Спартак. Трагедия. Действие 1. Сцена 8

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА ВОСЬМАЯ

В другой комнате той же харчевни.

Требоний

Оценим кушанья твои.
Подай-ка амфору винца нам.
Да, велитернского неси.
Налей-ка в чаши ветеранам.

Азура приносит амфору с вином.

Требоний

Спартак, я не пойму тебя.
Что так грустишь? Ведь ты свободен!
Как мать оплакиваешь. А?
Давай-ка выпьем за свободу!

Спартак.

Да, да. Да здравствует свобода!

Глядя на стол, он медленно чеканит слова
гладиаторской песни:

Рождённый вольным, дом родной
Покинул я для лучшей доли.
Но вот пленён, сижу с тоской
Я в гладиаторской неволе.
Закован цепью я врагом,
Кровь проливаю на арене.
А где-то мой далёкий дом,
И мать с отцом не ждут уж в сени.
Мне б за отчизну воевать,
А я для блажи сытых, праздных
На сцене должен умирать,
Чтоб веселить свободных граждан.

Гладиаторы

О, наша песня!

Спартак

Из какой
Вы школы будете, ребята?

Гладиаторы

Рабеций нас готовит в бой,
Дав нам оружие и латы.

Спартак
(выпив вино, смотрит в сторону выхода и восклицает)

Дать света!

Молодой гладиатор

И свободы нам!
Ты заслужил, Спартак, свободу!

Спартак и молодой гладиатор обмениваются
взглядами, понимая друг друга, поскольку
эти слова означают пароль гладиаторов,
которые готовятся к восстанию.
В дверях таверны появляется Луций Сергий Катилина.

Катилина

Да, заслужил свободу сам!
И этим люб сейчас народу.

Требоний

О, Катилина! Как ты к нам
Забрёл сюда? – Пещера всё же!

Катилина

Искал, Требоний, я тебя,
И ты, Спартак, мне нужен тоже.

Спартак

Меня?

Катилина

Да, я решил тебя найти!
Я деньги выиграл большие.
Держи две тысячи. – Твои!
И все, конечно, золотые.
И восемь тысяч есть ещё.
Мне проиграл их Долабелла. 4
Пари держал я с тем хлыщом. –
Я на тебя поставил смело –
И при деньгах, а он – ни с чем.

Спартак

Благодарю, но взять не смею.
Я в прежней школе, между тем,
Преподавать решил – сумею
Себя работой поддержать.
На это буду курс держать.

Катилина
(Спартаку едва слышным шёпотом)

Я олигархов, не любя,
Терпеть не в силах, и я знаю…
Да, знаю всё и с вами я…
Я с вами буду, повторяю.
(Отдаёт ему кошелёк с деньгами)
Ты в моём доме добрый гость.
Теперь, друзья, пора и выпить.

Лутация
(наливает вино в чашу Катилине)

Вино фалернское. Пришлось
Достать, раз славный случай выпал.
Двенадцать лет оно лежит –
С дней консульства двух лиц высоких:
И Луций Марций подтвердит, 5
И Юлий Цезарь, видят боги.
Ну, Катилина! Как вино?
Скажи, как ты его находишь?

Катилина

Весьма приличное оно.
Двенадцать лет! Как мчатся годы!

Катилина на некоторое время, задумавшись,
умолк.

Требоний

Что вдруг, задумавшись, умолк,
От нас закрывшись на замок?

Катилина

Я вспомнил мерзостный конфуз:
Трибуна два погибли зримо:
Сатурнин Апулей и Друз 6, 7
В тот год два верных сына Рима.
А ещё раньше – Гракха два:
Тиберий с Гаем – души эти 8, 9
Светлы настолько, что молва
Считает лучшими на свете.
От оптиматов подлых рук
Погибли эти оба брата.
Неужто общество из слуг
И их хозяев будет свято?
И угнетённые всегда
Не будут в жизни знать покоя,
А неимущих ждать беда,
И вечно жить им, как изгоям?
Неужто боги навсегда
Так порешили в этом мире?

Спартак

Клянусь Олимпом – никогда
Так боги б наши не решили!

Катилина

О, бедный Друз! Я его знал.
Филипп его врагом был ярым.
Зря его спас. В итоге стал
Сам жертвой – был убит кинжалом.

13 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии