Эта дружба фронтовая часть2

Долго на одном месте дивизии не задерживались… Ехали ночью по бревенчатым настилам, без света, даже курить не разрешалось. А тряска была такая, что удержаться в кузове было нелегко. Наконец, прибыли. Отдыхать  уставшим солдатам не пришлось: до утра нужно замаскировать орудия и машины от авиации, батарею подготовить к боевым действиям. Командир батареи, разведчики и связисты ушли на наблюдательный пункт. Когда была установлена связь с огневой позицией, раздалась команда: «Батарея к бою!» Для Николая Горбунова это была привычная команда, а для Михаила Дацкова – первая.
-Огонь!
Вокруг от грохота и шума содрогнулась вся земля, никто в это время не слышал даже собственного голоса. Шел декабрь 1942 года…
На следующий день в полдень в небе появился немецкий самолет разведчик. Он сделал несколько кругов над батареей и улетел. Через несколько часов в небе вновь послышался шум моторов – летели немецкие бомбардировщики… Боевая техника не пострадала – была тщательно замаскирована. Среди людей же появились первые раненые.
В январе-феврале 1943 года наступил период самых ожесточенных боев. На исходе были снаряды, закончились запасы продовольствия. А тут еще новая напасть. Стали нападать на бойцов, как их тогда называли, «чужие» - вши. Разными путями воины боролись с ними: всю одежду и валенки прожаривали в бочках, полушубки в ночное время выбрасывали на снег. В этих трудных условиях необходимо было выстоять, выжить. Бойцы чем могли делились своим куском с шоферами. Ведь именно на них возлагалась большая задача – вывезти боевую технику и оставшихся в живых людей. Дацков и Горбунов делились последней крошкой хлеба, старались морально поддерживать друг друга.
И вот наступил день, когда командование приказало добираться к своим. Первую машину на настилы вывел Николай Горбунов. Шоферам было приказано не выходить из машин, чтобы не потерять оставшихся сил. Ноги у них так распухли, что пришлось разрезать голенища валенок. Колонна  тронулась в путь. Сколько они ехали, сейчас вряд ли кто вспомнит. Главное другое – они все-таки добрались до своих. А там, в Ногинске, было уже всё готово: медсанбат, усиленное питание, обмундирование и …правительственные награды.

…Батарея подъезжала к деревне Прохоровка. Там шел ожесточенный танковый бой. Вокруг всё горело. Над колонной со стороны противника появились немецкие бомбардировщики. Машины стали съезжать с дороги в поле. Разорвался первый снаряд. Земля задрожала.
Машина, где ехал Дацков, свернула влево и по полю поехала вниз против летящих немецких самолетов. Бомбы разрывались впереди и сзади. Михаил успел встать на крыло машины и еле держался за дверцу кабины. Раздался взрыв. Наступила кромешная тьма. Он очнулся только утром следующего дня и долго не мог понять, что с ним, где он находится. Побаливал правый бок, в голове стоял шум. Миша ощупал себя: цел. Он встал, проверил, на месте ли комсомольский билет. Вошла медсестра и объяснила. Что его привезли вчера без сознания. Дацков попросил поесть. Утолив голод он решил немедленно искать свою дивизию.  Не буду описывать, как он добирался, но через несколько дней он был в своей батарее. Там и узнал, что же произошло.
А случилось вот, что. В машину, на которой он ехал попала бомба. Раздался оглушающий взрыв: взорвались и снаряды, находившиеся в машине. Погибли люди,  полностью уничтожены и машины и орудие. И только ему повезло:  воздушной волной Дацкова  отбросило в сторону, он потерял сознание, а вскоре Михаила подобрали бойцы и отвезли в санчасть.
И тут Дацков впервые испугался: а если бы он тоже находился в машине?
Вскоре страх сменился чувством вины перед погибшими. Он подошел к Николаю Горбунову,
-Коля, скажи, вот они все погибли. Только я остался жив. Виноват ли я в чем- нибудь пред ними?
Тот тихо ответил:
-Нет, Миша. Война есть война. Кто-то будет убит, а кто-то останется жив и потом, после войны, расскажет всем о тех, кто не дожил до победы.

Фото статья газеты "сельская новь" автор статьи С.АНДОСЬКИНА


Рецензии
Какой ужас пришлось пережить нашим родным, совсем юным. Когда началась война, папа учился на курсах, овладевая профессией фрезеровщика на Дальзаводе г. Владивостока.
24 июня ему исполнилось 17 лет.

Надежда Дацкова   06.05.2016 14:40     Заявить о нарушении
А что тебе известно о его отце Дацкове Павле Владимировиче. У меня сведения пропал без вести.

Людмила Колобанова 2   06.05.2016 15:49   Заявить о нарушении
Пропал в бою под Сталинградом. Подробности потом расскажу.

Надежда Дацкова   06.05.2016 16:30   Заявить о нарушении