Время смыслов. Глава 102

1. В прошлой главе я начал на материалах истории Юга США  в конце рабовладельческой эпохи (1850е годы)накануне Гражданской войны между Югом и Севером рассматривать проблему люмпенизации и социального опускания (нисходящей социальной мобильности) значительной части бедного белого населения Юга,которое с 1820х годов получило возникшее среди рабов, быстро подхваченное рабовладельческой аристократией и постепенно распространившееся среди других слоев населения обозначение "белый мусор" (white trash).

2. Мы рассматриваем этот вопрос в связи с исследованием внутренней динамики фрагментономной GED парадигмы идентичности. Этим буквам соответствуют следующие контекстные поля внутри матрицы социальной идентичности G "свои" инсайдеры, Е "чужие" аутсайдеры, D "мир", как аггрегатное скопление относительно хаотических, деформированных,фрагментированных социальных элементов, социального сырьевых ресурсов и социальных "отходов", которое так или иначе контролируется властью и  которое лучше организованные социальные группы, в том числе находящиеся в контекстном поле G,относительно благополучные и привилегированные "инсайдеры" (например та же рабовладельческая аристократия)и находящиеся в контекстном поле Е непривилегированные, презираемые и подозреваемые, но энергичные и располагающие заработанными в рамках рыночной "дианомной" DEGC экономической парадигмы средствами и связями  "аутсайдеры" Е используют, как источник рабочей силы  в рамках рыночного механизма.

3. Помимо "белого мусора" в контекстном  поле "мира" D присутствуют рабы, с которыми эта белая беднота соперничает за ту же социоэкономическую нишу, причем соперничает неудачно, так как рабы находятся внутри социальной системы, имеют социальную и экономическую (рыночную) ценность и общество (включая и их хозяев, учитывающих их пожелания,жалобы на поведение управляющих и пр.)так или иначе с ними считается, в то время, как белая беднота по сути дела (хотя бы отчасти, если не полностью) выброшена за рамки общественной системы  в качестве "мусора" и утратила социальную ценность в глазах большинства членов общества.

4. Таким образом поведение белой бедноты, многие члены которой испытывают унижения и лишения, гнев и отчаяние, ненавидят и презирают своих социальных соперников, особенно рабов и "чужаков" Е(таких как янки, пришельцы с Севера, иммигранты из Европы и пр.)определяется внутренней динамикой фрагментономной парадигмы и связанной с ней логикой. Осмыслить эту динамику и логику можно с  помощью нового для нас понятия контекстных установок,соотношение которых мы впервые исследуем на примере фрагментономной парадигмы идентичности.

5. Такое внимание к этой парадигме обьясняется той гигантской ролью, которую эта парадигма идентичности играет внутри самых различных обществ в масштабных исторических социальных конфликтах и связанных с ними вспышках насилия,включая гражданские войны,терроризм, погромы и геноциды. Среди важнейших исторических ситуаций,так или иначе связанных с этой парадигмой, можно выделить например гражданские войны в Риме в эпоху поздней республики 1 в. до хр.э., массовые социальные конфликты и столкновения на Ближнем Востоке в период восстания Иудеи против римской империи (Иудейская война 66/70 гг хр.э.),восстания и погромы иностранных купцов в конце эпохи Тан в Китае (8/9 вв. хр.э.), революции и гражданскую войну в России, события в Германии эпохи Ноябрьской  революции 1918 гг. Веймарской республики,гиперинфляции и Великой Депрессии, завершившиеся приходом к власти нацистов, геноцид в Руанде и унесшую миллионы жизней гражданскую войну в Конго, погромы китайского населения в Индонезии конца 1990 гг. и наконец развертывающиеся прямо сейчас, на наших глазах события на Ближнем Востоке,в центре которых находится гражданская война в Сирии.

6. Рассматривая эту парадигму нужно учитывать, что она сосуществует и постоянно взаимодействует с целым рядом других парадигм социальной идентичности. Так например в России начала 20 века люмпенизация значительной части крестьянства и городских низов определяла влияние на них фрагментономной парадигмы идентичности, но это влияние в конечном счете оказалось менее значимым, чем влияние других парадигм,таких, как аллономика HAD(ср. роль аллономики в настроениях масс населения на севере США перед гражданской войной, где она была центральной для идеологии Линкольновского республиканизма, которую мы подробно рассмотрим через несколько глав), социономика CEA и др., связанных с восходящей социальной мобильностью и социальными лифтами.

7. Разрыв социальных связей и крайние формы социального неравенства типичные для фрагментированных обществ, особенно внутри городского населения стимулировали усилия религиозных и социальных реформаторов в направлении развития альтруистических форм поведения и преодоления социального отчуждения с помощью методов идейной и культурной социальной интеграции. В этом же русле следует рассматривать широкое распространение филантропии (в основном частной, но порой и государственной). Все эти явления так или иначе связаны с симметрично противоположной фрагментономике альтернативной восходящей рыночной парадигмой харитономики CED (от греческого слова харис, милость, милосердие).Внутри харитономики можно рассматривать такие явления, как распространение раннего христианства, американский евангелизм 19 века, толстовское движение в России и др.

8. В исторической действительности те или иные движения нередко обнаруживают (порой противоречивое) сочетание разных типов идентичности и связанное с ними смешанное реальное поведение. В качестве важнейшего американского примера такого сочетания нескольких различных парадигм можно рассматривать захват отрядом Джона Брауна государственного арсенала в Харперс Ферри (штат Виргиния) в 1859 г., послуживший прологом для начала полномасштабного политического, а затем и вооруженного конфликта между Севером и Югом. Эту попытку вооруженным путем добиться начала освобождения черных невольников мы подробно обсудим через несколько глав. А пока вернемся к анализу фрагментономики и положения белых бедняков Юга. Подробное описание этого положения можно найти в книге южанина и сторонника рабовладения Дэниэла Хандли (Hundley 1860), которую мы начнем разбирать в следующей 103й главе.


Рецензии