Спартак. Трагедия. Действие 2. Сцена 3

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Рим. В покоях Валерии.

Спартак
(мысленно, идя в покои Валерии)

О, что в душе моей творится!
Какой бушует в ней пожар!
Ведь надо ж так в неё влюбиться!
За что мне, боги, этот дар?
Её улыбка… Свет лучится
Из глаз на милые черты.
Что по сравненью с ней все лица!
О, чудный ангел красоты!
В ней – существо младой богини.
Она прекрасна, как мечта.
О, сон прекрасный! Явью ныне
Узрю волшебные уста.
Неужто я счастливым буду? –
Она зовёт меня сама!
Не потерял ли я рассудок
И не сошёл ли я с ума?

Спартак, вслед за Мирцей, входит
в покои Валерии.

Валерия

Ты здесь уже?.. Тебе все боги
Пусть покровительствуют враз.
Сядь на скамью. Забудь тревоги –
Пусть прочь умчатся в этот час.

Спартак

О, боги мне дают так много
Того, что я не заслужил! –
Твоё внимание и строго
Следят, чтоб я тебе служил.
Чем можно смертных осчастливить
Помимо счастья зреть тебя
Такой божественно красивой,
Какой тебя взираю я?

Валерия

Да ты не только храбр. – Воспитан
Прекрасно ты, и рада я.
Скажи, до плена знаменитым
Ты был вождём ведь у себя?

Спартак

Я был вождём среди фракийцев
В горах Родопских, в тех краях,
Где я родился, рос мальчишкой
И где мужал потом в боях.
Я дом имел, стада большие
Овец, быков и много нив.
Я счастлив был, богат, благие
Дела творил, был справедлив.
Я не был варваром презренным
И гладиатором тогда!

Валерия

Сестра твоя проникновенно
Мне много рассказала. Да,
Я о тебе немало знаю:
Как необыкновенно ты
Отважен, и я понимаю,
Умён, воспитан и черты
В тебе не варвара, а грека,
Совсем другого человека,
Я зрела, как сражался ты
Недавно в цирке с высоты.

Спартак

О, будь благословенна! И…
И боги самою счастливой
Тебя пусть сделают – в любви,
И в жизни всей твоей, красивой,
Непревзойдённой на земле!
Пусть все невзгоды сгинут в мгле!
(в сторону)
Я сам не свой! Во власти чар,
Фантасмагории прекрасной,
В мозгу возникшей, как пожар,
Я весь горю, пылаю страстно!
Гляжу с восторгом на тебя
И с обожанием безмолвным,
И этот голос слышу я,
Как звуки арфы Аполлона!
Меня пронзает этот взор,
Горящий, страстный и лучистый!
Как лава, мчащаяся с гор,
Так взор горяч мой и неистов!
В твоих, Валерия, глазах
Всей моей жизни смысл сегодня!
Все чувства сердца – радость, страх
Быть без тебя, моя свобода –
Одной тебе принадлежат,
Тебе, Валерия родная!
Мир без тебя – вселенский ад,
Пустыня без конца и края!

Валерия прерывает затянувшееся молчание.

Валерия

Скажи, готов ли управлять
Ты гладиаторскою школой?
Там будет только шестьдесят
Учеников – сынов неволи.

Спартак

Исполню всё, что скажешь мне:
Я весь принадлежу тебе.

Валерия встаёт, проходит несколько раз
по комнате и останавливается перед
Спартаком.

Валерия

Скажи, Спартак, мне, не лукавя,
Что делал за колонной ты,
Что портик дома украшая,
Сияет в блеске красоты?
Скажи мне, что там делал ты?

Спартак

Прости меня! Я зрел тебя.
Где розги? – Дай мне в наказанье!

Валерия

Ты приходил, чтоб зреть меня?
Ах, как я рада за вниманье!

Спартак падает на колени.

Спартак

Чтоб поклоняться. О, прости, прости!

Валерия с силой сжимает руку Спартака.

Валерия

О, сердце благородное! Вставай! –
Тебе, Спартак, приказываю я.

Спартак страстно целует край туники Валерии.
Валерия шепчет дрожащим голосом:

Встань, встань, не место тут… Вставай.

Спартак покрывает руки Валерии жаркими
поцелуям и повторяет глухим и еле слышным
голосом:

О, дивная Валерия моя!
С тобою я попал нежданно в рай!

14 июня 2015 г.

------------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии