Дебальцево

                ДЕБАЛЬЦЕВО
  Бытовые условия на новом месте похуже чем те, что были в прежней моей части. Однако теперь очень хорошо чувствуется смертоносное дыхание войны, оставившее свои следы не только в расположении нашей воинской части, но и во всём  многострадальном Дебальцево, пережившем нашествие укронацистов. Она отметилась многочисленными щербинами и пробоинами на стенах и дверях домов, оборванными проводами и разбитыми фонарями.  Многие дома сильно повреждены,  некоторые снесены полностью.    Удручающее впечатление производит давно бездействующий комбинат, остановившийся под украинской властью после развала СССР.  Побитые стекла заводских корпусов, обветшавшие стены,  таблички указывающие путь в убежище.     Вместе с тем очень радует ожившая железная дорога, без которой невозможно никакое серьёзное восстановление и развитие народного хозяйства, но и ее помещения сильно пострадали от прогремевших здесь  боев. Даже на старинном вокзале станции Дебальцево  мемориальная доска  оказалась вся испещрена осколками. При взгляде на нее опять  возникают раздумья об исторических судьбах нашей страны...
    Днём в Дебальцево необыкновенно тихо, на улицах почти нет машин и очень мало прохожих, так что проезжую часть здесь переходят не глядя по сторонам. Лишь в самом центре города у железнодорожного вокзала, на рыночной площади наблюдается небольшое оживление.
     Цены на всё продаваемое очень низкие, раза в 2-3 ниже чем в Москве. Килограмм вишни, к примеру, стоит 30-40 рублей. Жизненно необходимые товары есть почти все, включая основной инструмент и стройматериалы, на что спрос здесь особенно велик.
    Я тут наконец-то вставил зубы с одной, левой стороны. Мне поставили два моста, один сверху, другой снизу. Зубы у меня теперь металлические, я пока ещё не очень к ним привык, но жевать стало гораздо лучше. Заплатил за это 3520 рублей, это раз в 15 дешевле чем в Москве. Говорят, здесь вообще очень дешёвая стоматология, ради чего сюда даже едут из других стран чтобы вставлять здесь зубы. Если получится, буду в сентябре вставлять зубы с правой стороны. Одно время это было трудно из-за необходимости всякий раз добираться до Дебальцево, но сейчас мне делать это гораздо проще.
    Как всегда, я трачу много денег сам не зная на что и зачем. Пока сижу на месте, думаю, что мне ничего не надо, а как попадаю в город, так начинается: то надо, это надо, да ещё вот это, да ещё вон то... в итоге возвращаюсь с полными сумками. То у меня сломался светодиодный фонарик, купил вместо него другой, но сломал и его. Взял третий, но неосторожно вытряхнул его из кармана и разбил. Теперь вот у меня уже четвёртый фонарик... без фонариков здесь нельзя никак, они так же необходимы как и оружие. Например, случается, что в темноте не можешь никак перезарядить пулемёт, и хотя фонарём светить очень опасно, но другого выхода нет. К сожалению, потерял я и тот фонарик-брелок что дарила мне дочка на день рождения. Очень жаль! Я теперь так ценю всё, что мне напоминает о вас, мои родные!    У меня тут сдуло ветром полотенце,  так я расстроился страшно: ведь это полотенце давала мне любимая жена, когда помогала собираться в дорогу. К счастью, позже я нашёл унесенное ветром полотенце, и очень этим доволен.
  Но дыхание смерти продолжается и по сей день, хотя Дебальцево было освобождено от бандеровских террористов ещё зимой. Тем не менее они продолжают упорствовать в своём рвении "освободить" дончан, для чего продолжают терроризировать предместья Дебальцево артиллерийским огнём.       Прошлой ночью они тщательно освобождали мирных жителей от нажитого десятилетиями имущества, ведя плотный огонь по дачным участкам. Да что там имущество! Чтобы невзначай не освободиться от собственных жизней и здоровья, чтобы не стать изувеченными и искалеченными, "освобождаемым" жителям приходится скрываться от вооружённого террора "освободителей" в погребах и подвалах.
   Артобстрел был хорошо слышен и с наших позиций, ночное небо озарялось вспышками взрывов. Мы были подняты по тревоге и заняли соответствующие места, но как и под Горловкой, к нам в этот раз не прилетело ни одного снаряда. Не смотря на воинственную риторику киевских воров и давление из-за океана, наученные горьким опытом укры явно боятся лезть на рожон, предпочитая обстреливать нас с безопасного расстояния. В общем, здесь намного "веселее" чем было в Енакиево, скучать тут не приходится. Не смотря на опасность, я пока ещё жив, здоров, цел и невредим, хотя у нас артобстрелы,  стычки и небольшие бои  случаются почти каждые сутки. Наше подразделение стоит пока ещё не на самой передовой, но сплю я в обнимку с автоматом, да и бодрствуя, почти с ним не расстаюсь. Он и сейчас у меня на коленях лежит, мой неразлучный АК 74 калибра 5,45 мм.
    Последнее время стою на блок-посту в самом Дебальцево. Опять ночью над головой звёздное небо, опять смотрю на метеоры и беспилотники. Они летят совершенно бесшумно, их никогда не увидишь днём. Тем не менее, свои шпионские задачи они исполняют, отслеживая наши позиции. Есть другие виды беспилотников, но они выглядят совершенно иначе, летают  как обычные летательные аппараты, их хорошо видно и слышно днём.
   Сегодня на наш блок-пост приехал на велосипеде какой-то дедушка из местных. Он долго благодарил нас за защиту от нечисти, дал нам хороших яблок и спелых грецких орехов. А то, говорит, вижу как вы неспелые яблоки едите. Это действительно так, потому что нас кормят кашами, крупами, макаронами, тушёнкой, а свежей зелени нет совсем, не дают почему-то и фруктовые соки, которые были в артиллерийском дивизионе. Поэтому бойцы едят зелёные яблоки, благо у нас тут целый яблоневый сад есть. Но дедушка привёз спелых яблок, у него какой-то скороспелый сорт.
   Рядом с нашим блок-постом находится пострадавший от обстрела частный дом, на дороге подле него воронка от разорвавшейся мины. Участок у дома заброшен, там растёт большое абрикосовое дерево, на нём есть уже спелые плоды, они осыпаются. Абрикос крупный и вкусный. В общем, фруктов у меня нынче - завались!
  Дома здесь строятся по большей части из силикатного кирпича, красного кирпича  очень мало. Основного строительного дерева - сосны,  рядом с нами нет, ее посадки есть где-то около Рубежного, но на юге сосна гораздо слабее, чем у нас: тоньше, ниже и не такая стройная. Дерево в строительстве используется, но не так широко как в средней и северной России где дома целиком рубятся из дерева. Здесь же мне не встретилось ни одного бревенчатого дома, ни одной избы.
   У нас в качестве стройматериала идут деревянные  ящики из-под боеприпасов. Что только из них не делают! Складывают помещения для блок-постов, сколачивают походную "мебель", возводят стены и потолки полевых кухонь и умывальников. Правда, многие из ящиков слишком стары, ещё советских времён, поэтому некоторые из них сильно попортились и годны разве что на дрова. Кстати, на топливо эти ящики идут очень хорошо: сухая хвойная древесина из которой они сделаны, отлично горит и даёт много жара. Наша кухня, где готовят пищу на всю часть, топится именно этими ящиками.
    Сколько остается от них металлической фурнитуры! Уголок, застежки, скобы, полоски - все это сделано из добротного прочного железа, всему этому нашлось бы множество применений в  любом частном доме. Но собирать, и главное - переправлять по назначению  эти металлические изделия нет никакой возможности, поэтому они так и пропадают попусту, Лишь как-то раз наши бойцы все же собрали мешок фурнитуры для сдачи в металлолом, чтобы купить себе на вырученные деньги сигарет.
  Моя трезвость проходит здесь суровые испытания, но пока всё отлично, я по-прежнему свободен от алкоголя и табака. Знали бы вы, как много значит эта свобода на войне! Сколько преимуществ она даёт! Рассказывать об этом можно очень долго, на целую книгу хватит.
    С алкоголем и табаком здесь дело обстоит не лучше чем в предыдущей части. К сожалению, эти повсеместные пороки представлены в полной мере и здесь. Командование пытается с ними бороться, но полное незнание вопроса и отсутствие опыта сводит на нет все усилия. Кроме того, здесь ещё одна, и пожалуй, самая существенная причина: командиры сами подвержены этим же порокам. В общем, для трезвенной работы здесь поле непаханое.
   В новой части мне удалось сразу познакомиться с замполитом, но "веселье", наступающее почти каждодневно, не даёт поговорить более подробно и передать имеющиеся материалы которые могли бы представлять интерес в политработе.
   Связь и интернет   на новом месте мне вскоре  удалось худо-бедно наладить, чем я и стал пользоваться в свободные минуты. Помимо прочих надобностей, я вернулся к своей прежней работе по  информационной поддержке Новороссии. Там уже накопилось довольно много работы, в том числе появились мнения и вопросы, которые никак нельзя было оставлять без внимания. Например, один пользователь пишет:
«Позавчера только приехал из Донецка. Уехал только потому, что сам лично убедился, что нет никакой Новороссии, нет никакой идеи, нет никакого правого дела, а есть тупо судорожная пилёжка денежных потоков новоявленным руководством.»
На что я отвечаю:
Ваш покорный слуга отныне состоит в рядах ополчения ДНР. Интересно, что сроки пребывания в Новроссии у нас  совпали почти полностью, поэтому теперь могу отвечать на вопросы вполне обоснованно.
     Новороссии, как оформившегося образования, действительно, нет, но есть Донецкая Народная Республика. Пограничная стража, блокпосты, военкомат, призывная комиссия, распределение по частям - всё это есть, всё это работает. Так же как и мирная жизнь в Донецке: работают магазины, обменные пункты, ходит общественный транспорт, словом, идёт нормальная жизнь. Всё это невозможно без государственных основ которые, в свою очередь, не могут существовать без идейной основы. Поэтому есть и идея, есть и настоящее, в отличие от московского, правое дело: дело защиты своей страны, своего народа, а по большому счёту - защиты того таинственного и великого, что стоит за этими обычными для нас понятиями.
     Насчёт распила бабла. Я в нём участия не принимал, поэтому ничего не стану утверждать наверняка. Однако, зная современную жизнь не понаслышке, такое вполне можно предположить. Вот здесь надо сразу заметить: в действительности никогда не бывает всё красиво, гладко и блестяще. Такие идеальные картинки можно встретить только в сказках и поделках агитпропа. К великому сожалению, многие из нас привыкли руководствоваться не действительностью, а своими представлениями о ней , навеянными работой органов пропаганды ещё в советские времена. Отсюда проистекают огорчения и разочарования, отсюда неспособность понять и разобраться в действительности.
   Действительность же заключается в изначальном несовершенстве как самого человека, так и того мира в котором он живёт. Поэтому у нас добро перемешано со злом, геройство с трусостью и подлостью, высокие идеалы, патриотизм - с такими низменными пороками как корыстолюбие, стяжательство и безразличие к своему народу и Родине.  Выдержать это  действительно непросто, и к этому надо относиться как к серьёзному, тяжёлому и неизбежному испытанию, мало чем отличающемуся от испытания боем.

«Доблестная армия вместо боевого сплачивания и огневой подготовки браво марширует по плацу. Это же очень важно во время боевых действий - ходить в ногу и тянуть носок.»
Да, это очень важно. Телодвижения и работа сознания очень тесно связаны между собой, вы можете легко убедиться в этом, вспомнив такую обычную вещь как танцы. В армии же дисциплина тела даёт дисциплину мысли, дисциплина мысли порождает дисциплину дела, без которой немыслима никакая деятельность вообще.
Так как для войска дисциплина особенно важна, то строевой подготовке внимание уделялось с очень давних пор. Не снимается её важность и сегодня, поэтому строевой подготовке всегда придавалось и придаётся важное значение во всех серьёзных армиях, включая советскую.
   Однако плохо, если основные цели начинают путать с со средствами их достижения: например, боевая подготовка начинает вытесняться и подменяться хозработами, или той же строевой подготовкой. Такое нередко случалось в советской армии, это же бывает и в армии ДНР. В моей части, например, после  десяти  дней хозработ я пошёл к командиру части и доложил об отсутствии боевой подготовки. Вопрос решился в считанные часы: меня перевели в другое подразделение, выдали оружие, закрепили технику, поставили в караул.
«Со слов местных "военночайников" мобилизация дала 110% от плана, и русские им как собаке пятая нога.»
Впервые такое слышу. Я сам русский, приехавший из России, и у работников военкомата сомнения вызвал лишь мой 53-летний возраст, но никак не происхождение и не гражданство РФ.
«Мирняки тупо устали от войны, и если им пообещают мир при воссоединении с Руиной - сдадутся в полном составе в течение пары часов.»
  Такие настроения действительно есть, но отнюдь не среди всего мирного населения. Гораздо интереснее было бы посмотреть на источник этих настроений.
Важны не столько сами житейские трудности, сколько отношение к ним. Можно стойко переносить ужасы ГУЛАГА, а можно впадать в истерику и лезть в драку из-за ничтожной помехи на дороге.
«Очень развито получение дани с собственников имущества, уехавших в/на Украину, "за сохранность, а то сгорит или взорвётся не дай боже". Прочие отжимы тоже далеко не редкость.
Ещё выбесило наличие таможни между ЛНР и ДНР, это просто .... важное стратегическое решение, без неё никак, .....
Местные мужички сидят ... ровно, торгуют на базаре трусами и мобилами, таксуют, короче как везде в мирных странах. Причём везде курс рубль/гривна 2/1, а при проезде из Донецка в Ростов - 3/1, и  сдачу гривнами пытаются впихнуть.»
  Обычное дело для любого смутного времени, вдобавок сюда привносит свою лепту пропаганда идей либерализма, бесновавшаяся у нас в после развала СССР. Согласно ей, деньги - превыше всего.
«Не менее хитрые охохловевшие русскоязычные.»
Вы явно чем-то обижены, поэтому несправедливы. Я нахожусь в армии ДНР уже побольше вас и с радостью убеждаюсь, что нахожусь среди моего родного русского народа, хотя подавляющее большинство ополченцев вокруг меня - это местные жители. Отличия заметны лишь в южнославянском говоре и местных выражениях, существующих в каждой местности..


«Особо доставило, как мне, жителю средней  России, высказывали, «шо у мэне акцент интэрэсный»
Мне подобное сказали лишь один раз, да и то говоривший был пьяным. Вдобавок говорил он это очень доброжелательно, без тени осуждения или превосходства.
 Если же вам говорят такие вещи в неприятной для вас форме, то причина случившегося обычно коренится в вашем поведении, а не особенностях произношения.
«Короче, если кто то желает поехать повоевать за идею - оставляйте иллюзии дома. Там либо мясом в ополчении с высокой вероятностью посадки "на яму" , либо в мутных подразделениях за не очень большие деньги наёмничать. Данное не касается только командированных спецов, но они и так на конкретную задачу выезжают.»
"На яму"  (ещё есть выражение: "в подвал') просто так не сажают. Наиболее частая причина посадки - употребление спиртного.
О необходимости расстаться с иллюзиями я уже написал в предыдущем сообщении. Здесь я с вами полностью согласен: действительность - это не сказка и не лубочная картинка агитпропа.
Лично я после трёх недель пребывания в рядах армии ДНР скажу так: сюда вступать можно,  сюда вступать нужно.
Люди требуются!


Рецензии
Про Дебальцево интересно. Правда с комбинатом не понял. Вы имели в виду завод по ремонту тепловозов-электровозов, который в центре? Других крупных предприятий не знаю.

Мик Александров   28.07.2016 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Мик!
Да, в центре. Там крупный металлургический комбинат (во всяком случае, так мне говорили) и предприятие тяжёлого машиностроения: делали краны, ковши для розлива стали и т.п. От огромных цехов там сейчас остались одни стены да заборы.
Насчёт локомотивноремонтного завода точно не знаю, но депо работает, вокзал тоже. Рядом с депо огромная промзона, в которой где-то есть признаки жизни, а где-то нет.
Центр Дебальцево немного привели в порядок, хотя следы войны видны там до сих пор. Где-то примерно в начале этого года в самом центре открыли новый магазин-супермаркет. Ассортимент товаров в нём, конечно, скромный, но во всём остальном уровень вполне современный, есть даже бесплатный вай-фай, чем я и пользовался, когда удавалось вырваться в город. Есть вай-фай и на центральной площади, что напротив вокзала и здания городской управы.
Попробуйте пройти по ссылке внизу моей страницы, там книга была выложена в пдф, в ней есть фотографии Дебальцево. Если ссылка не работает, дайте, пожалуйста, знать.

Владислав Ельников   28.07.2016 21:52   Заявить о нарушении
Владислав, Дебальцево я отлично знаю, поэтому и удивился комбинату. Обстановку тоже знаю не по наслышке, что с интернетом сейчас порядок, связываемся. Что было при украинцах, так же в курсе.
Это родина жены, бывал там с советских времён, до последних событий. Сейчас там родственники, теперь все к нам ездят, мы там с апреля 14-го не были.

Мик Александров   28.07.2016 22:00   Заявить о нарушении
Металлургический комбинат (во всяком случае, так у нас называли это предприятие) расположен от вокзала по другую железной дороги, за депо. Проход по территории там сейчас совершенно свободный, проходные заброшены давным-давно. Если пройти дальше от железной дороги,то после комбината будет небольшой жилой квартал, за ним маленькая речка и пруд, ставок. Депо находится между комбинатом и железной дорогой.
На той же стороне от железной дороги, но ближе к переезду, находятся остатки огромного предприятия о котором я уже писал. Рядом с ним какие-то железнодорожные предприятия, при них действующие столовая, душ, прачечная.
Мне почему-то очень полюбилось Дебальцево, даже были мысли осесть там насовсем. Вокруг водоканала, в Коммуне, огромный частный сектор с ровными, прямыми улицами. Сады, палисадники, фруктовые деревья, виноград. Тишина, нет суеты, и в то же время есть всё необходимое для жизни, все житейские вопросы решаются быстро и легко. Был я и в пригороде Дебальцево Новогригоровке, но там впечатление очень тяжелое.Большинство домов брошено и разграблено.

Владислав Ельников   28.07.2016 22:20   Заявить о нарушении
У нас тоже была идея переехать туда, лет десять назад. Хорошо, что не срослось. У тёщи квартира в самом центре, на площадь, и дом на Толстовке. Правда повредили, требует ремонта.

Мик Александров   28.07.2016 22:28   Заявить о нарушении