Космическое сознание - 14
Составитель СТЕПАН СТУЛЬГИНСКИЙ
КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – 14
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ АГНИ-ЙОГИ
Чтобы научить людей, как стать восприемником Космических Огней и как управлять волнами пламени, на помощь человечеству дается новая Йога, названная Учением Агни-Йоги. Эта Йога учит, как пережить наше опасное и грозное время. Учение Агни-Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении Огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.
В нашем столетии вспыхнут знаки различных неусвоенных энергий. Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним Путями, указанными в Агни-Йоге. Сказано, что когда воздействие Огненной стихии увеличится, человечество явит панический испуг и хаотичность действий, и люди начнут метаться в ложных направлениях. Таково будет воздействие Огня непонятого и непринятого.
Потому Агни-Йога дана ко времени — она приносит зрячим знаки истинного Пути. Пусть имеют время освоиться, помня о краткости срока. Вот почему важно именно теперь обратить внимание на изучение книг Агни-Йоги. Учение является не только очередным расширением возможностей человечества, но и должно привести к сочетанию с космическими энергиями, к Сроку достигающими нашу планету.
«Агни» на санскрите — Огонь. Так, Агни-Йога — Огненная Йога — Огненный Путь. Так, Путь Агни-Йоги есть Свет на Пути. Путникам предоставляется Путь — Агни-Йога укрепит тех, кто осознал своевременность этого Учения. «Не нужно ждать часа, когда поток погонит толпы ищущих спасения — это будет познание бича ужаса. В час вихря лишь в Учении будет вся надежда людская. Тогда обернут головы от земли и, может быть, впервые узрят Огонь Неба и Дальние Миры. Вихрь заставит подумать об Огне пространства и о будущих существованиях».
Каждая фаза Откровения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается падением нравственности —значит, Агни-Йога направляет, прежде всего, к утверждению нравственных устоев. Потому Учение Агни-Йоги называется еще и Учением Живой Этики. Ведь в настоящее время, как говорит Агни-Йога, «Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».
Потому Агни-Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах этого Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в Мире Мысли. В Агни-Йоге говорится о формировании Огненного человека Новой Эпохи — о развитии Огненной энергии в нем. Также говорится об ученичестве: имеется в виду достижение возможности стать учеником Махатм.
Живая Этика ведет к ощущению своего единства с окружающим миром и — в силу этого — своей ответственности за него. Уже в середине 20-х годов в третьей книге Учения Агни-Йоги, в книге «Община», поднимался вопрос об охране биосферы — вопрос, вся важность которого стала ясна спустя десятки лет.
«Мы учим улучшать бытие, исходя из возможностей самой жизни». «Учение дается не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни». Поэтому Агни-Йога называется также «Учением Жизни». Как Огонь является всесвязующим началом, так Агни-Йога проникает всю жизнь. Это Учение усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Оно дает широкое и ясное понимание самых сложных вопросов бытия, оно дает самые жизненные и практические Советы, оно дает самые определенные и прямые Указания, как поступать и что делать.
По своей широте мысли, Учение Жизни дает ответы на все за¬просы. Агни-Йога принимает во внимание все сложные проблемы современности. Агни-Йога выдвигает идею единства человечества и возвышает ее от Общины до всеобщего Братства и Космического Сотрудничества, к которому ведет Путь эволюции. Агни-Йога соединяет земное знание с Космическим пульсом. Изучение Агни-Йоги приближает человека к Дальним Мирам, вернее, учит, как обрести Космическое сознание и сотрудничать с Космосом.
В чем разница и сходство Агни-Йоги с древними индийскими Йогами? Карма-Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами. Но когда Агни-Йога овладевает Путями к осознанию Дальних Миров, то различие становится очевидным.
Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога — все они оберегают от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. И тогда как эти три Йоги слишком отрывали человека от жизни —Агни-Йога отличается тем, что Подвиг ее должен явиться в жизни. Накопление явлений в жизни показывает насколько Йога Жизни выше искусственного возвышения вне действительности.
Агни-Йога обобщает весь опыт прежних Йог, беря из них лучшее и пригодное для будущего, ибо возвышает и объединяет их суть —труд, мудрость, любовь, волю — в одно целое. Агни-Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи именно Агни-Огонь, в равной степени лежащий в основе всех Йог, настолько будет проникать в окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в Огненном синтезе.
Агни-Йога, как и все Йоги, данные из высших Источников, древнее, но тайное Учение. Новым и значительным является его обнародование для всех, которое стало возможно в связи с наступлением Новой Эпохи. Учение Агни-Йоги дается для будущего, оно — предтеча Великой Эпохи. Не новое оповещается, но к часу нужное. Полезное Учение дается не для новизны, но для сложения новой достойной жизни.
В книге Рериха «Сердце Азии» об этом Учении сказано:
«Агни-Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения тончайших энергий. То, что недавно называлось учением воли и сосредоточения, Агни-Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение духовной энергии мысли и сознания как величайших творящих факторов.
Учение Шамбалы — это целое Учение о жизни. Самые практические Советы даются в этом Учении с Гималаев. Оно очень близко каждому сильному и ищущему духу. Слишком долго люди оставались в низшем состоянии. Они должны торопиться овладеть сужденными блестящими возможностями».
КНИГИ УЧЕНИЯ
Третья книга Учения Агни-Йоги — «Община», начинается следующими словами: «Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы Сотрудничества и Общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения наших Гор. Если мышление твое еще не очищено истинным молотом и серпом — найди книгу
«Озарение» и книгу «Зов».
Эти две книги предшествовали «Общине» — они были изданы в Америке, еще до посещения Рерихами Москвы, и тоже, как и «Община», предназначены для России.
Первая книга Учения вышла в 1924 г. — «Листы Сада Мории». Она также называется «Зов» — имеется в виду Зов к новой жизни. Эта книга начинается словами: «В Новую Россию Моя первая Весть!» Первая книга звала к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. В ней короткими отдельными фразами, в красивой поэтической форме рассыпаны жемчужины многовековой мудрости, дан первый аккорд той симфонии, которая содержится в Учении, набросаны эскизы картин будущей жизни. Каждая фраза, каждое слово полны глубокого значения и заставляют много думать, чтобы понять явный и скрытый их смысл.
Следующая книга — «Листы Сада М.» («Озарение»), вышла в 1925 г. Вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания. Как сказано, первым признаком расширения сознания является идея Общины и Общего Блага.В книге даны первые указания необходимой работы и того направления, чтобы приобрести Право на вступление в Новую Эру и Новый Мир.
Третья книга — «Община» (1926-1927 гг.), содержит Учение об общинной жизни. По существу это было развернутое обращение Махатм к советскому народу, как продолжение Их Послания, привезенного Рерихами в Москву в 1926 г. и не дошедшего до народа.
Первые три книги служат как бы введением ко всей последующей серии книг Агни-Йоги. В них уже затронуто большинство вопросов жизни, получивших разработку и освещение с других углов зрения в следующих книгах.
Четвертая книга Учения называется «Агни-Йога». Она вы¬шла в 1929 г. О том, что такое Агни-Йога и какое значение для будущего имеет стихия Огня, будет подробно рассказано ниже.
Пятая книга — «Беспредельность» (1930 г.), есть Высшая Космогония. В ней говорится о Законах Мироздания и об эволюции Жизни, о действии и взаимодействии бесчисленных космических энергий, о влиянии небесных Светил и их лучей на эволюцию человечества и развитие Жизни, о Дальних Мирах и о многом другом.
Дальнейшими томами являются «Иерархия» (1931 г.) и «Сердце» (1932 г.). Как об Иерархии, так и о значении сердца в наступающую Эпоху будет подробно рассказано в следующих главах сей работы.
«Почему сначала дана «Беспредельность», потом «Иерархия», затем «Сердце»? Сначала указано направление, в котором человек должен следовать, затем ему указаны Проводники в Беспредельность — это наши Руководители, Старшие Братья человечества, Махатмы Шамбалы; но средством для приближения к Иерархии и Беспредельности может служить лишь собственное сердце человека».
И лишь усилиями своего сердца можно достигнуть того Высшего Огненного Мира, о котором говорят книги Учения.
Первая часть книги «Мир Огненный» вышла в 1933 году, вторая — в 1934 году, третья — в 1935 году.
Последними вышедшими в Свет книгами Учения Агни-Йоги являются «Аум» (1936 г.) и «Братство» (1937 г.). Дальнейшие книги Учения («Надземное» и другие) готовились к печати, но по условиям военного времени не могли быть напечатаны.
Книги Учения Махатм были изданы на русском и английском языках на Западе: в Америке, в Париже, в Риге. Как видим, эти книги начали выходить с 1924 года. И хотя они свободно продавались в книжных магазинах всего Мира, доступ в СССР был для них закрыт: здесь уже началась «сталинская эпоха». Также эти книги были уничтожены в Германии, когда там воцарилась «гитлеров¬ская эпоха».
В Прибалтике до 1940 года книги Учения могли быть свободно приобретаемы; в Риге было издательство этих книг. А когда прибалтийские республики стали советскими, книги Учения сразу были изъяты из всех книжных магазинов и общественных библиотек.
Истинно, настает время и уже настало, когда должны быть осмыслены Основы Жизни. Пришло время исследовать и познать Законы Бытия, чтобы начать жить полной и сознательной жизнью. Только знание устоев Жизни может преобразить нашу жизнь, может направить к тому Будущему, о котором мечтает каждый разумный человек, стремящийся к Прогрессу и к Общему Благу.
«Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религии. Там, где видимое неверие, там уже близка жатва Господня. Но где лицемерное благолепие — там Меч готов! Пример Савла будет назиданием».
«Видно, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Маятник, сильно пущенный в одну сторону, с таким же размахом качается и в другую».
«Квасная религия уходит, и на смену этому отжившему пугалу Иван Стотысячный требует нового Света, новой духовной пищи и новых догматов, оправданных разумом и логикой».
«В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь Путь. Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу».
«Не далек тот день, когда будут искать всех могущих принести крупицу истинного Знания».
КОСМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ
Большинство человеческих законодательных кодексов начинается формулой: «Никто не может оговориться незнанием законов», — и нарушение закона по незнанию не оправдывает человека. Между тем, большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно Космических Законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что их жизнь полна превратностей и ударов.
Кто виноват, если, живя в Космосе (да, в Космосе!), мы не имеем ни малейшего представления о Законах, управляющих Космосом? Ведь живя в государстве, мы считаем нужным быть знакомыми с законами этого государства. Насколько же важнее знать Законы, которые управляют и государствами! Наступающая Эпоха есть Эпоха сотрудничества с Космосом, и она требует знания не только человеческих, но и Космических Законов!
Закон человеческий может быть отменен или нарушен, Закон же Космический — никогда. Космос не знает нарушения своих Законов. Что бы вы ни делали, Закон остается неизменным. Вы можете разбиться при встрече с ним, но он остается непоколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя.
Мы живем не в мире произвола, где сегодня может случиться одно, завтра другое. Мы можем работать с полной уверенностью в успехе, если мы опираемся на неизменную Истину — Закон Вселенной. Но для того чтобы работать спокойно и безопасно в Мире Закона, необходимо знание.
Покуда мы не знаем Законов, они могут разрушать наши планы, уничтожать наши труды, разбивать наши надежды. Но эти же Законы делаются нашими слугами, помощниками, двигателями ввысь, когда наше незнание заменяется знанием. Закон становится спасительным, когда мы его познаем. Познание Космических Законов дает ответы на все основные во¬просы Бытия, упомянутые в самом начале этой работы.
Космические Законы преподаны в эзотерических знаниях древности. На Пути к этой древней мудрости мы узнали о Шамбале и Махатмах как Источниках этого Знания, узнали о Блаватской и Рерихах как передатчиках его через Теософию и Агни-Йогу. Теперь к этим ценным, сокровенным Знаниям мы подошли вплотную.
С самого начала эволюции человечества Махатмы давали народам понятия о незыблемых Космических Законах — Законах Бытия, сообразуясь с сознанием людей, с условиями времени и места. Великое Белое Братство Учителей периодически посылало в мир Своих Собратьев, воплощающихся как Основатели Мировых Учений, чтобы давать каждый раз новый сдвиг сознанию человечества.
«Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, Дальние Миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии, в Китае, в Египте, в Иране, в Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова. И сейчас Мы должны повторять те же Истины. Почти то же самое было утверждаемо пять тысячелетий тому назад».
«Зерно сложилось вчера, цветок образуется завтра. Самые передовые умы не отказываются питаться хлебом вчерашних зерен. Нужно научиться сочетать знание прошлого со стремлением к будущему. Как можно преуспеть, если Огонь горит, но глаз обращен в темноту? Огонь Мудрости пусть осветит все сокровища накоплений. Расширяйте ваше уважение и к зерну, и к плоду. Нужно положить конец ограниченности».
«Ломать знамение разумной основы было бы неоправданно. Если зодчий видит прочность основания, он пользуется им для нового здания. Нужна мировая экономия средств. Роскошь разрушения отошла на страницы истории. Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях. Нельзя разрушить полезную основу и внести вредное смятение».
Дни критиканства прошли — необходима положительная работа. Миру была нужна критика, но только временная. Работа, которая будет действительна на многие века — это строительство и прогресс, а не критика и уничтожение. Довольно критики, довольно искания ошибок, теперь время для новострое¬ния, для собирания и концентрации всех сил. Необходимо вернуться к Основам, с которыми все будут согласны. «Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так теперь снова напоминаем об Основах Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни».
В подготовлении современной мировой эволюции выявлено Учение Великих Махатм Индии. Из приводимых ниже текстов видна сущность этого Учения. Они содержат сущность всех верований и познаний. В основе миросозерцания Махатм Шамбалы лежит Учение об эволюции, точнее, о трех эволюциях: эволюции Космической Материи, эволюции Природы, или ступеней Жизни, эволюции Человечества.
Постараемся передать возможно короче, как понимает эзотерическая философия природу человека и его место в Мироздании, как она понимает Вселенную и цели и Законы ее проявления.
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ
БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ КОСМОСА
Сокровенное Знание — Древняя Мудрость Махатм Шамбалы, говорит: «Вселенная беспредельна в необъятном пространстве Космическом. Центр пространства — везде, а окружность его — нигде. Куда бы мы ни стремились — в любом направлении будет бездна. Допустив, что существует какой-то предел пространства, возникает вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предельным. Космическое пространство никаких пределов не имеет — Космос простирается во все стороны беспредельно».
О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: Существует во всем Мире великий Космический Закон Аналогии: «Как на земле, так и на Небе; внутреннее подобно внешнему; большое таково же, как и малое». Что же именно мы наблюдаем?
Все, что существует в нашем Мире, имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи, чередование лета и зимы, как рождается, живет и «умирает» человек, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос — Макрокосмос, рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие — «умирает».
Тот период времени, когда Космос существует, на Востоке называется «Веком Брамы», или «Великой Манвантарой». Для выражения длительности этого невообразимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном исчислении лет… И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время кажется нескончаемым, все же оно ограничено — Вселенная не вечна.
Столько же времени продолжается Великая Вечность Небытия, названная «Маха Пралайей» — Великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.
В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — в Мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который существует в наше время — один из бесчисленных уже бывших и еще будущих проявленных Космосов.
Аналогия идет и дальше: как человек — от рождения до самой смерти — каждую ночь испытывает «малую смерть», засыпая от вечера до утра — так же бывают и «Ночи» Вселенной, когда «умирает» только все живущее, а весь Мир не исчезает, но остается в «спящем» состоянии, и к началу «Дня» все снова оживает. Этот период космического проявления Вселенной, когда Космос «бодрствует», когда все сущее живет, назван «Днем Брамы», или «Малой Манвантарой». А то время, когда Космос «спит», когда все во Вселенной «отдыхает», названо «Ночью Брамы», или «Малой Пралайей».
Сокровенное Знание говорит, что длительность Дня Брамы —четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического Календаря!
Чередование периодов активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены Миров можно видеть этот величественный Закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания, ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи — так же как фазы луны и чередование зимы и лета в Природе. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, Солнечная Система и Вселенная в целом — все в Космосе имеет периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
ЕДИНСТВО — ЕДИНОЕ НАЧАЛО. АБСОЛЮТ
Это Тайна из Тайн, Сокровенное из Сокровенного. Не понятое людьми, Оно остается ясным.
Понятое людским разумом, Оно теряет свою прозрачность. Таков Закон.
Агни-Йога. «Зов»
Что устанавливает длительность Циклов Периодичности Вселенной? Что дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Манвантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытие, все же остается существовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, или Закон, который вызовет появление Вселенной, когда Маха Пралайя закончится.
Эту главную Основу Бытия, эту Единую Нерушимую Реальность, Единое Начало Сокровенное Знание полагает в основу Мироздания. Этот Единый Элемент есть Начало всего. Беспричинная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого существования — от Него происходит все. Он беспределен и вездесущ, он присутствует везде, во всей Беспредельности, в каждой точке пространства Космоса.
На Востоке самое Высшее понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своем великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом «То», именно «Неизреченное». Зная, что Космическая Жизнь в своем непроявленном аспекте перестает быть доступной для человеческого разума, мудрецы Востока склонялись в безмолвии перед ее Непроявленным Первоисточником как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имен, ни определений.
И все же некоторые религиозно-философские системы Востока называют «То» — Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. «Парабраман» — это То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону проявленного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь человеческого понимания, и поэтому никакие рассуждения о Нем невозможны. Этот Вечный и Непреложный Принцип считается Неизреченным и Непостижимым. Величие и Красота Беспредельности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пределах Несказуемого.
Абсолют есть Беспредельность, и всякие суждения будут лишь ограничивать Его. Человеческими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умален. Всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его.
Поэтому Восток запретил всякие обсуждения Единого, сосредоточив всю силу познавания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Абсолют, Непознаваемая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть — оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но полное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.
Это Единое Начало, существуя от Вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При начале периода деятельности Великой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и Космические Силы начинают вызывать Вселенную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Единого Начала — и Вселенная растворяется в Небытие.
«Дыхание» Непознаваемого есть принцип существования всего Космоса. В одной древней книге об этом сказано так:
«Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно».
ДВОЙСТВЕННОСТЬ. ДУХ И МАТЕРИЯ
Основа Мироздания — Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается Космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойственность — в Духо-Материю.
Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары противоположностей — из Духа и Материи, Мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно назвать
Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей, дает плод, дает Сына — Единую Вселенную.
О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое Божественное Начало. Горизонталь — как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.
В «Письмах Махатм» («Чаша Востока»), в которых выражена доктрина Востока и, тем самым, мировоззрение Агни-Йоги, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать существовать. Материя, или Природа, действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, ее материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы, или элементы, абсолютно неразрушимы».
Мы видим, как предельно четко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, ее неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью ее форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности ее Законов.
Указывая на то, что «в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи», что «мы обращаемся к Высшим слоям или к грубейшим видам той же материи», Агни-Йога провозглашает материальность Мира. «Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого Высокого до самого низкого». Указывается, что «в основании всего сущего лежит Светоносная материя» и что «человек — часть сознания Высшей материи».
Материальность Мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми ее утонченными, «глубинными» проявлениями. Это подтверждается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и в Материю в ее незримости, как невидимый, вездесущий и всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать».
Сокровенное Знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал: духа и материи в едином элементе — Духо-Материи. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкая материя) и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.
Агни-Йога считает, что «материя есть состояние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух — «известное состояние материи», ее завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявления Духа без Матери Мира — Великой Материи!
Дух существует лишь в материи, являясь ее двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие.
При условии признания единого элемента Духо-Материи основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестает быть одним предметом, как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духо-Материи.
Такова концепция синтеза «первичного» и «вторичного» элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни-Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духо-Материя во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет свое основное и вечное свойство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духо-Материи.
Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует «неорганической материей» — так называемые минеральные ингредиенты — никогда не могли бы быть вызвано в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни-Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.
Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В Мире может существовать и множество других, не известных еще нам видов материи с необычными специфическими свойствами. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельности в эволюции материи и особые — скорее мыслимые, чем воспринимаемые физическими органами чувств — высокие состояния материи.
И ученые становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни-Йоге даются ценные указания об Огненности, жизненности чистейшей материи.
«Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — материалисты — имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями».
Агни-Йога определенно говорит о возвращении Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти в понятие материализма одухотворенного».
ТРОЙСТВЕННОСТЬ. ТРОИЦА
Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самому Себе, та вечная Темнота, из которой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица.
Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень всего. Слово «Воля» или «Могущество» более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле.
Затем следует второй аспект Единого — Любовь. Воля вдохновляема Любовью. Когда аспекты Воли и Любви проявлены, третий аспект должен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными — Мудрость, божественное Мышление в Действии.
Все три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость также свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И хотя употребляются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они собраны и взаимно зависимы.
Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта Истина имеет Жизненное значение по отношению к человеку и его эволюции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветится внутренний рост человека и все ступени развития его жизни.
Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, существует также в трех нераздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция, или Сопротивление), Движение и Ритм — три основные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассматриваются как проявление Силы Троицы. Устойчивость, или Инерция, дает основу, опорную точку для рычага, затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос, и тогда появляется Ритм, который заставляет Материю вибрировать, делая ее способной слагаться в формы.
Повсеместно употреблявшийся символ Тройственности — Треугольник вписанный в Круг или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками, переплетенными между собой: Троица Духа — с вершиной, обращенной вверх. Троица Материи — с вершиной, обращенной вниз; а когда треугольники окрашены, первый получает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй — черную или темный оттенок иной окраски.
_____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 6 мая 2016 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №216050600207