От Минёра к Мачете

Начало июля 2015 года

    Опыт научил как можно скорее собирать имеющиеся свидетельства и делать всё для их сохранения и распространения. В противном случае совершенно незаметно проходит время, и вдруг оказывается, что ничего такого не было... Да, да, не было, а то что вы рассказываете, это не более чем плод вашего воображения!
    С подобной либеральной наглостью приходилось сталкиваться многократно, одним из примеров здесь служат хорошо известные слова покойной М. Тэтчер о 15 миллионах коренных россиян, имеющих право жить на своей родной земле, а остальные, мол, лишние люди для России. Прошло время,  и это нашумевшее высказывание потихоньку тщательно вычистили из всех источников, что позволяет теперь либеральным подонкам отрицать высказывания "железной леди".
  Вот и в случае с Новороссией надо быть готовым к тому, что шибко грамотные и продвинутые станут нам рассказывать, будто никакого  нашествия необандеровцев-нацистов не было,  войны с ними на самом деле не было, мин, бомб и снарядов обрушенных ими на селения Новороссии не было,  жертв не было, а если что и было, так это дело ваших рук и вы сами во всём виноваты.
    Поэтому я и стараюсь писать подробные письма о моей службе. К сожалению, армейский распорядок оставляет очень мало свободного времени, поэтому описывать я успеваю далеко не всё из того, о чем надо было бы рассказать.

   Итак, окончены последние формальности в части "Минёра", получен приказ о моём увольнении, и теперь можно собираться в дорогу. Ухожу от "Минёра", стараясь "не хлопать дверью" напоследок. Такие резкие движения не приносят никакой пользы, скорее даже вредят. Кроме того, в части "Минёра" есть немало хороших, настоящих бойцов-артиллеристов,  однако  есть и  совершенно явный криминальный элемент связанный с преступным бизнесом, хищениями и прочими преступлениями. Их легко опознать по внешнему поведению, которым представители преступного мира отличаются от обычных бойцов. Помимо явных преступников у "Минёра" скопились разные подонки и проходимцы пользовавшиеся войной в своекорыстных целях. С одним из них у меня произошла стычка ранее, когда тот пытался "наехать" на меня за мой российский паспорт. Теперь эта хамская выходка была мне лишь на руку, поскольку легко оправдывала  увольнение. Но всё же главной причиной перехода в другую часть было стремление на передовую.
   Да, сознаюсь честно: я хотел и хочу воевать, именно к войне я готовился, собираясь в Новороссию. Ехал исполнить свой долг, а не с целью убивать других.    Однако по распределению военкомата я попал в гаубично-артиллерийский дивизион, который из-за минских договорённостей безвылазно сидит в глубоком тылу и будет сидеть там ещё неопределённо долго, так как тяжёлые виды вооружений должны быть отведены от линии разграничения не менее чем на 30 километров. Наши же гаубицы  Д 30 как раз и являются тяжёлыми артиллерийскими орудиями. У нас всё время ждут начала наступления и надеются на очередное обострение войны, но вряд ли тут можно чего-то  дождаться. Таким образом, ускользает цель приезда в Новороссию - участие в боях. Для её достижения я перехожу от "Минёра" к "Мачете",  перехожу из артиллерии в пехоту. Не менее важной причиной перехода явился совет одного очень уважаемого человека, делом доказавшего свою верность Отчизне в самые тяжёлые дни войны за Новороссию. С такими нравственными обязательствами я и отправился в путь.

   ....Свобода от употребления алкоголя и табака позволяет сберечь средства, поэтому, чем терять понапрасну время и мучаться в поисках правильного пути по незнакомой местности, я вызываю такси. Машина приходит из Енакиево очень быстро и ждёт меня за воротами воинской части. Гружу в багажник свой огромный рюкзак  "Сплав"   со множеством сумок, невольно ругая себя за излишний груз. Впрочем, такой ли он излишний? Да, таскать всё это барахло трудно и хлопотно, но из взятого с собой пригодилось почти всё, так что вряд ли стоит сожалеть о тяжести груза.
   Сажусь рядом с водителем, и вот такси уже мчит меня к новому месту службы по шоссе от Енакиево к Дебальцево. Вокруг раскинулись бескрайние донские степи с выгоревшей на солнце, пожелтевшей к середине лета травой.
На нашем пути встречается небольшой городок Углегорск, сильно пострадавший от февральских боёв. В отличие от благополучного Енакиево, здесь сразу повеяло войной. Разрушения, кровь, гибель - об этом молча говорили чёрные глазницы разрушенных артиллерией жилых домов, торчащие из бетона кривые прутья арматуры, испещрённые бесчисленными щербинами от пуль и осколков закопчённые стены: 

     Вот она - война, вот они - её следы, всем своим видом грозно вещающие: смерть! Смерть! Смерть! Этого ли я хотел? К этому ли я стремился? За этим ли сюда ехал?
     Выходит - да, за этим! Об отвратительных ужасах войны настоящими литературными талантами написано предостаточно, поэтому я не стану пытаться дополнять их творчество. Гораздо важнее было спросить самого себя:
    - Ну и как? Каково впечатление?
  Удивительно, но ни малейшего подобия опасения от грядущих смертельных опасностей я не почувствовал. Так уж, наверное, устроена наша душа: пока она на собственном опыте не убедится, как больно ранят пули и осколки, все эти явные свидетельства смертельной опасности будут ей нипочём. Видимо, поэтому я спокойно продолжаю путь дальше, испытывая вместо страха даже какое-то захватывающее, чуть ли не радостное чувство приближения к чему-то необыкновенному.
    Вот и Дебальцево, блок-пост у перекрёстка дорог с условным наименованием Крест. Здесь война погуляла ещё круче, чем в Углегорске. Один только разгромленный пост ГАИ говорит о ещё более жарких боях, отгремевших здесь зимой, в феврале 2015 года, когда доселе никому неизвестный маленький городок Дебальцево прославился на весь мир. Жуткую картину дополняют фонарные столбы с оборванными проводами, воронки от разорвавшихся снарядов, жалкие остатки придорожных кафе.  Впрочем, эта картина должна была быть жуткой, мне же она доставляла что-то вроде удовлетворения: наконец-то я приближаюсь к тому, зачем ехал сюда издалека, более чем за тысячу километров от своего дома, оставив там любимую жену, детей, внучку, друзей и знакомых, привычную безопасную деятельность и весь комфорт столичной жизни.
     Вот и та воинская часть которую мне посоветовали. В отличие от предыдущей части "Минёра", эта часть "Мачете" стоит на передовой, в зоне боевых действий. Здесь всё гораздо суровее, здесь нет той обустроенности что была у "Минёра". У "Мачете" всё напоминает о боях, о полевых условиях, о настоящей, а не воображаемой, идущей где-то там, войне. Блок-пост сложенный из тёмно-зелёных снарядных ящиков заполненных песком и камнями, воронки от разорвавшихся  дороге снарядов,     и вновь бесчисленные щербины, щербины, щербины от осколков и пуль.

    Щербины на стенах небольшого административного здания, занимаемого теперь под казарму,


Щербины на воротах,

на дверях, на крыше,



на чудом устоявшем рекламном щите-указателе и даже на маленькой табличке бывшей здесь не так давно автобусной остановки. Выбитые стёкла окон, заделанных кое-как щитами, и многочисленные окопы  дополняли картину. Позже, когда я встану в здесь в караулы, мне будут видны многочисленные раны на стволах берёз, клёнов и пирамидальных тополей. Деревьям с лихвой досталось этого "угощения" войны, так что некоторые толстые ветви их оказались почти полностью перебитыми и потому засохшими.     Война - это смерть! - говорила мне каждая щербина, каждое пулевое отверстие, каждый расщеп дерева. Очень символично было и расположенное через дорогу от казармы городское кладбище.
     Смерть, смерть, смерть... нет, что ни говори, но у "Мачете" всё очень серьёзно. Наконец-то я почувствовал, что шутки и отвлечённые представления кончились, а вместо них началась передовая линия обороны.

    Встретили меня хорошо и быстро, не заставив ждать и топтаться в неизвестности. Отвели место в казарме на нарах - что поделаешь, здесь нет отдельных коек. Вещи пришлось заталкивать под нары, верхнюю одежду складывать под голову и приспосабливаться к прочим условиям стеснённого быта. На всём обустройстве этой новой для меня части лежала печать временности, во всём чувствовалось необходимость сделать, наладить как можно скорее лишь самое необходимое с расчётом на то, что всё это возможно придётся скоро покинуть. Да, здесь не глубокий енакиевский тыл, здесь дыхание войны ощущается на всём и во всём.

   Штаб части располагается в соседнем, так же небольшом здании. Скромные и аккуратные кабинеты, наличие всего необходимого без всяких излишеств, одним словом, -  деловая обстановка живого, стоящего на передовом рубеже, войска. На меня быстро оформили все необходимые бумаги, немного сложнее получилось лишь с объяснением, как и почему я пришёл в часть Мачете. Я не стал ничего скрывать и искажать, а рассказал всё как было на самом деле. Да и что тут скрывать, если грехов за мной нет, а намерения у меня самые прямые: воевать. Воевать наравне со всеми, воевать, насколько хватит здоровья и сил, а говоря несколько иначе - впрягаться и тянуть лямку наравне с остальными бойцами, честно исполняя ратный труд, доверенный мне народом Новороссии.
   Вот с таким настроем я и поступил в часть «Мачете». Никаких иллюзий об ожидающих меня здесь ангелах во плоти, идеально-образцовом порядке и высочайшем, словно гималайские вершины, моральном уровне здешних бойцов, я не питал. К этому времени мне давно и хорошо были известны закономерности повреждённой первородным грехом человеческой натуры, которые обязательно должны были проявиться и здесь. Я как-то даже не задумывался о них, стараясь больше следить за собой, чтобы не огорчать окружающих своим дурным характером. Но ещё больше меня занимала предстоящая встреча с противником, грядущее боевое соприкосновение.
    Далее   последовала длинная череда обычных для таких случаев забот, хлопот, волокиты, ожиданий.  Здесь мне хорошо помогли мои добрые знакомые из пункта набора добровольцев в ряды Народного Ополчения Донбасса, входившего в структуру корпуса  министерства обороны ДНР по работе с добровольцами. Оказывается, оформлять перевод в другую часть было неимоверно тяжело, проще было уволиться из армии, и затем вновь поступить на службу в другой части. Хотя этот порядок был чистой условностью, тем не менее увольняться со службы мне было крайне неприятно, но ничего не поделаешь. Бюрократия, - она такая...
  Как и следовало ожидать, дело затянулось. Я долго не мог уволиться из рядов армии ДНР, потом очень долго не мог получить документы из прежней части, отчего в новой части у "Мачете" меня не могли зачислить в штат. Эти проволочки заняли без малого весь июль, и если бы не помощь соратников из пункта набора добровольцев, то дело могло бы тянуться ещё неизвестно сколько. По этой же причине в августе 2015 года я остался без жалования за июль, но сберегающая деньги свобода от алкоголя и табака позволила мне легко перенести это время.  Итак, в начале июля я покинул артиллерийский дивизион "Минёра" и перешёл в пехотный батальон к "Мачете", где сразу приступил к службе не дожидаясь окончания бюрократической волокиты.


Рецензии