Отрывок из книги, - войной взрощеный

Вступление : Этот  отрывок  из  книги  об  Одессе  самодостаточен  и ,  полагаю, будет  интересен  читателю  в  канун  Дня  Победы   2016 года.

Давно  отгремела  война   и   заботы  мирной  жизни  вытеснили   ужасы  прошлого, только  иногда  « всплывая»    в  памяти.,  однако  мой  довоенный  друг  Мишка,  стал  моим «   вторым я».  Долгие  вечера  Севера ,- это  фон  на  котором  воспоминания  и  стремление  к  посещению  Великого   Города  проявлялись  не  яркой ,  но  контрастной  картиной  разных  лет  и  времён  года.  Перебирая  в  памяти  прошлое ,    вдруг  вспомнилось ,  что  когда - то  у  Мишки  был  дядя. Столько  лет  прошло. Не  лет -  десятилетий,-  а  я  напрочь  забыл.  Вот  вылетело  из  головы -  и  всё. Вспомнил  его  на  Севере ,  да  уж  и  не  выпускал  из  памяти.  Закончилась  невыносимо  длинная  смена  и  немыслимо  долгий путь  домой ,  краткий  отдых,  годами  обусловленный  и началось  осуществление  с  такой  тщательностью  задуманных  планов.  Первый  же  визит  по   приезде  в город , после  родни,   - был  именно  к  нему. Знаете, так  бывает :  наметил  встречу  ,  а  после   живёшь  в  ожидании  и  предвкушении  знакового  события. Время  течёт  неумолимо  ,  вот  и  пришло  время  нанести  планируемый  визит.  Я  шёл  по  родной  улице  и  замечал  те  островки,  которые  с  рождения  знакомы,  замечал  и  радовался  им,  будучи  готов  здороваться  и  обниматься  с  ними,  теряя  разум  от  радостной  волны,  всколыхнувшую  душу. Голуби  и  воробьи  в этом  районе -  вечны,- я  помню  их  с  рождения и  так  же  суетливо  заботливые  голуби  и  пугливо – дерзкие  воробьи,  налётами  промышляющие. Того  двора  уже  нет -  снесли. Возвели  строение  по  проекту - фантазий  с  каких – то  далёких  краёв   архитектором  принесённому. Понятно,  что  старикам  в  этом  доме  не  место!  Да   и  жив  он  вряд  ли,  пессимистически  размышлялось .  Но,  наученный  доводить  всё  до  чёткости  вразумительного  итога , поиск  продолжал. Я   пассивно   начал  поиски  и  почти  сразу  нашёл  след   в  жэке.   Агрон   Михаил  Ефимович.  Есть  такой  и  адресочек   полуподвальный  имеется. Слава  Богу – жив!  Он  с  женой  проживал – нет,  скорее  ютился  в  маленькой    конуре ,  заваленной  книгами  и  альбомами,- как  потом  выяснилось.
Всю  свою  жизнь  проработал    библиотекарем  в  консерватории  и  музучилище. Прошёл  все  курсы  марксизма – ленинизма , которые  в  разы  важнее  курсов  повышения  квалификации. Настолько  подкован,  что  прошёл  через  все  довоенные  чистки.  Сухое  желчное  лицо  ехидно – злого  еврея  окаймляли  редкие  седые  длинные  ухоженные  волосы.  Гладко  выбрит. Палка -  клюка  с  вызовом. Худой  торс  и  полное  всё ,  что  ниже  пояса,  позволяющее  за  счёт  смещения  центра  тяжести  очень  уверенно  держаться  на  ногах,  не  взирая  на  хромоту. Голос  не  старческий,  а  вполне  звонкий.   Вся  жизнь , проведённая   со  студенчеством , выработала  у  него  манеру  повествовательно  вещать,  учитывая  ограниченность  собеседников.
Мишкина  семья  пропала.  Приход  немцев -  румын.  Ужас  бегства. Переодевание…. Каждый  думал  о  спасении.  Им  с  женой  спастись  удалось ,-   их  детям  и  внуку  нет. То же  канули  в  безвестность. Жили  прежними  воспоминаниями,  замкнувшись  в  семье  и  старых  знакомых  и   единственном    родственнике - орденоносце. Боясь  всего  и  во  всём  чувствуя  подвох.  Разведчики  в  глубоком  тылу  врагов,  передающие  своим  -вражеские  тайны  и  из  -за  этого  подвергающиеся  бесконечной  опасности,- вот  такой  аналог  был  бы  вполне  уместен.
-  Второй  раз  предупреждаю,  я  член  партии  с  пятьдесят  первого  года,  состою  в  комитете  ветеранов.
Он  долго  перепроверял  меня,- тот  ли  за  кого  себя  выдаю,  но  потом  ,  убедившись  в  правде,  спросил  чего  я  хочу. Проверка  была  так  тщательна,  что  я  подумал,  как  же  жизнь  потрепала  этого  человека,  что  будучи  совсем  старым,   он  так  всего  боится. Мишкина  семья  для  него  было  святое  родство  и  про  меня  он  помнил,  со  слов  мишкиных  родных  ещё  с  довоенной  поры.  Странно ,  но   он  помнил  про  друга  племянника. Даже   моё  имя.
     Мы  начали  вспоминать  Мишку  и  его  родных,  довоенное  время,  но  старик  внезапно  прервал  беседу :
-  У  меня  давление  и  сердце. Не  могу  больше. Моих  двое  детей,зять,  невестка  и  внук,  которого  назвали  в  честь  моего  отца, его  прадеда,-  всё  потерял.  Что  мне  это  существование ? Пока  хоть  кому – то  нужны,-  тем  и  живём,  да   воспоминаниями  в  одиночку,  чтоб  друг  друга  не  расстраивать.
Для  меня  было  не  возможно  расстаться  просто  так,  извиниться,   развернуться и   уйти  от   лучика  такого  доброго  довоенного  детства  с   Мишкой,  лучшего  которого  друга  в  мире  не  было  нет  и  не  будет.  Изворотливость  позволила  найти  иной  подход,  для  продолжения  общения:
- Расскажите  мне  что - то  о   музыкальной   Одессе.  Что - то  очень  личное. Важное  для  вас  и  пропущенное  всеми.  Просто  расскажите  какую -  то  историю.
- Тогда  я  должен  пойти  прополоскать  рот,  вставить  зубы  и  вспомнить  по  дороге   за  историю.
Его  так  долго  не  было,  что  я  уж  подумал ,  что старик   уснул  дома,  а  я  сижу  у  старого  изношенного  кресла  возле  палисадника    напрасно.  Но  терпение  было  вознаграждено. Он  пришёл  .  Точнее  вынес  себя ко  мне.

-  Я  расскажу  Вам  про  любовь. Про  великое  чувство,  великого  человека. Слушайте  и  не  перебивайте,  а  то  я  собьюсь  и  могу  не  вернуться. Этот  правдивый    рассказ   который  быль,  вызревал  во  мне  годами,  и  если  б    мог  я  бы  его  написал,  не  взирая  на  опасность. Я  его  выучил  почти  на  память,  хотя  и  могу  сбиться,-  так  меня  всё  это  потрясло. Серьёзно  задело. И  отвлекло.
В  Лиепае   в  довоенные  годы  жил  состоятельный  банкир.  Вы  можете  лично  себя  представить  состоятельным  банкиром ?  Я  тоже - нет. Ни  себя,  ни  вас.  А  он  не  представлял – он  им  был. Что  нас  объединяет ?   Пятая  графа. Да. Этот  банкир,  этот  кровопийца  и  сволочь,  живущая  на  прибавочную  стоимость ,  отнятую  у  пролетариата,  у  которого  нет  национальности,  так  вот  эта  сволочь   строила  из  себя  интеллигентного  человека,  умело  скрывая  звериное  нутро  капиталиста. Это  и  естественно . Буржуазная  Латвия  преследовала  комсомольцев  и  партийных   не  желая  приблизить  пролетарский  расцвет  и  благоухание,  потому  и  беспощадно  эксплуатировала  недогадывающийся   за  это  народ. За  это  знали  все  в  Одессе,- от  Соборки  и  до  Черноморки.  Даже  я,  живший  тогда  не  в  подвале ,  а  на  первом  этаже  в  четырёх  комнатах  с  кухней   и  туалетом. И  душ  был.  Не  поверите,  а  честное  слово  был. Нет,  мне  и  сейчас  хорошо.  Спасибо  власти  дали  где  жить  в  это  трудное для  страны   время. Что  нам  надо  старикам  без  детей  и  внука  Марика ?!  Теперь  и  этого  много.
Так  вот  этот  банкир  влюбился  в  красавицу  из  состоятельной  семьи  образованных  людей,  проявив  политическую  незрелость.  Нет  бы  исправить  классовый  перекос  и  влюбиться,  а  потом  жениться  на  прачке? Так  нет -  всё  с  вывертами.  А  у  будущей   жены -  ещё  та  семейка. Нет,  вы  представляете это   вызов  обществу ,-  семейка,  знающая  четыре  языка , но  без  русского,  а  разговаривающая  назло  всем  на  идиш?! Это  ещё   та  семейка  и  невеста  то  же  не  сахар,  раз  оттуда.  Он  влюбился… И  они  создали  семью . Человек,  директор  банка,  носящий  приличную  фамилию   идейного  вождя  мирового  пролетариата   Маркс и  неприличное  имя  Гирш   женился  на  Буне  Абрамовне Гиршберг. И  нет,   чтобы  взять  фамилию  жены  и  проявив  сознательность  самоустраниться  от  фамилии , подарившей  свет  угнетённым  и  униженным. Нет! Он  её  незаслуженно  осчастливил  фамилией  Маркс.  Буня  Маркс.  Смешно  кому  то  сказать… Ишо  привлекут  за  издевательство.
Пришли  немцы, ещё до  того  как  Одессу  оставили  и  этот  Гирш  пошёл  в  ополчение  воевать  с  немцами! Нет,   вы  видели  такое ?  Сам  директор  банка  взял  ружо  и  пошкандыбал  на  войну! Если  будете  это  кому  то  передавать,-  скажите  ,  что  я  и  в  мыслях  не  с  кем  не  хотел   сравнивать. Вообще  нет!  Так  и  скажите -  он  это  не  имел  ввиду  и  даже  не  думал.
Прежде  чем  начать  воевать  за  свои  богатства,  как  вы  правильно  поняли,  а  не  за  независимую  родину,  он  отправил  свою  жену  во  Вятку.  Сейчас   такого  города  уже  нет,  его  справедливо  переименовали  в  кого  то  из  своих. В   том  смысле  «  из  своих» ,  что   тоже  выдающихся  наших…  / я  догадался – это  Киров/
Воевать  он  не  умел. Это  и  естественно. Шо  ему  ружо,  если  тяжелее   ручки  и  ложки  он  ничего  в  руках  не  держал ?! Пока  он  перезаряжал  ружо  его  взяли  у  плен. И  он,  на  чистом  немецком, / а  вы  подумали  на  идиш ?/   сказал  им  своё  банковское  слово
-  Я  еврей  и  коммунист.  Сражаюсь  за  Родину. Мне  больше  нечего  сказать
Нечего  так  нечего  -  и  его  расстреляли. Представляете  какие   в  Латвии  были  извращённые  коммунисты ?  Он  ещё  и  Родину  вспомнил ,  а  не  преступным  путём  нажитые  богатства  ,  справедливо  принадлежащие  трудящимся Латвии.  Мне  его  конечно  жаль,  но  вы  не  подумайте  как  банкира. За  еврея  - это  он  хорошо  сказал.
Я  вас  веду  в  одно,  а  получается  другое. Но  уже  близко  первое.
Только  в  Одессе  у  скромного   служащего  сахарного  завода  и  домохозяйки  мог  родиться  такой  чудный  мальчик.  Не  музыкантов  в  нашем  городе  не  бывает.  Где  вы  слышали,  в  каком  городе,  я  вас  спрашиваю,  чтобы  каждый  пожилой  мог  сказать
« Боже,  какой  талантливый  у  меня   внук / внучка/ Просто  гений»
Где ? Молчите.  И  я  бы  молчал  на  вашем  месте.
Родился  мальчик , справедливо  названный Эмиль  и  по  ошибке  Григорьевич. Эмиль,  у  которого  папа  Гриша,-  ну  не  смешно ?! Хорошо,  поищем  суть. Кто  был  папа ,-  спрошу  я  совершенно  не  трогая  национальный  вопрос. Кто  был  папа  папы ?  И  я  вам  сразу  скажу,-  то  же  Гриша.   Дважды  Гриша  родил Эмиля?  Тихий, не  выразительный  служащий,  дважды  Гриша  имеет  сына  Эмиля?  Ха  !   Или!
Тогда  посмотрим  другую  сторону. Кто  одесская  мама  Эмиля ?  Кто  эта  коренная  одесситка ?  И  я  вам  скажу,  а  чего  скрывать - Эсфирь Самойловна.  У  вас  ещё  есть  вопросы ? Так  я  и  знал  шо  не  будет.
  А  что  спрашивать  если  всё  и  так  ясно,-  на  эти  крохи  твоей  зарплаты  нам  не  прожить,-  так  говорила  первая  жена  дважды  Гриши. Но  не  так  говорила Эсфирь   Самуиловна /  за  Самойловну  я  сомневаюсь/   первому  своему  мужу.  И  они  сошлись  и  родили Эмиля. И  дома  у  них  стояло  фортепиано. Стояло  и  стояло. У  вдовцов  такое  счастье!
Вы  уже  поняли  куда  я  клоню ? И  вы  не  ошиблись.  Мирового  уровня  пианист  Эмиль  Григорьевич  Гилельс.  Одессит! Нет  в  мире  ни  одного  музыканта,  чтобы  не  знал.
Его  пятая  графа  никому  не  помешала  пустить  его  на  фронты  в  агитбригаде. Он  был  везде,  неутомимо   поддерживая   воинов. И  когда  у  него  заболела  рука  ему  сделала  массаж  такая  девушка, и  такой  массаж,  что  он  от  того  массажа  потерял  голову. Нет,  слух  и  умение  играть  остались,  а  голову  потерял.  И  было  от  кого.  От  нашей  Бунички  Маркс  любой  бы  ополоумел. /  теперь  Вы  поняли  почему  я  Вам  про банкира  Маркса  рассказал ?,-  чтоб  вы  всё  сложили  и  оно  не  рассыпалось/.  А этот  так  вообще  помешался.  Что  он  творил!!!!  Какие  письма  ей  писал!!!  Все  эти  музыканты,  считающими  себя  то же  кем  то ,  а  в  сравнении  с  ним  как  Балта  с  Одессой,  потом    бессовестно  опубликовали  эти  личные  записки. Роман!  Я  вам  скажу – это  целый  книжный  роман  про  любовь,  которая  бывает  всего  один -  два  раза  в  жизни,  у  меня  правда   четыре.  Но  на  такой  ноте  эта  музыка  держаться  не  могла.  Буничка  наша, да  не  совсем. Не  одесситка ,  а  значит  много  не  понимает. И  они  расстались.  Причём  Буничка  вышла  за  главного  военного  хирурга  страны,-  который  прошёл  через  все  войны  о  которых  узнали  потом,  как  моя  жена  про  заначку ,  о  которой  я  забыл. Буничка  вышла  замуж  за  этого  главного  с  уважаемой  фамилией – Исаак   Айзман.
Жена   Гилельса    не  одесситка  родила  Леночку ,  не  одесситку  и  так  пошло   и  пошло … Музыкальный  гений  по  роду  передавался,  пока  хватило  одесской  закваски,  а  потом  угас.  Закваска  кончилась.
И  моё  терпение  к концу  рассказа  закончилось. Всё!   Мне  надо  наведаться  в  холодильник, потом  выпить с  моей  судьбой  чай  и  она  пойдёт  на  пару  слов  к  соседке  ,  а  я  посплю,  потому  что  вы  меня  измотали… 
Мишка  мне  доводился  родным  племянником, того  я  и  разговорился. Родной  сын  сестры. У  евреев  по  матери  род. А   весь  род  пропал.  Канул. Если  бы  моя     узнала ,  что  я  вам  тут  говорил – она  б  меня  убила. Она  б  в  жизни  не  поверила – что  это  не  проверка.  Просто  убила  вот  этой  самой  палкой. Хотя  в  моём  возрасте  это  не  самое  страшное.        Прощайте  и  больше  не  приходите.


Бог  мой!  Я  слушал  музыку  одесской  речи,  смысловых  оборотов,  чудеса  построения   изложения  мысли ,- эту  симфонию  речи!  И  поразился  смыслу  излагаемого.  Разве  так  говорят  на  родине,  среди  своих ? Он  же  в  Одессе,  родной  Одессе,-  а  рядом  я,-  Мишкин  друг! Он  же  одессит  в  Одессе  и  среди  одесситов… Как же  ему  поломали  жизнь,  забрав  святое,  как  же  его  немыслимо  напугали,  что  он  заполз,  зарылся  в  глубину душевных  катакомб  и  минными  полями  отгородил  себя  от  света  и  преследователей.  Проводя  в  конуре  десятки  лет,  проработав  всю  жизнь  в  консерватории,  потерявший  на  войне  всех ,-  он  чувствует  себя  счастливым  в  спокойствии   и  боится  что  это  спокойствие  кто -  то  может  забрать. Кто ? Кто  эти  враги? И  зачем  мне  это  знать?  Факт   то,  что  они   есть  и  они    всесильны.  Они  нагло  отобравшие  и  отбирающие  у  одесситов  Одессу.
И  я  это  напишу,  чтобы  читатели  весело  смеялись  его  горю ?  Над  чем  смех ?  Над  извращённым  предрассудками   рассказе  о  большой  любви?  Так  в  его  рассказе  больше  ума,  чувства  и  мудрости,  чем  во  всём  Антидюринге  Ленина,  издаваемого  миллионными  тиражами  на  всех  мыслимых  языках  света.  В  его  рассказе  больше  патриотизма  и  любви  к  Родине,  уважения  к  твёрдости  убеждений,  чем  у  всех  этих  лениниан  и  уроков  мужества  и  их  авторов   в   тысячи  раз. Я  чувствую,  как  язык  Одессы,  её  культура,  как  песок  просачивается  сквозь  пальцы  и  я  не  в  силах  его  удержать. Этого  старика  нужно  записывать  бесконечно.  По  нём  надо  изучать  мудрость  и  одесские  традиции,- потому  как  он  и  есть  воплощённая  мудрость.  Мудрость  и  любовь.  Всего  несколько  предложений  о  жене,  а  в них  больше  любви  и  уважения,  чем  в  этих  истерически  слюнявых  многосерийных  фильмах  -  романах.
«  Выпить  с  моей  судьбой  чай» ,-  вы  хоть  где  то  что  то  подобное  читывали ? 
Всей  душой  я  рвался  его  посетить  хотя  бы  ещё  разочек,  но  уважение  к  его  покою  меня  останавливало. « Прощайте  и  больше  не  приходите»- кто  в  праве  нарушить  сказанное?!  Кто,  имеющий  хоть  что  то  святое  в  душе ?  Никто. Я  тщательно  записал  его  рассказ,  стараясь  максимально  точно  донести  дух  речи, хотя  это  и  маловероятно. Надо  быть  филологом,  этнографом ,  а  я  просто  одессит -  строитель.


Рецензии