За туманом

                Пляшут тени на лицах ребят, и гитара негромко звучит…
                (А. Крупп, 1966)

         Как-то мне пришлось помогать упаковывать вещи дочке и укладывать их в машину.  Уезжали они вчетвером на 4 дня, но багажник не такой уж маленькой машины был переполнен. Чемоданы, сумки, пакеты… Запасов еды с собой не везли, ведь все можно купить на месте. Попытался им объяснить свой взгляд на излишества, ведь у меня сохранилась привычка обходиться минимумом вещей еще с моих туристских походов в молодости. Но мое мнение их мало интересовало.
         Они уехали, а мне вспомнились мои сборы в путешествия. В свое время я побывал в десятках походов. Некоторые были весьма сложные, требующие хорошей спортивной подготовки. Путешествовали мы пешком или на лыжах, иногда по воде на лодках или байдарках. Стремились в дикие места, мало затронутые цивилизацией. По тропам, болотам, буреломам, где нет дорог, вброд переходили реки, в общем, искали себе приключений. Все несли на себе в рюкзаках. И палатки, и спальники, и одежду, и провизию, и посуду, и веревки, и ледорубы (если шли в горы) и всегда гитару, ведь какой же поход без туристской песни. Можете себе представить, как тщательно все продумывалось и упаковывалось, ведь надо все тащить на “собственном горбу”. Продукты в поход рассчитывались очень точно, старались на себе нести их недельный запас.
         Иногда по маршруту мы планировали остановку в небольшом городке или  поселке, где можно было докупить необходимое. Бывало, что туда заранее отправляли посылки с крупой, консервами, чтоб пополнить запасы. А ведь даже хлеб мы предварительно нарезали кусочками и высушивали, зачем нести на себе лишнюю воду. И, загрузившись, опять шагали по безлюдным, бездорожным местам. Зато как приятно увидеть и ощутить девственно чистую природу: леса, горы, места, где не ступала нога человека, край непуганных зверей…
         А рюкзаки были действительно тяжелыми, особенно в начале пути. Мне вспоминается, как мы в первые дни на Алтае были явно перегружены, вес рюкзаков у ребят был за 50 кг, одеть его или встать с рюкзаком после привала без помощи было невозможно . В те дни было жарко, шли вверх в горы, пот не только застилал глаза, а к моему удивлению стекал с кончика носа почти струйкой. Так было в начале пути, потом привыкли, лишняя вода вышла и стало идти легче. И лишний мой вес сразу ушел, еды было в обрез, я даже обижался на нашего завхоза - в обычной жизни моего однокурсника и друга, который никак не хотел давать мне добавки в обед. А мне так хотелось есть! Конечно, умом я его понимал, но мой желудок не соглашался. Но ум оказался сильнее, и он остался моим близким другом.
         Благодаря песням и гитаре, нас иногда подкармливали «плановые туристы», когда наши пути пересекались. Это те которые путешествовали по путевкам. Многие из них были в горах впервые, поэтому очень уважительно к нам относились, видя огромные рюкзаки и ледорубы. Был случай, когда девушки-туристки принесли нам свежий хлеб и масло, о чем мы даже не мечтали. Потом они попросились посидеть у нашего костра и послушать песни. Песен мы знали много, когда-то насчитали более 200. Особой популярностью пользовались песни А. Городницкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кукина, А. Круппа, Е. Клячкина и др. 
         Хотя шел еще август, в горах на Алтае было холодно, у нас случались ночевки на снегу. Чтоб согреться, мы иногда выпивали перед сном по 50 грамм. Конечно, не водки, кто же воду будет носить, а чистый спирт. Однажды в палатке на снегу при свечах, открывая банку с консервами, я порезал палец и моя кровь попала в кружку со спиртом, который сразу стал красным. Не выливать же ценный продукт, вот мы его и выпили. Видимо, наша дружба скрепилась кровью, и спустя примерно год мои друзья-соседи по палатке Инна и Саня поженились, а я был свидетелем на свадьбе.

         Теперь пеший туризм не столь популярен у молодежи, стало много машин, появились другие возможности. Но всегда было немало людей с “охотой к перемене мест”, они хотят разнообразия, смены обстановки, романтики, новых впечатлений… Туристические компании предлагают множество вариантов путешествий, были бы желание, время, деньги и здоровье. Хотя все же главное – деньги, во всяком случае это необходимое, пусть и не достаточное условие. Если вы купите тур, вас обслужат по высшему разряду, завезут на автобусе в горы, на вертолете посадят на горный ледник, на круизном судне провезут хоть вокруг Земли.
         Сорок пять лет прошло, но не прошла моя любовь к путешествиям. Только теперь они стали комфортнее. Недавно мы побывали в круизе на комфортабельном лайнере по Карибскому морю, посетили ряд островов. Несколько часов провели на небольшом острове Сан-Мартен (Малые Антильские острова), который называют крупной «прачечной» для отмывания денег. Остров совсем маленький, но поделен между Голландией и Францией. Горы, прекрасный пляж, теплая и чистая вода, зимой и летом средняя температура воды около 26 С. Есть аэропорт. Не случайно здесь строят себе коттеджи-дачи богачи со всего мира.
         Понравился г. Сан-Хуан  - столица  островного государства Пуэрто-Рико, где мы также побывали. Остров входит в состав Больших Антильских островов, сегодня он является территорией под управлением США. Город Сан-Хуан  очень красивый, есть старинная крепость, много памятников. В центре возвышается памятник Христофору Колумбу, который высадился здесь в 1493 году, и с тех пор началась колонизация острова испанцами. Губернатором здесь стал Хуан Понсе де Леон. Желая найти источник молодости, он отправился в путешествие и открыл Северную Америку. О нем я писал в рассказе об истории США и фонтане молодости*. Несколько лет назад на референдуме 65% населения проголосовало за вхождение Пуэрто-Рико в США в качестве 51 штата, около 5% проголосовало за суверенитет и полную независимость. Но Конгресс США не спешит с решением о присоединении.
         Никогда не забуду нескольких часов, проведенных на маленьком острове Half Moon Cay (островок-полумесяц). Это один из сотен незаселенных Багамских островов, он частный, его приобрела круизная компания Голланд Америка (Holland America Line) за 6 миллионов долларов. На нем проживает всего 40 человек для обслуживания туристов. Великолепный пляж, теплое море, белый песок, горки для детей, отсутствие посторонних людей - все это  делает его лучшим пляжем, на котором я когда-либо побывал. Не случайно там кто-то оставил надпись: «Хотелось бы, чтоб мог остаться тут навсегда”. Хотя не думаю, что жители городов захотели бы здесь поселиться, ведь даже с пресной водой тут проблемы.
         Как я уже когда-то писал в своих репортажах про путешествия, на корабле живешь почти как при коммунизме, когда-то обещанном моему поколению. В 70-х годах газеты пестрели лозунгами: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»  Вот нам, хоть на короткое время круиза, удалось пожить по принципу «каждому по потребностям». Сегодня это называется «все включено». Еды не просто много, а больше, чем можно вообразить, реально перекусить в любое время суток, заказать изысканные блюда в любом количестве. Разнообразная посуда, целые наборы вилок, ножей… Как жаль, что не каждый из наших людей моего поколения могут это испытать. Вспомнил, как мечтал когда-то о дополнительной порции каши с тушенкой, как из всей посуды имел только кружку, миску и ложку. Естественно, алюминиевые, чтоб нести полегче. Ведь даже брать вилку с собой было роскошью.
         Вечером  на корабле можно было послушать музыку, посетить разнообразные шоу. Но моя внучка Тамара, которой 5 лет, после 10-ти обычно начинала засыпать, и мне надо было идти ее укладывать. Почитать книжку, спеть песенку, погладить спинку… Вот почитал я ее любимые сказки про принцесс: «Златовласка», «Принцесса на горошине», - потом стал петь «Спят усталые игрушки». А она говорит:
         - Спой другую. - Я спрашиваю:
         - А какую? - Она:
         - «За туманом».
         Я ей иногда, когда долго не засыпает, пою наши старые туристские песни и они ей запомнились. Особенно любит «За туманом» Юрия Кукина и «Лыжи у печки стоят» Юрия Визбора.
         И вот в далеком море, в каюте круизного корабля, зазвучала песня «… а я еду за туманом…, за мечтами и за запахом тайги…» За бортом океанского лайнера темнота, бескрайний океан, как в тумане ничего не видно.  И кажется, мы с Тамарой  сидим у туристского костра в тайге, смотрим на языки пламени, дым, искры…  А вокруг костра сидят наши друзья, пляшут тени на их лицах, и все мы тихо поем под гитару… 

          * http://www.proza.ru/2015/11/20/182


Рецензии
Очень рад за Вас, Владимир, что Вы так много путешествовали, что Ваша внучка Тамарочка так много увидела в детстве! Я, к примеру, ни разу в жизни не путешествовал на круизном лайнере, увы... Я очень люблю стихи и прозу Юрия Визбора! Р.Р.

Роман Рассветов   01.05.2020 15:58     Заявить о нарушении
Круизы это здОрово для людей в возрасте. Уже карабкаться по горам тяжело. Меня всегда удивляло как много там пенсионеров, в том числе русскоязычные встречаются, но они живут в других странах. А нашим пенсионерам сложно, визы надо, да и на российскую или белорусскую пенсию так далеко не поедешь. Хотя стоимость бывает дешевле, чем просто жить в хорошей гостинице. Размеры кораблей впечатляют, огромный многоэтажный дом, еще и плавающий. Сейчас из-за вируса у них проблемы.Приближается банкротство. Тысячи людей вместе, заразились, много было проблем, даже чтоб выйти берег. Тот корабль, на котором мы ходили на Панамский канал и в Европу, долго стоял на рейде, власти Флориды не давали разрешения - не были готовы к приему стольких больных. Тем более, в большинстве иностранцев. Свои госпитали переполнены, тут еще жители других стран. Но как-то разрешилось.
С уважением,

Владимир Кожин 3   01.05.2020 23:07   Заявить о нарушении
Во, блин, люди попали! Р.

Роман Рассветов   02.05.2020 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.