну, Юрий, видите, вы человек сугубо столичный, а мы деревенские и поселковые, немного по другому росли, между нгрядок и в деревянных домах, даже, в благополучно 70-е...спасибо вам за визит и тёплый отзыв...

Станислав Климов   10.02.2024 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.