Ответственность и зачем?

На скамейке в тихом городском парке сидели двое: мужчина, по внешности которого трудно было определить его возраст, и мальчик, лет одиннадцати.

- Учитель, почему у меня не получается это сделать?

- Сделать что? – мягко поинтересовался мужчина.

За их спинами проезжали машины, а над ними шумело дерево, плавно качая ветвями в такт завыванию ветра. Погода была пасмурной, но дождя, однако, не было. Лишь только прохладно было немного.

- Я не могу нарисовать на себе защиту. Я много раз пытался, но у меня ничего не получается! – объяснял обиженный то ли на мир, то ли на собственное неумение ребёнок.

- Скажи, а тебе оно надо?

- Но…

- Вот видишь птичку?

- Да… - удивлённый резкой сменой темы, сказал мальчик.

- Как ты думаешь, почему у неё только две лапы, почему у неё нет отельных конечностей, чтобы сидеть и чтобы что-то брать? – приобняв мальчика, спросил мужчина.

Ребёнок затруднялся ответить.

- Почему у кошки нет крыльев? У лягушки когтей? Почему у людей нет хвостов?

- А зачем нам хвост, учитель?

В детском голосе были слышны нотки недоумения, а на мудром лице мужчины была видна улыбка.

- Именно. У нас его нет, потому что он нам не нужен. Так же и с умениями: мы не можем того, в чем нет нужды.

- Ну как это, нет нужды? Защита от демонов очень, очень нужна! – возразил мальчик.

- На тебя часто нападают?

- Неет…

- Ну вот, выходит, не нужна.

- Но вы же можете и просто так что-то начертить! И это будет работать!

- Могу, - согласился мужчина, внимательно глядя мальчику в глаза. – Но без нужды я не стану этого делать. Ведь я в отличие от тебя уже осознаю последствия того или иного своего вмешательства в естественный ход вещей. Тебе же этому ещё предстоит учиться. Когда ты будешь достаточно ответственен для того или иного умения, ты сможешь его освоить. Те, кто в силах своей лишь только энергией поджечь чей-то дом, не станут делать этого ни специально, ни случайно, ведь так?

Мальчик задумался, и мужчина не стал ему мешать. Дождь всё никак не начинался, а машины всё с таким же монотонным шумом проезжали по улице, которой ограничивался парк. Ветер крепчал, становилось холодно. Мужчина уже хотел предложить ученику уйти, но мальчик вдруг спросил:

- Так люди не могут всего этого, потому что в них ответственности мало?

- И поэтому тоже. Однако большую роль всё-таки играет другое: они не хотят всему этому учиться, не готовы слушать ни себя, ни природу. Не готовы вспоминать… что тоже в какой-то мере безответственно. Ты согласен, или твой учитель опять говорит ерунду? – улыбнувшись, поинтересовался мужчина.

Мальчик засмеялся.

А дождь всё-таки пошёл.


01.04.2016


Рецензии