Спартак. Трагедия. Действие 2. Сцена 7

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Рим. В покоях Валерии.

Мирца

О, наконец! Валерия заждалась,
Спартак, тебя. Иди скорее к ней.

Спартак входит в комнату Валерии.

Валерия

Спартак! Любимый! Наконец, дождалась!
Где пропадал? Иди ко мне скорей.
Меня ты любишь, как и прежде?
На свете я любимейшая ли?

Спартак

К тебе, моя единственная, нежность
И пламя моей искренней любви!

Валерия

Как долго я мечтала быть любимой!
Всегда ли будешь ты меня любить?

Спартак

Да, да! Всегда! Твоё лишь только имя
В моей душе всё время будет жить!

Валерия

Пришёл Гортензий. Всё ему известно
О нас…

Спартак

Откуда? Нет, не может быть!

Валерия

Молчи. Не знаю. Спрячься здесь вот.
Поймёшь, как я могу любить.

Валерия прячет Спартака в соседней
комнате.
Входит Гортензий.

Гортензий

Привет, сестра! Одно к другому
За горем горе! Суллы нет,
И ты бросаешь всех нас в омут:
Позор, каких не видел свет!
Ты с гладиатором связалась!
О, как постыдна эта связь!
Что ты наделала? Как сталось,
Что ты себя втоптала в грязь?

Валерия

Ты порицаешь. Мне обидно.
Где обвинения исток?

Гортензий

О, это просто очевидно! –
Вот этот папирус исторг.

(читает донос Эвтибиды, который ему
передал отпущенник Суллы Корнелий
Хрисогон, которому его вручил
Демофил незадолго до смерти Суллы)

На день шестой, как умер Сулла,
Его отдал мне Хрисогон.
Ему вручил гонец. – Не думал,
О чём письмо вручает он.
Не помнит в том переполохе,
Кто передал ему письмо.

Валерия

Какие мерзкие подвохи!
Не доказательство оно.
Оно, как видишь, безымянно.
Раз так, то это клевета.

Гортензий

Есть доказательства: нежданно
Пришёл Метробий вслед тогда.
Горюя об умершем друге,
Горя желаньем отомстить,
Привёл рабыню, та в испуге,
Смогла с трудом заговорить.
И рассказала, как в соседней
С твоею комнатой, она,
Впустив его, увы, не сплетни!
Так поступить была вольна.
И в Кумах сам Метробий видел,
Как заходил к тебе Спартак.

Валерия

Довольно! Ты меня обидел!
Не успокоюсь я никак!
Теперь послушай, что скажу я.
Да, Спартака я так люблю,
Что он дороже мне и мужа,
И всех людей, кем дорожу.

Гортензий

О, боги! Что она глаголет!

Валерия

Оставь в покое всех богов!
Любить никто нас не неволит.
Спартак – одна моя любовь!

Гортензий

Да защитит тебя Юпитер!
Мне просто страшно за тебя!
Ты обезумела! Смотрите!
Сошла с ума сестра моя!

Валерия

Нет, я лишь женщина, в которой
Проснулась страстная любовь.
Её не сдержат ни затворы,
Не знатных предков моих кровь.
И никого я не позорю –
Ни их, ни близких, ни себя.
Я всем любовь свою открою,
И тем себя возвышу я!
О, наши римские законы!
Под ними празднует разврат!
Меня отвергли без причины –
Бесплодна я, мне говорят.
Да, пред лицом законов этих
Я нарушала брачный долг.
Но не за это я в ответе:
Пусть мне не впишут это в долг.
Я виновата пред законом
Совсем в другом: должна была
Покинуть Суллу и из дома
Уйти с любимым не смогла.
О, я горжусь моей любовью! –
Умом и сердцем Спартака.
Когда б залил он римлян кровью,
Боялись бы наверняка.
И Ганнибала с Митридатом
Затмил бы он, когда бы смял
Фаланги римские когда-то,
Когда он Фракию спасал,
Но легионы одолели.
Хоть гладиатор, но поверь,
Не он, а вы все озверели.
И крови алчете, как зверь.

Гортензий

Я вижу, ты, сестра родная,
Неважно чувствуешь себя.
Тебя на время покидая,
К тебе вернусь попозже я.
Молю богов, чтоб охраняли
Тебя от всевозможных бед.

Валерия

Я верю, что они б не стали
Чинить сейчас мне сильный вред.

Гортензий уходит. Из соседней комнаты
появляется Спартак, бросается к её
ногам, страстно обнимает и целует её.

Спартак

Благодарю тебя, богиня,
За твою нежную любовь!
Какой же я счастливый ныне!
О, как пылает в сердце кровь!

С улицы, доносятся слова песни,
исполняемой хоромна полуварварском
языке – смеси греческого
с фракийским:

Хор

Свобода, святая богиня!
Ты грудью встречаешь беду.
О, великодушная! Ныне
Ты с нами в едином ряду.
Отвагу в сердца нам вселяя,
Ты призываешь нас к мечам!
В трущобы призыв направляя,
Ты силы придала здесь нам.
Свобода, богиня святая!
Богиня святого огня!
По миру свой свет разливая,
Ты мчишься на крыльях, звеня.
Земля вся пылает огнями.
Огонь этот – наша броня.
Идёшь защищать вместе с нами
Несчастных, бронёю звеня.
Свобода, богиня всех братьев,
Поверженных римской пятой,
Униженных мукой проклятий,
Зови нас торжественно в бой!
К оружию, братья! Восстанем
На мир, угрожающий нам!
И дружною армией грянем:
«Свободу отважным сердцам!»

Спартак замер, на лице его отражается
страдание. Это чувство передаётся
и Валерии. Спартак страстно
целует руки Валерии.

Валерия

Скажи, Спартак, мне, что с тобою? –
Ты побледнел и весь дрожишь!
Быть может, прежнею любовью
Сейчас ты снова дорожишь?

Спартак

Себе принадлежать не смею
И не могу тебе сказать...
Я клятву дал и вместе с нею
Я должен это повторять.
Тебя обязан я покинуть.
В далёкий край я ухожу
Сейчас, немедленно! Отныне
Себе я не принадлежу.
Я буду там несчастлив, знаю.
Несчастным самым на земле.
О, как люблю тебя, родная!
Как меркнет свет в кромешной мгле!

Валерия

Спартак мой милый! Что случилось?
Быть может, ты сошёл с ума?
Ну, что за клятвы ещё, милый?
Кто запрещает? Что за тьма?

Спартак

Сказать не смею поневоле.
С любимой быть – и прочь бежать!
О, муки ада! Я не волен
Тебе, Валерия, сказать!

Но я вернусь, вернусь! И вместе
Тогда мы будем навсегда!

Валерия

О, боги, боги! Что за вести?
Какая страшная беда?

Валерия в отчаянии протягивает руки
к уходящему Спартаку и, лишившись
чувств, падает на пол.

16 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии