Опус о властях и христианстве - 1

Апостол Павел в Послании к Римлянам повелевает власть придержащим повиноваться
1 "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены."
2 Посему противщийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.
4. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же длаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
И, действительно, начиная с раннехристианских времен, непротивление даже светским властям  считалось нормой христианского поведения. Особенно ярким примером этого был период мученичества, когда христиане проявили не только невероятное мужество, но и явили многие чудеса, превосходящие человеческое разумение. Период в о многом похожий на раннехристианский - это период мученичества многих верующих принадлежащих Русской Православной Церкви первой половины 20 века. Большинство Мучеников за веру проявили такое же отношение к безбожным властям - многие проклинали, анамефствали гонителей Церкви, и всех "проливающих кровь" но заповедь "не убий" не нарушали. Часто в представителях новой большевистской власти верующие видели "слуг антихриста", а во вставшем во главе государства советском правительстве победу антихриста, которая должна предшествовать концу света. Идеологические оппоненты верующих - марксисты - большевики, как хорошо известно,.  в вопросе об отношении к светской власти придерживались противоположной точки зрения., подготовленной русской интеллигенцией начиная с 19 века, а если говорить точнее движение за равноправие берет начало во французском Просвещении, и социализме, в положении о  правах человека, о "свободе, равенстве и братстве" что вылилось в Французскую Революцию, утверждавшую принцип демократии, а на деле произведшую "плутократию" при которой реальная власть стала принадлежать маленькой части народа -капиталистам. По мнению русских революционеров светская власть должна служить народным массам, прежде всего - пролетариату и угнетенному крестьянству.. И то обстоятельство, что предыдущая (царская) власть была свергнута насильно большевики считали "законным", поскольку власть царя и его правительства не обеспечивала надлежащие права большинству населения страны. И при этом добровольно передать власть народу не собиралась. О том, как унижен был народ при царизме написано очень много - повторяться излишне.  По сути дело революционеров в России - это борьба за равноправие всех российских граждан. Думаю, что отношение многих наших современников к революционерам, как к "бесам" (буквально - к "Бесам" Достоевского) неверно. Даже русские террористы, такие, как Каляев или Александр Ульянов - это ни в коей мере - не Ставрогины или Верховенские. Это - совершенно другие ( и в нравственном отношении - тоже другие, лучшие) люди. Их цель - достижение социальной справедливости, тесно связанной со свержением старого строя. Свергали они его ( в случае террористов ) кровавым путем, но другого пути - эти молодые люди не видели и жертовали при этом своими жизнями. Это - не "кровь по совести", как у Раскольникова, убившего старуху - проценщицу, это - насильственное свержение власти для лучшей жизни народа, большинства народа. На стороне революционеров, думаю, была правда. Не только большевики и эсеры, но и кадеты ( среди них были известные ученые, профессора ), многие деятели искусства, студенчество.публицисты и великие писатели России говорили о страшном унижении, как в моральном, так и в материальном планах большинства населения России, т.наз народных масс.
Отношение к светским властям, высказанное Апостолом Павлом, характерное для раннехристианских времен, для периода мученичества РПЦ 20 века и существуюущее сейчас у многих христиан было по сути дела "пересмотрено" революцией 20 века в России. Идея свержения  эксплуататорских классов - это не т.наз. "кровь по совести" - это необходимое условие жить по-человечески большинству населения России. Пришедшая на смену ленинскому правительству тирания Сталина и связанный с ней террор и абсолютное беззаконие, буквальное попрание элементарных прав человека - в полном смысле - террор ( как и в случае Французской революции мы рассмотрим ниже. Речь пока идет об идее социльного равноправия и об отношении к власти. Думаю, высказанное когда-то Апостолом Павлом отношение ко всякой светской власти, как к "Богом данной" и исходящая из этого положения покорность властям нуждается в корректировке. Ведь по мере развития истории человечества и развития религии многое приходилось пересматривать. И подобных переоценках ничего плохого не было, наоборот - они становились необходимыми. В качестве примера приведу известный эпизод из Евангелия от Матфея. Гл 19. 1 Причина для развода.
3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?
6.. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7.Они говорят Ему как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8.Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил разводится с женами вашими; ..
Т.е в какой-то надлежащий период наступает пора отказаться от прежнего (в данном случае - религиозного) положения и пересмотреть его. Говоря о революции в России и о свержении "старого" строя я отнюдь не оправдываю кровь царской семьи или кровопролитие "эксплуататорских" классов,  "братоубийственную бойню" гражданской войны. Цель данного отрывка - показать, что даже вошедшее ранее в религиозную мысль положение ( в нашем случае - о светской власти, как справедливой и данной, как и власть духовная - "свыше") с течением времени может устареть. Еще один пример подобного на современный взгляд, "устаревшего" положения находим в книге псалмов царя Давида " и умоет праведник руки в крови грешника" (цит. по памяти.). "Умывать руки в крови" кого-бы то ни было, на мой взгляд, мягко выражаясь, совершенно не нужно. Преступников желательно сажать в тюрьму, а "максимальным наказанием" должно быть пожизненное заключение. Отметим здесь же ( о Давиде) именно начиная с него в христианство вошло положение о смирении перед Богом и покаянии ( дух сокрушен Господь да не уничижит). Истинный грешник ( послал на верную смерть Урию, мужа Вирсавии) покаявшийся до глубины души в содеянном злодействе, узревший глубину своего падения, свою перед Богом ничтожность, уповая лишь на помощь свыше, действительно получал ее. Раскаяние было принято, Бог - милостив.


Рецензии
Здравствуйте! Во многом с вами не согласен.
Прочтите мои работы "Свобода, Равенство и Библия" и "Республика, монархия и Библия"
"Царя чтите"? У нас в России сегодня нет царя. У нас республика!
Также не было царя и в Израиле. Бог не желал установления человеческой монархии - это евреи выпросили себе царя и Бог повелел Самуилу помазать им в цари Саула.
"Господь Бог - Царь ваш"- говорил евреям пророк Самуил.
А Христос со страниц Евангелия говорит: "Один у Вас Отец, который на Небесах. Все же вы - братья". Т.е. равны между собой.
"Всякая душа да будет покорна высшим властям" - Самая "высшая" власть в России сегодня, согласно современной Конституции России, - народ России, а не президент-диктатор.

Прусов Николай Сергеевич   06.05.2016 17:41     Заявить о нарушении