Спартак. Трагедия. Действие 1. Сцена 5

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА ПЯТАЯ

Арена Большого цирка в Риме. Бой гладиаторов
с участием Спартака. Из шестидесяти гладиаторов
сражающихся осталось только десять. 14

Спартак

Друзья, мне спину защищайте.
И хоть нас трое, семеро врагов,
Смелей! Держитесь и не унывайте!
Мы победим, в конце концов!

Один за другим, соратники Спартака падают
замертво.

Спартак

Что делать мне? Погибель близко.
Ещё их четверо, увы. –
Бежать и бить, остановившись.
Вот, получай! Лежи в крови!
И ты, приятель, тоже жаждешь
Меча фракийца Спартака?
Держи и ты. Ну, что, отважный?
Лети-ка в ад, дружок! Пока!
А вот и третий! Щит мой верный,
Ударь-ка так по голове,
Чтоб оглушить его мгновенно, –
Пусть будет жив на зло молве.
А вот четвёртый! Три удара –
И ты повержен тоже, Крикс.
Лежи, я сбил тебя недаром –
Хочу спасти тебе я жизнь.

Зрители

Свободу Спартаку! Свободу!

Спартак

О, боги, сжальтесь, наконец! –
Её, прислушайтесь к народу,
Так много требует сердец!
Сто битв отчаянных на ринге!
Два года мук! Как тяжко мне
С судьбой в жестоком поединке
Сражаясь, быть на самом дне!

Катилина 15
(Сулле)

Спартак достоин стать свободным.

Валерия

Он удостоится её!

Сулла
(глядя в глаза Валерии)

Вы так хотите?

Сулла
(Спартаку)

Ты свободен!

Спартак

Не может быть! Ну вот и всё!
Мечта свершилась, наконец-то!
Счастливым рос, но стал рабом,
О, жизнь моя – сплошные беды!
О где ты мой, далёкий дом?

Акциан 16

Ты разорил меня, негодный! –
Двенадцать тысяч я отдал.

Спартак

О, чувство пламенной свободы!
Я человеком снова стал!

Спартак величественно кланяется
Сулле, народу и через двери, ведущие
в камеры, уходит с арены.

12 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии