Глава 0б Что такое человек и что такое духовность?

                Сыну Aлексею и всем
                детям нашим, посвящаю.
                Автор.

             КНИГА: "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК И ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ?       

                (Определение понятий "ЧЕЛОВЕК" и
                "ДУХОВНОСТЬ" через их существен-
                ные и общебытийные признаки.)"

                Вступление.

                "Viam supervadet vadens" - "дорогу осилит
                идущий."
                Ригведа.

     Данная публикация является продолжением работы, начатой в статьях: "Духовное целительство - важнейшее направление педагогической работы" (Сборник "Учитель и общество", М.,1995, с 47); "Наличие полярного спектра выборов, как необходимое условие эволюционирования души" (Еженедельник "Мироздание", №1,1998, с 13); "О науке, религии, системной философии Ю.А.Урманцева, трансперсональной психологии С.Грофа и формировании новой мировоззренческой парадигмы" ("Феномены природы и экология человека", Казань, 2004. с.94 и "Национальная безопасность и геополитика России",№ 4-5, 2001, с.94; журнал "Грани эпохи", №48; декабрь,2011г.); "Вариант критериальных оценок рабоы духовно-оздоровительных школ, движений и исследование Системы Космического (Божественного) Высшего Самопрограммирования (КСП) Яна Ивановича Колтунова" (Ян Колтунов
  "Свет и зов КСП, книга 2. Космическое самопрограммирование, самоисцеление человека и общества; отзывы современников", М.,2007,с.479) и др.

                "Я полагаю вслед за Кантом, что вопрос
                "Что есть человек?" не может быть первым
                в ряду вопросов, поднимаемых философией, 
                и что, напротив, он замыкает серию пред-
                воряющих вопросов, таких как "Что я могу
                знать?", "Что я должен делать?", "На что
                я могу надеяться?" Я вовсе не утверждаю,
                что эти три кантовские вопроса достаточ-
                ны, чтобы подойти к финальному - "Что
                есть человек?". Я только хочу сказать,
                что дабы ответ на этот вопрос не оказал-
                ся тривиальным, он должен быть подготов-
                лен последовательным восхождением по тем
                или иным ступеням."
                П.Рикер "Какого рода высказы-
                вания о человеке могут принад-
                лежать философам." М., 1991.
                с.41. *****

                ***** Подстрочная сноска:
                Автор заранее приносит извинения читателям
                за кажущуюся перегруженность работы цита-
                тами и извлечениями из текстов. Глубина
                рассматриваемых понятий и проблематика на-
                столько исторически и социально процес-
                суальны и значимы, что, в данном случае,
                мы считаем такой подход к раскрытию темы
                и изложению материала оправданным.

     Актуальность темы обусловлена не только исторической знчимостью понятий "Человек" и "Духовность", но еще больше их фундаментальностью и реалиями нашего времени.
     К концу ХХ в. сложилось несколько ДЕСЯТКОВ концептуальных подходов к определению этих базовых общечеловеческих понятий.
 Более того, почти каждое из тысяч, как грибы возникающих, духовных движений и духовноподобных школ претендуют и указуют на свой, "единственно истинный" мировоззренческий путь и дают свое,
 "абсолютно истинное", его понимание.
     Для соотнесения друг с другом различных программ, систем, технологий и поиска общих оснований, на обыденном уровне общественного сознания, методологии оказывается недостаточной. Необходимы существенные, но, в то же время, и элементарные позиции через исследования которых можно было бы попытаться ответить на дискуссионные вопросы и обосновать именно эти позиции, а не другие.
     Неожиданную помощь оказал сын Алексей, который на вопрос: "Кем
 Ты хочешь стать?" - ответил: "Человеком, прежде всего..." Гениальнейший по простоте ответ! На уровне определения понятия "Духовность" через исполнение Заповедей Божьих и отсутствие греховности. Действительно, не убавить, не прибавить. Правда, после традиционного "Эврика!", оказалось, что и я , и сын совершенно по-разному понимаем: что значит быть "человеком"; что значит быть "умным", "добрым", "хорошим", "плохим", "бедным", "богатым",человеком. И, даже, Заповеди Божеские мы с ним понимаем неоднозначно.
     Но!.. Посыл был принят, а результаты последующих за ним исследований предлагаются вниманию читателей в надежде на самую строгую конструктивную критику.


Рецензии