ИГРА
- …Вот с такими успехами мы закончили пятый класс – продолжала свой монолог классный руководитель, расхаживая около школьной доски и держа в руке зачем-то указку.
-К счастью, оставшихся на второй год нет. Все переходим в шестой. Однако, некоторым родителям просто необходимо задуматься об успеваемости своих детей. Полученные в этом году итоговые тройки, на следующий год могут оказаться двойками. Те, кого это касается, знают. Поэтому за время летних каникул надо найти возможности для дополнительных занятий. Каким образом вы это будете делать, подумайте сами. Скрывать не буду. Итоговые тройки для отдельных были сильно натянуты. Вместе с тем не могу не отметить так же замечательную успеваемость Лёни Гвоздикова, Коли Игнатова, Саши Машкина, Веры Наседкиной, Володи Дроздова. Эти ребята закончили год без единой тройки, а у Веры Наседкиной и Коли Игнатова только одни пятерки. В связи этим Управление образования нашего района, совместно с нашей школьной профсоюзной организацией, решили поощрить прилежных учеников. В список поощрённых вошли все, перечисленные мною хорошисты и отличники. Им выделены льготные путевки на июль месяц в пионерский лагерь «Юнга», что на Черноморском побережье. Причем для отличников эти путевки будут бесплатными, а хорошистам с оплатой тридцати процентов их стоимости. Кроме того под это мероприятие наши шефы, седьмое автотранспортное предприятие города, выделяют два автобуса. На этот поток остаются еще несколько свободных путевок, которые можно приобрести за полную стоимость родителям, не объявленным в списке поощренных. Для этого надо обратиться в школьный профком к Лежановой Маргарте Романовне.
*********
Со всей школы для поездки в лагерь собралось около сорока учеников и несколько сопровождающих родителей. Провожающих мам и пап было настолько много, что до посадки в автобус казалось, что поедут все, и у многих появились переживания, всем ли хватит свободных мест? Но когда посадка в автобусы закончилась, то оказалось, что большая часть были просто провожающими.
Оба автобуса выехали из города ровно в семь утра. Вначале пути в автобусах стоял гам детского многоголосия. Рассказывая разные истории, каждый старался перекричать друг друга. Затем неожиданно кто-то начал петь песни. Его подхватывал дружный хор:
«Вместе весело шагать по просторам, по просторам,
и конечно напевать лучше хором, лучше хором…»
Из другого автобуса неслось:
«Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!...»
Так продолжалось длительное время. Песни сменялись, громкие разговоры не утихали. Через три часа пути всё неожиданно стихло, ровно так же, как и началось. Многие стали клевать носами и погружаться в дорожную дрёму.
К воротам пионерского лагеря «Юнга» автобусы подкатили во второй половине дня. На улице было около пятнадцати часов.
Шлагбаум на въезде в лагерь был опущен. Под грибком около шлагбаума дежурили двое мальчишек с пионерским галстуками на шеях и с безразличным выражением лиц. Водитель первого автобуса посигналил. К автобусу, как бы нехотя, подошел один из дежуривших:
- Чего надо?
- Ничего особенного, - ответил ему водитель.- привезли в ваш лагерь пополнение. Принимайте! Откройте шлагбаум, или позовите пожалуйста кого-либо из старших. Не стоять же нам здесь на солнцепеке?
Ничего водителю не ответив, мальчишка развернулся и пошел в сторону закрытого шлагбаума.
- Кто такие? – поинтересовался его напарник
- А фиг его знает? Похоже, что откуда-то привезли пацанов в наш лагерь. Пойду, сообщу дежурному по лагерю.
- Ну, а чего же ты не спросил, кто такие?
- Надо было, и не спросил,- огрызнулся тот в ответ, продолжая путь в глубину лагеря.
Минут через пятнадцать посыльный вместе с дежурным по лагерю возвратился.
Вернее будет сказано, что это не дежурный по лагерю, а дежурная, женщина лет сорока, не в меру упитанная, с пионерским галстуком на шее. Мальчишка ей что-то потихоньку сказал, указывая рукой на стоящие автобусы, и подошел к своему напарнику. Из первого автобуса резво выбежала Серафима Львовна Игнатова, мать Коляна Игнатова, которая была старшей сопровождения. К ней подошла дежурная по лагерю:
-Здравствуйте! Кто такие? Откуда и зачем к нам пожаловали?
- Здравствуйте! Меня звать Серафима Львовна. Я старшая группы сопровождения. Вот, привезли к вам пополнение.
Она достала из целлофанового пакета какие-то бумаги и подала их подошедшей дежурной по лагерю, прокомментировав:
-Списки, копии документов прибывших, путевки.
- Очень хорошо! Меня звать Лариса Петровна Корбан ,воспитатель седьмой группы, сегодня дежурная по лагерю.
Что именно «хорошо!» было неясно. Очевидно хорошо, потому что привезли новую смену. Лариса Петровна небрежно перелистнула несколько бумаг, затем, собрав их вместе и положив под левую руку, сообщила:
- Проезжайте до столовой и там ждите меня. Я скоро! – она помахала рукой в сторону дежуривших у ворот мальчишек,- Жора! садись в автобус! Покажешь гостям, как проехать к столовой.
К автобусу ленивой походкой направился тот же мальчишка, что ходил только что за дежурной. Оказывается, его звали Жорой.
-Жора, ну что ты передвигаешь ногами, как сонный? Побыстрее!
Затем обратилась к Серафиме Львовне:
- Подъедете к столовой, выгружайтесь. Пока будете выгружаться, я подойду. Мне здесь по пути надо на секунду к директору лагеря заглянуть. Заодно оставлю в канцелярии эти бумаги. После с ними будем разбираться.
*********
Не прошло и часа, как детей распределили по отрядам и возрастным группам. Все пятиклассники попали в третий отряд, в старшую возрастную группу. Девочек расположили в палатке номер два, а мальчиков палатке номер пять.
Надо отметить особенность этого пионерского лагеря. Его территория расположена с севера на юг между деревьями лесного массива, аккуратно расчищенного под строения и палатки. С юга территория упирается в береговую черту Черного моря. На берегу оборудован замечательный лагерный детский пляж с зонтами, лежаками, навесами, вышкой для спасателей, кабинками для переодевания и несколькими душевыми кабинками. За пляжем с западной стороны оборудована красивая, небольшая набережная, на которой под деревьями стоят массивные лавочки с большими спинками.
Переменный состав лагеря, это дети в возрасте от десяти до пятнадцати лет. Постоянный состав лагеря, это: воспитатели, пионервожатые, работники лагерной столовой, охранники (они же спасатели), водители, хоз. и мед. работники, инструктора. Для размещения переменного состава в лагере несколько деревянных строений барачного типа, несколько летних домиков, выстроенных виде пирамиды, а так же с десяток больших брезенчатых палаток, вместимостью до восьми человек. Постоянный состав проживает в большом деревянном общежитии посередине корпусов для переменного состава. Лагерный плац довольно внушительных размеров, покрыт угольной золой. Выходы из барачных строений прямо на территорию плаца. Они расположены на его границах. С западной окраины плаца возвышаются два высоченных флагштока, на которые каждое утро под звуки пионерского горна поднимается красный флаг нашей страны и флаг пионерского лагеря «Юнга». Посередине северной окраины плаца установлена большая трибуна, с которой произносятся пламенные речи и различного рода команды. По периметру плац размечен под беговую дорожку, линии которой обозначены белой известью. Находящимся на плацу открывается вид на морскую бухту, в которой расположен лагерь.
Рядом с административным зданием расположен здравпункт, к стене которого прикреплён огромный красный крест. Рядом столовая. Пожалуй, в этом лагере единственное капитальное здание, выложенное из красного кирпича. Столовая огромная. С торцов ее примыкают веранды, на одной из которых кормят персонал лагеря, а на другой расположился буфет, в котором всегда можно купить горячие пирожки, булочки, коржи, а так же за столиком выпить чай, кофе или газировку. В самой столовой столы для восьми человек каждый. Питание производится в две смены. На верандах есть динамики, с которых целыми днями доносится музыка и голоса дикторов. Основной динамик расположен между мачтами флагштоков на плацу. Между деревьями запрятался спортивный городок с множеством турников, спортивных лестниц, бумов. Посередине установлена высокая деревянная п-образная перекладины, на которую укреплены канат и веревочная лестница. Под навесами установлены четыре теннисных стола, а под другим навесом длинные столы, на которых пионеры играют в шахматы, шашки и другие настольные игры. Недалеко от пляжа выстроена большая круглая танцевальная площадка с деревянным половым покрытием и сценой для музыкантов. Рядом открытый кинозал с ровными рядами лавочек и белым экраном. Кино здесь показывают четыре раза в неделю прямо из передвижной машины УАЗ, которая приезжает вечером и паркуется позади лавочек, у противоположного от экрана месте. Телефон в лагере единственный у директора в кабинете. Поэтому позвонить куда-нибудь совершенно невозможно. Директор никому не позволяет вести пустые переговоры. Телефон находится в сети междугородной связи, поэтому родители в лагерь могут звонить ежедневно с 16..00 до 19.00 и получать информацию о своих чадах. В это время директора в лагере обычно не бывает, а на его месте находится дежурный из числа администрации лагеря и отвечает по телефону на вопросы родителей. Детей к телефону приглашают только в исключительных случаях. Исключительность случая определяется самим дежурным по телефону.
В лагере работало множество кружков по интересам: авиамодельный, танцевальный, драматический, изобразительных искусств, спортивный. В программе лагеря есть несколько однодневных туристских маршрутов, хотя лагерь и не является спортивным. Каждую пятницу, после 16.00 в лагере родительский день. В этот день всех родителей, которые прибыли навестить своих чад, пускают на территорию лагеря, для них устраиваются экскурсии по территории, а после 18.00 в летнем кинотеатре происходят встречи родителей с администрацией лагеря.
*********
Заканчивалась вторая неделя третьего потока в пионерском лагере «Юнга». Нашим героям скучать не приходилось. Все дни были заняты различного рода мероприятиями. Утром о подъеме извещал звук пионерского горна, который неожиданно нарушал лагерную тишину, разбавленную прекрасным пением птиц. Всё приходило в движение:
- …Третий отряд, на зарядку выходи!
- …Восьмой отряд, поживее! Выстраивайтесь напротив своего корпуса!
- …Подняли руки вверх, потянулись! Наклон вперед! Кончиками рук достали носки!
- …Малахов, открывай глаза! Команда на подъем уже давно прозвучала.
Доносилось с разных сторон лагеря. Зарядка окончилась. Все с визгом помчались занимать места в умывальниках, расположенных санитарной зоне, неподалёку от медпункта. В динамиках послышался голос:
-Внимание, лагерь! Всем на построение. Поднятие флага сегодня предоставляется второму отряду.
Под звуки горна трое ребятишек из второго отряда медленно подняли флаги на самые вершины флагштоков. Ветерок подхватил полотнища и радостно стал развивать их на ветру.
Лагерный день заколесил! Шум, гам детей, отдельные окрики пионервожатых и воспитателей, звуки из динамиков. Всё слилось воедино.
До закрытия третьей смены оставалось три дня. Уже все знали, где и во сколько будет зажжен пионерский костер, знали, какая будет программа закрытия. Уже выучили все песни, которые будут петь на этом торжественном, одновременно печальном мероприятии закрытия смены.
В динамиках послышалось:
- Лагерь, внимание! Всем на построение! Повторяю! Всем на построение! Пионервожатым обеспечить свои отряды на построении через пятнадцать минут!
Информация многих удивила, так как буквально полчаса назад было построение по случаю поднятия флага. Таких внеплановых построений раньше не было.
Информация о внеплановом построении повторялась несколько раз.
От шлагбаума донёсся звук работающего мотора. К столовой подкатил темно- зелёного цвета вездеход, кузов которого покрыт брезентом. Из кузова выпрыгнули четыре солдата с автоматами, а следом за ними большая овчарка, которую поддерживал на поводке один из них. Из кабины вышел молодой майор пограничной службы. Водитель остался сидеть за рулем. Находящиеся на плацу притихли и внимательно наблюдали за неожиданными гостями. Военные о чем-то переговаривались с директором лагеря, затем все вместе направились в сторону плаца. Директор и майор поднялись на трибуну к микрофону, а солдаты с собакой остановились внизу. На трибуне уже был старший пионервожатый лагеря:
- Лагерь, смирно! – Пронеслась команда над плацем.
- Товарищ директор лагеря! Пионерские отряды в полном составе построены. Дежурный по лагерю, старший пионервожатый Родионов.
Директор лагеря пожал руку Родионову, а затем в микрофон произнес:
- Здравствуйте, молодое и задорное поколение «Юнги»!
Хор детских голосов прокричал в ответ:
-Здрасте!!!
- Судя по вашим бодрым голосам у вас бодрое и хорошее настроение?
В разнобой послышалось:
- Дддаа!
- Тогда прослушайте информацию, которую вам даст сейчас майор Сотников.
Он повернулся к майору, и указав на микрофон сказал:
- Говорите, Николай Петрович.
Майор подошел к микрофону. На плацу воцарилась тишина и только флаги на флаг штоках слегка своим похлопыванием на ветру её немного нарушали.
- Ребята, я со своими бойцами прибыл в ваш лагерь за помощью.
У всех на лицах появилось нечто удивления. Помощь военным? Ну, если бы об этом говорил председатель соседнего колхоза, то было бы ясно, что нужна помощь в уборке урожая яблок. А какую помощь могут оказать дети военным?
Майор выждал небольшую паузу, уловив замешательство детей, затем продолжил;
- Дело в том, что в нашем районе объявилась группа диверсантов, которые прибыли в наш район с неизвестным пока заданием. Троих из них мы уже задержали. Тем не менее, одному из них удалось укрыться где-то в районе вашего лагеря. Нужна ваша помощь в поиске и поимке этого человека.
В рядах пионеров пронесся шумок.
- Что требуется от вас? Во-первых никакой паники! Во- вторых, девочки все остаются в лагере, и при необходимости будут помогать медицинским работника в вашем медпункте, если в этом возникнет необходимость. Мальчики нужны только добровольцы. Остальные останутся в лагере в своих отрядах. Здесь тоже каждому найдется работа.
Он посмотрел на директора лагеря в ожидании поддержки. Директор одобрительно кивнул. Майор продолжил:
- Вместе с сержантом Греховым мальчики выдвинутся на поиски. В их группе будет так же обученная военному делу собака. Звать её Мудрый.
Пёс, поняв, что говорят о нем, дважды гавкнул. На плацу зашумели. Майор поднял руку, что бы всех успокоить.
- Добровольцы могут прямо сейчас выйти на середину плаца.
В рядах началось движение. Через минуту на середине плаца стояло не менее тридцати мальчишек.
- Это хорошо, что вы проявили такую заинтересованность помочь нам! Однако такого количества будет много.
Майор обратился к сержанту:
- Товарищ сержант, выберете из всех добровольцев человек десять. Они пойдут с нами. Остальные останутся для создания дозоров по периметру лагеря. Разделите их по три человека и отведите на места, где они будут находиться. Поставьте им задачу по охране и проинструктируйте. Ни один посторонний человек не должен пройти на территорию лагеря. Выполняйте!
- Слушаюсь, товарищ майор!
- Вожатые и воспитатели! – обратился майор к остальным.- Всех детей сейчас уведите по своим подразделениям…
Майор поперхнулся и исправился:
- по своим отрядам!
Дети стали расходиться. Около столовой плакала девочка. Её успокаивала воспитательница:
- Ну, что ты ревешь? Ничего страшного нет. Диверсанта поймают и обезвредят.
- Мне страшно! Я хочу домой, к маме.
Воспитательница что-то девочке начала говорить на ухо. Та перестала плакать и повеселела:
-Это правда?! – спросила девочка громко у воспитательницы
- Правда! Только я тебя очень прошу, пока не поймают диверсанта, никому об этом не говори. Обещаешь?
- Да, конечно, никому!
Сообщение, сделанное майором, испугало не только эту девочку. В некоторых отрядах были не только девочки, но и мальчики, которые жаловались своим воспитателям на страх перед событиями, которые могут произойти при поимке диверсантов. Воспитатели отводили детей в сторонку и почему то всем им на ухо шептали какие-то успокоительные слова, и дети действительно быстро успокаивались. Но самым интересным было то, что после успокоительных слов все задавали один и тот же вопрос:
- Это правда?
*********
Дозоры расставлены по своим местам. Группа добровольцев вместе с военными и собакой покинули территорию лагеря. В лагере не было привычного детского шума. Непривычно молчали динамики, из которых в это время дня обычно звучала музыка или какие-то радиопередачи. Все, как бы притаились, в ожидании развязки.
Прошло около часа, но никаких изменений не произошло. В лагере стояла по-прежнему тишина, которая нарушалась громким пением птиц. Водитель вездехода по-прежнему сидел в своей кабине и не выходил. К нему несколько раз подходили любопытные мальчишки, что бы получить хоть какую-то информацию. Водитель всем любопытным через открытое в машине окошко отвечал:
- Не знаю, ребята. Мне командиры ничего не говорили. Подождите немного. Вероятно, скоро все будут в лагере.
Так ничего и не добившись у водителя, ребята расходились по своим отрядам.
В дозоре, недалеко от пляжа дежурили трое мальчишек. Они расположились на травке под кустарником. Отсюда полностью просматривался пляж и набережная, где в это время никого не было. Только около спасательной станции двое рабочих ремонтировали лодочный мотор. Мальчишки бурно обсуждали произошедшее. Вдруг один из низ прошептал:
- Тише! – и указал рукой в сторону моря, - это что там?
Все посмотрели в указанном направлении. Ничего особенного никто не увидел.
- Что ты там, Колян, увидел? – спросили у него.
Колян растерянно смотрел в сторону моря, ничего не отвечая. Все засмеялись:
- Тебе, Колян, уже шпионы начали мерещиться?
Но Колян вдруг опять зашипел на своих друзей:
- Тише вы! Посмотрите вот сюда, где большой валун из воды торчит! Видите?
Все посмотрели в направлении, куда указал Колян. Действительно, около валуна что-то необычно двигалось. Затем все отчетливо увидели, что из воды выходит человек, на голове которого маска, а за плечами акваланг. Человек двигался в сторону лагеря, с противоположной стороны, где ремонтировали двигатель рабочие. Из-за высоких кустов они его не могли видеть, да и внимания в сторону неожиданного гостя никто не обращал.
- Это кто? – шепотом спросил Лёнька
- Откуда я знаю? – ответил так же шепотом ему Колян.
Все продолжали наблюдать за пришельцем. Через некоторое время он выбрался на берег, снял ласты, осмотрелся по сторонам. Увидев неподалеку от себя кустарник, подошел к нему и спрятал под его листвою акваланг, маску и ласты. Из сумки, которая была у него на боку, он достал легкий спортивный костюм, и надел его. Затем еще раз осмотрелся и направился в сторону лесного массива. Через минуту он растворился в нём.
Молчавшие всё это время мальчишки, не сговариваясь, подбежали к кустам, где только что спрятал свои вещи пришелец. Акваланг, маска и ласты лежали под ветвями кустарника и были дополнительно прикрыты наломанными с него же ветками.
- Что будем делать? – спросил Колян
- Пусть Серый бежит в лагерь, сообщит обо всем, а мы с тобою останемся продолжать наблюдение - ответил ему Лёха.
В течение получаса директору лагеря с разных дозоров ребята докладывали о том, что около лагеря видели подозрительно постороннего человека.
- Молодцы! Я сообщу куда следует. А вы направляйтесь к местам своих наблюдений.
Прошло еще минут тридцать. Неподалеку от лагеря тишину нарушили две автоматные очереди, а затем несколько одиночных выстрелов. Всё в лагере притихло в ожидании. Через некоторое время все увидели, что к воротам лагеря приближается толпа ребятишек, которые добровольцами уходили на поиск диверсантов. Они шли в сопровождении двух солдат. Навстречу им вышел директор лагеря. Его окружили ребята и начали наперебой что-то рассказывать. Затем все направились в сторону плаца, а директор зашел к себе в помещение. Через несколько минут в лагерных динамиках прозвучал звук горна, символизирующий команду «Отбой!» и послышался голос дежурного по лагерю:
- Внимание, лагерь! Всем на построение!
Стоящая до этого тишина была тут же нарушена множеством детских голосов. К медпункту подъехала машина, на которой приехал майор и еще какой-то офицер в форме военно-морского флота. Вместе с директором лагеря офицеры поднялись на трибуну.
- Друзья! – начал майор, - операция по поимке диверсантов завершилась!
Он сделал паузу и внимательно посмотрел на стоящих на плацу. В это время в лагерь заехала еще одна военная машина с открытым верхом, в которой на заднем сидении сидели двое солдат с автоматами, а между ними мужчина со связанными руками. По внешности он очень напоминал того неожиданного гостя, который появился со стороны моря с аквалангом. Голова его была перебинтована, а под глазом сиял внушительных размеров синяк. Рядом с водителем впереди стоял пёс Мудрый.
- Вот привезли и незваного гостя, на которого вы все сегодня помогали охотится!
Подталкивая впереди себя, солдаты вели на плац связанного мужчину с забинтованной головой. Солдаты и мужчина остановились в двух шагах от трибуны. Дети с искорками отвращения смотрели на пойманного диверсанта. У всех была мысль о том, что этот человек своими действиями хотел навредить спокойствию нашей Родины. И они его страшно презирали за это.
Майор рассказал всем, как проходила операция, о том, как геройски в ней участвовали мальчишки-добровольцы. Он показал оружие, пистолет, которым был вооружен диверсант.
- Несмотря на то, что ребятам не пришлось участвовать при самом задержании, они проявили героизм и мужество. Диверсант попался нашим солдатам несколько в стороне от того места, где его ожидали.
Но это ничуть не расстроило добровольцев. Они стояли посередине плаца. На их лицах застыло выражение гордости за тот подвиг, который они совершили.
Неожиданно диверсант, стоящий между двумя вооруженными солдатами, оттолкнул их в сторону, и побежал со связанными руками в сторону лесного массива. На плацу раздались испуганные крики. Некоторые ряды пионеров развалились из–за того, что некоторые хотели убежать. Выручил всех Мудрый. В несколько прыжков он настиг диверсанта и повалил его наземь. Тут же к нему подбежали солдаты, подняли и отвели на то место, где он стоял ранее. Из динамиков разнеслось:
- Дети, внимание! Успокойтесь! Все по местам! Больше ничего страшного не произойдет
На плацу установилась тишина и порядок. Диверсант теперь не просто стоял между солдатами, а его дополнительно придерживали подмышки.
Майор продолжил свою речь, расхваливая мужество, проявленное пионерами. Затем выступал директор лагеря, рассказывая о том, как во время войны юные пионеры помогали Советской армии в различных военных операциях. Наконец слово предоставили морскому офицеру в звании капитан второго ранга. Он так же всех поблагодарил за участие. В это время, охранявшие диверсанта солдаты начали развязывать руки диверсанту. В рядах послышался шум.
- Не переживайте, ребята! Всё нормально! Так надо! Это была просто игра! Роль диверсанта исполнил наш мичман Николаев, за что мы его сейчас поблагодарим.
Стоящие на трибуне, захлопали. Дети с трудом начали понимать, что всё произошедшее было всего лишь игрой. Послышались отдельные хлопки, которые вскоре переросли в бурные овации и крики восторга. «Диверсанту» в это время вытирали нарисованный искусно фингал под глазом. Мудрый крутился около «Диверсанта», поскуливая, как бы извиняясь за то, что несколько минут назад сбил его с ног. В этот момент не было ни страха, ни удивления у тех, кого ранее успокаивали воспитатели, что-то говоря на ухо. Как выяснилось позже, они уже тогда детям говорили, что все происходящее всего лишь игра, что бы их успокоить. Что бы сохранить эффект игры, они просили детей никому заранее не рассказывать эту тайну. Но дети есть дети. Конечно, они старались сохранить тайну, но некоторые из них так же по секрету делились этой тайной со своими друзьями. Однако большинство верили в истину до конца, даже тогда, когда было объявлено, что всё это игра.
Через три дня все прощались с лагерем. Вечером, у пионерского костра, под слова песни
«Гори, костер, подольше,
гори, не догорай,
а завтра лагерю скажем
Прощай! Прощай! Прощай!»
все вспоминали интересную игру, в которой приняли участие все, без исключения дети.
Январь, 2015.
Ставрополь
Свидетельство о публикации №216050801652
Галина Шаврикова 17.10.2020 10:43 Заявить о нарушении
Успехов вам и хорошего настроения
Вячеслав Безкрылов 18.10.2020 07:03 Заявить о нарушении