Афанасий Фёдорович Шишмарёв 1790 1875 г. г

----- Шишмарёв Афанасий Фёдорович - успешный коннозаводчик, отставной штабс-капитан, крупный домовладелец, в середине XIX века владевший дачей и небольшой усадьбой, по имени которого назван ... Также слыл известным театралом.Анна Сергеевна Яковлева, ставшая владелицей усадьбы, вышла замуж за гвардии штабс-капитана Афанасия Фёдоровича Шишмарёва. ... Афанасий Федорович был не только меценатом, но и известным садоводом-любителем.

Выйдя в отставку, гвардии штабс-капитан, женился на Анне Сергеевне Яковлевой (1800-1829) —  одной из семи дочерей С. Я. Яковлева, миллионера, владельца уральских рудников и «железоделательных» заводов.На портрете А.Ф.Шишмарев

Кипренский Орест Адамович
Портрет А.Ф.Шишмарева

1826
холст, масло
135 x 101,2; (верх-полуовал)

Портрет наряден и несколько театрален, что неслучайно: Афанасий Федорович Шишмарев (?–1876) был театралом и садоводом-любителем. Позировал молодой человек у себя в имении в Новой деревне под Петербургом, где Кипренский провел лето, о чем упоминает в письме другу: "Лето я провел пресчастливо! Жил на даче у Шишмарева, в саду была новая деревянная ателье, и я работал в ней не на шутку". Традиции русского романтизма позволили художнику изобразить героя "на лоне природы", где деревянная изгородь и ромашки подчеркивают "деревенскость" пейзажа. Картинно позирующий Шишмарев изображен в "русской рубашке", как ее называл Кипренский в другом письме. Нарядность полукруглого завершения портрета, вечереющее небо и трогательные цветы – все воспринимается как театральная декорация некой пасторальной постановки



Во многих городах им установлены мемориальные доски и памятники, созданы целые  музеи. И сегодня мы продолжаем восхищаться их военными подвигами и наслаждаемся их художественными произведениями.

Но история нашей страны знает примеры, когда, казалось бы, и совершенно обычные люди сумели оставить о себе яркий след. К последним, без всякого сомнения, принадлежит Афанасий Фёдорович Шишмарёв (1790—1875 г.г.), происходивший из древнего тверского дворянского рода. Его портрет кисти Ореста Кипренского украшает собрание Третьяковской галереи, а его две дочери увековечены другим великим русским художником Карлом Брюлловым.

В Санкт-Петербурге, где ему принадлежало более 20 домов, его имя получил Шишмарёвский переулок. Так кем же был этот самый Афанасий Федорович?

Род Шишмарёвых восходит  к XV веку, разветвившийся к началу XVII века на несколько семейств. Отец Афанасия Федоровича —Федор Васильевич (1760 — 1822 г.г.) сделал блестящую военную карьеру— генерал-майор, член адмиралтейств-коллегии, генерал кригс-комиссар (1802—1813 г.г.).  Вот почему и своего сына Федор Васильевич он также определил в военные.

Но в отличие от своего отца, Афанасий Фёдорович высоких чинов не добился, хотя на его долю выпали жестокие испытания Отечественной войны 1812 года. Выйдя в отставку, гвардии штабс-капитан, женился на Анне Сергеевне Яковлевой (1800-1829) —  одной из семи дочерей С. Я. Яковлева, миллионера, владельца уральских рудников и «железоделательных» заводов.

Сам же Афанасий Федорович был не только крупным помещиком и домовладельцем, но еще и успешным коннозаводчиком. Сегодня, благодаря  стараниям известного старицкого краеведа А.В. Шиткова, мы можем также сказать, что Шишмарёв был одним из самых выдающихся спортсменов того времени. Он с детства увлекался конным спортом и впоследствии был победителем на многих скачках.

Со временем  Афанасий Федорович создал настоящую спортивную базу в своем имении Старицкого уезда Тверской губернии Коноплино, которое он  приобрел у корнетши Ольги Федоровны Лошаковой в 1855 году. Однако вступить во владение имением, из-за ряда причин,  он смог только 
 в 1861 году. К этому времени ему было уже за семьдесят, и самые громкие победы были уже позади.

Имение Коноплино необычное. Оно вписано в историю не только отечественного спорта, но и отечественной литературы. С 1837 по 1843 год это имение принадлежало известному русскому писателю — романисту Ивану Ивановичу Лажечникову, который написал здесь  ряд исторических романов – «Ледяной дом», «Последний Новик» и «Басурман».

В имение Коноплино, которое представляло из себя  «трехъэтажный каменный дом, длиною 10, шириною 8 сажень, крыт железом: в нем больших жилых комнат 22» и многочисленные хозяйственные постройки, Шишмарёвым была оборудована беговая площадка, где можно было  тренироваться, и устраивать бега. На бега приезжали любители не только их других губерний, но и из-за границы. Особенно частыми гостями были англичане. Эта  площадка  хотя и заросла, но и сейчас сохранила еще свои контуры.

На спортивную принадлежность имения указывал и удивительный памятник, некогда ее украшавший  -  бронзовый монумент любимой лошади. Правда, после октябрьских событий этот монумент был перевезен в Старицу, а позднее, и вовсе  сдан в металлолом.

А.Ф. Шишмарёв был человеком разносторонним. Он остался в памяти современников и как известный театрал. Именно увлечение театром привело его сначала к знакомству, а затем и к близости,  с  прославленной балериной Императорского театра Екатериной Телешевой.  В начале XIX века Екатерина — наследница обедневшего дворянского рода — поступила в театральное училище в Петербурге. Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора» в 1820 году. После окончания училища её принимают в труппу петербургского Большого театра, где Телешева вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло. В 1824 году артистка выступает в роли Волшебницы в балете по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника.Телешова была изящная, увлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной легкостью в танцах. Несмотря на успех в балете, она известна была своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Ежовой, «домоправительницы» князя Шаховского, Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.

В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы. О её таланте один из современников писал:"…При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя." От этой связи у них  родились пятеро сыновей и дочь.
Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмаревым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получившие фамилию Телешовых.

Екатерина Телешева оставила сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу.


Уже в конце жизни в 1869 году судьба преподнесла овдовевшему Афанасию Федоровичу еще один подарок — знакомство с Марией Николаевной Аксеновой. Видимо, их связывало сильное чувство, потому что в 1870 г. он продает Коноплино своей жене. Наверное, для того, чтобы оградить ее от возможных посягательств на имение со стороны своих многочисленных родственников. Купчая была совершена в Петербурге у нотариуса Старка.




8 января 1875 г. А.Ф. Шишмарёв скончался. Но история этого удивительного человека не закончилась с его смертью. В память о своем муже его вдова решила организовать в своем имении Мариинскую женскую обитель и всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу и людям. Вскоре здесь был построен новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, который одновременно служил и усыпальницей. К сожалению, в советское время этот храм, как и многие другие культовые сооружения на Тверской земле, был разрушен.


Рецензии