Спартак. Трагедия. Действие 2. Сцена 9

По одноимённому роману Рафаэляо Джваньоли

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ

За воротами Рима Спартак и Гай Юлий Цезарь
прогуливаются при лунном свете.

Гай Юлий Цезарь

Мне всё известно про восстанье. –
В сенат обязан доложить.
Хочу сказать тебе заранее –
Хочу спасти, чтоб мог ты жить.
Ты симпатичен мне, не скрою,
Мне жалко нищих и рабов.
А ты достоин быть героем
И заслужил не зря любовь
Средь оборванцев и плебеев.
Ты мне понравился в бою
Я о тебе теперь радею,
Поскольку я таких ценю.
Сегодня в пригородной роще
Подслушал вас один болван
И мне поведал, знаю, в общем,
Я гладиаторский ваш план.
Что могут сделать двадцать тысяч?
Ведь это меньше в двадцать раз
Легионеров! – Смогут высечь
И изрубить в единый час.
Сражаться будете – инстинктом
В боях себя лишь подхлестнув.
Они же – сила и, как сито,
Развеют вас, с земли всех сдув.
Им есть, Спартак, за что сражаться:
У них есть собственность своя:
Не захотят с землёй расстаться,
С домами – их сломить нельзя.
За что вы бьётесь? Лишь за право
Свободным быть? Увы, Спартак,
Вы победили б – крикнул «Браво!»
Однако, будет всё не так.
Себе врагов лишь наживёте:
Во всех муниципиях вы. 35
В итоге все в боях умрёте.
Такая истина, увы.

Спартак

Ну, так и что же! За свободу
Готовы все мы умереть!
Зато какой пример народу
Даст наше мужество и смерть!

Гай Юлий Цезарь

Самопожертвованье – боже! –
Бесплодный и напрасный ход.
В лесах была свобода всё же,
А как стал вместе жить народ –
Так сразу люди разделились
На бедных и на богачей.
Таков закон природы в мире. –
Не изменить его ничем.
У нас в республике мы видим,
Где власть народная, – гласит
Закон республики – для вида:
Народ бесправием прибит.
Всю власть патриции забрали.
Власть по наследству, кастам здесь.
Вы против этого восстали?
Свободе вы воздали честь?
А это лишь пустое слово! –
Свободы нет. Ведь это так?
Будь моим другом. Жить сурова.
Вступай в мои войска, Спартак.
Нужны мне воины такие,
Чтоб целый мир завоевать.
И брось свои мечты пустые.
Не долго будешь ты блистать.

Спартак

Гай Юлий! Это невозможно.
Благодарю! – Мой путь – борьба.
Мой путь один, хотя и сложный.
Мне так велит моя судьба.

Гай Юлий Цезарь

Да будет так! Коль ты бесстрашен,
Пусть будет счастлив твой удел!
И коль погибнешь, это даже
Облагородит твою цель.
Увы, я права не имею:
Метробий должен доложить
В сенат и консулам. Скорее
И вам гонцов пора пустить.
Кто раньше в Капую прибудет,
Тот будет в выигрыше. – В путь!
И каждый пусть уверен будет,
Что ветер счастья дует в грудь.
(в сторону)
Вот так теперь гонцы сената
И гладиаторы во всю
Помчатся в Капую крылато
За правду биться, всяк свою.

Уходят.

16 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии