Контракт

         
                КОНТРАКТ

   Вчера в нашей части было объявлено требование либо подписывать контракт, либо подавать рапорт на увольнение. Об этом надо рассказать отдельно, но для начала поведаю ещё одну чёрточку из своей биографии.

    Работая в  метро, я был  сначала помощником машиниста, затем машинистом электропоездов. Наряду с обычной поездной работой  занимался профсоюзной деятельностью, затем возглавил  отделение независимого профсоюза  «Государственное  унитарное предприятие Московский метрополитен» в  своём электродепо, одном из структурных подразделений метрополитена. Мы не на словах, а на деле отстаивали интересы работников, поэтому находились в очень напряжённых отношениях с начальством. По сути у нас шла постоянная борьба в правовом поле, очень часто приходилось обращаться в различные инстанции: транспортную прокуратуру, Рострудинспекцию, суды и даже в госбезопасность. Так как наш профсоюз независимый, то нам не оказывалось никакой помощи ни от государства, ни тем более от руководства метро. Вместе с тем профсоюзная работа требовала хорошей юридической подготовки, знания законодательства, умения работать с нормативно-правовыми актами, способности найти доступ к источникам информации (интернет в те годы ещё только начал появляться). Юридического образования никто из нас не имел, всему приходилось учиться на деле, на собственных ошибках, набивая шишки и помогая друг другу.
 Таким образом мне довелось стать "юристом-самоучкой", я немножечко научился работать с нормативно-правовыми актами, познал некоторые азы юридической деятельности.

    Сам по себе контракт никаких нареканий не вызывает. Составлен он совершенно грамотно, если посмотреть с точки зрения российского законодательства, то в полном соответствии с его основами. Однако контракт содержит ссылки на законы и положения ДНР определяющие порядок прохождения воинской службы. Иначе и быть не может, ведь если включить в контракт все необходимые положения, то его объём сделается просто неохватным. В то же время закон Донецкой народной республики «О статусе военнослужащих» № 09-IHC от 13.02.2015 года, на который ссылается контракт, имеет очень большой объём. Этот закон сложен, многие его положения для уяснения их смысла требуют помощи юриста. Кроме этого закона есть и другие нормативно-правовые акты, на которые опирается контракт. Отсюда становится ясно, что подписание контракта требует серьёзной предварительной работы по разъяснению личному составу условий, прав и обязанностей,  вытекающих из их согласия на заключение контракта. Проще говоря, подавляющее большинство воинов не в силах самостоятельно разобраться в предлагаемом.
   К сожалению, в нашей части никакой разъяснительной работы не было проведено вообще. Начальник штаба сказал на разводе: "посмотрите в интернете", на этом всё и закончилось. Отсутствие  разъяснений породило вал слухов и домыслов, в итоге немало бойцов вместо подписания контракта подали рапорта на увольнение.
   Понятно, что армия ДНР пока ещё только строится, в организационном отношении её нельзя ставить рядом с московским метрополитеном, которому в этом году стукнуло 80 лет. Но беда в том, что не информирование личного состава - это наше больное место. Именно наше, потому что эта неприятная черта свойственна, увы, нашему национальному характеру и являет себя всюду в равной мере, хоть в Костроме, хоть в Горловке, хоть во Владивостоке, хоть в самой Москве. Вообще это явление требует отдельного исследования и описания, но пока надо с грустью отметить, что в случае с контрактом она явила себя в полной мере. Именно этот недостаток  явился существенной причиной отсутствия разъяснительной работы по контракту.
      Для сравнения, на метрополитене в подобных случаях обязательно уделяется время на занятиях по  техническому обучению, ведущимися регулярно и неукоснительно, а в особых случаях, при высокой важности и сложности документа, организуются особые занятия с последующей проверкой усвоения материала работниками.
   Конечно, для полноценной работы здесь требуются хорошие юристы, тем не менее, знай я заранее о предстоящем, мог бы составить что-то вроде разъяснения, хотя бы в самых общих чертах, сути предлагаемого. Такое разъяснение можно было бы использовать затем в помощь замполитам частей для проведения подготовительной работы.
    Если же личный состав не хочет знакомиться с предлагаемым, это говорит о неудачной подаче материала. На самом деле к таким вещам невозможно быть равнодушным, но даже самая необходимая вещь может оказаться отвергнутой, если она подана не так как надо. Взрослые люди здесь почти не отличаются от детей, которым хочется конфетку в красивом фантике, а не скучный хлеб. Очень мало кого можно увлечь юридическими материями, считаные единицы станут разбираться в сложностях,  подавляющее большинство не захочет заниматься этим всерьёз, хотя речь идёт не о каких-то абстракциях, а о твоём собственном интересе. Это явление отлично знакомо мне по профсоюзной работе. Суметь заинтересовать людей - это искусство  замполита, который должен был бы вести разъяснительную работу.
  В отношении политработы я не оставляю надежды всё-таки перейти в политорганы и использовать там свои знания и умения на нужды армии ДНР, но буду это делать теперь в другой части, где, надеюсь, придётся столкнуться с настоящей опасностью и наконец понюхать пороху. В ней же я и надеюсь  подписать контракт.


Июль 2015 года

   Погода в Новороссии стоит переменчивая: то несносная жара, то грозы с ливнями, то пасмурно и не жарко. В общем, такой испепеляющей засухи как в средней России здесь пока нет, хотя южное солнце палит гораздо сильнее. Это чувствуешь, когда скидываешь куртку: кожа сгорает гораздо быстрее, чем в более северных широтах.
   В отношении  загрязнения окружающей среды дело здесь обстоит неважно. С небольшой возвышенности  открывается широченный вид на окрестности. Видно очень далеко, за десятки километров. Лесов  мало, вокруг главным образом поля и степи. Вдали просматриваются трубы ТЭЦ то ли Харцизска, то ли Зугрэса, так же виднеется енакиевский металлургический комбинат. Его высоченные трубы выпускают длиннющую полосу дыма, тянущуюся по небу  едва ли не до самого Донецка, то есть на десятки километров. С одной стороны это радует, ведь жизнь продолжается не смотря ни на что, но с другой стороны ужасно видеть такое загрязнение окружающей среды. Я вот не припомню, чтобы в Москве или Подмосковье предприятия дымили подобным образом. А здесь -  дымят! То ли  это наплевательское отношение  к окружающей среде осталось здесь с прошлых времён, то ли уже за время нэзалэжности господин Ахметов обнищал настолько, что тратиться на очистные сооружения ему невмоготу. Кстати, о птючках... злые языки поговаривают, будто Янукович сам родом с Енакиево. Но, видать, и ему не по силам было позаботиться о родном крае.
   В остальном изменений нет. По-прежнему наше положение можно назвать как "ни войны, ни мира". Прошлой ночью опять долбили по Горловке, снаряды рвались в нескольких километрах от нас. Обстрел длился больше часа, мы как всегда молчали: открывать ответный огонь нам не велено. Эта безответность довела нас уже окончательно, многие подали рапорта на увольнение. Представьте себе, каково сидеть без дела, когда узнаёшь, что снаряд прилетел в соседний подъезд твоей квартиры, а твои близкие каждую ночь ночуют в подвале. При этом бандеровцы не пытаются бить по нам, поэтому мы находимся в безопасности.
  Я тоже собираюсь переводиться в другую часть, решил это ещё после того случая с расстрелянным жигулём, но до сих пор не осуществил перевод. У нас тут требуют подписывать контракт на воинскую службу, тех кто не подписывает, увольняют. В то же время командир не отпускает, пока увольняемому не будет полноценной замены. В общем, всё запуталось не знать и как.


Рецензии