К дню победы...

     У подножия гор разместился небольшой аул, однобокие дома стояли довольно на большом расстоянии друг от друга. Заборы были низкие и покосившиеся, так... защита от бродячих собак.
     Было это давно, ещё до войны. Длинные зимы прожить было нелегко, ближе к весне, запасов еды почти не оставалось. Многие не наедались, хотя и экономили и муку и крупы и масло. А к началу весны, начинали пахотные работы. Мужчины завязав головы ситцевыми платками и засунув за кийикчи (цветные платки вместо пояса для мужчин) полу старого чачвана (мужской халат, обычно серого цвета), усердно махали кетменями. Днём женщины выносили им скудный обед, да немного молока. К счастью, почти в каждом дворе была корова, или коза, иначе зиму было не пережить. Из молока делали творог, кислое молоко, а если повезёт и корова даст больше молока, немного масла.
     На отшибе аула стояла ветхая мельница и приходилось вручную молоть рожь и пшеницу, выращенную за отвислым забором двора. А если из сельчан кто-то умерал, хоронили всем аулом. Мужчины быстро сооружали двухметровой тоут (гроб в виде носилок с краями, куда клали запеленённого в саван покойника и относили его на самую окраину аула, где находился местный мазар (кладбище). Всё происходило очень быстро, похоронив новоприставленного, мужчины сидя читали поминальную молитву усопшему, желая ему место в раю, быстро вставали и уходили. Женщины громко причитали, провожая покойного в последний путь, затем гурьбой расходились по своим домам.
     А редкие свадьбы проходили очень скромно. Собирать свадебный стол помогали всем аулом. Девушки дальше своего аула не уходили, выходили замуж за своих же ребят. Бывали браки и между родственниками и не редко, поэтому дети часто рождались с потологиями и росли не совсем умственно развитыми. Но были среди этих детей и совершено здоровые и неплохо ладили между собой. Да и рождались дети тут же, в ауле, где жила одна повитуха на весь аул. Её вызывали в дом к роженице, где должен был родиться младенец. Конечно, о гигиене, говорить не приходилось. Кипятили воду на самодельном очаге, типа мангала и всё обходилось неплохо. Конечно, бывали случаи, когда мог погибнуть новорожденный,, бывало умирала мать, оставив дитя на попечение рощственников, чему они не были рады. Это лишний рот и лишние хлопоты с ребёнком без матери. К удивлению, дети росли без медицинской помощи, ну может в пол года раз из центра приезжали доктора. Они обследовали сельчан, оставляли лекарства и сделав записи, уезжали. Чаще лечились подручными средствами, простуду горячим молоком, добавляя масло или бараний жир. Больные суставы натирали жиром кончины, а если боль в животе или рвота, пили чай, добавив варёный сахар (навват).
     Школа была за много километров от аула, поэтому многие учиться просто не ходили, хотя нет, был в ауле один старик, который с горем пополам давал детям азы знаний азбуки на латинице или арабского апфавита и начальной арифметики.
     Так же, в ауле был сельсовет, где сидел глава этого села и решал проблемы сельчан, как сельские, так и семейные.
     Лето...наверное самое сытное время года для сельчан, поспевали фрукты и овощи, бахча и ягоды, посаженные трудолюбивым народом. А детям игры на солнце, сев верхом на палку, имитируя лошадку и размахивая прутом, носились по пыльным дорогам, громко крича и радуясь, обгоняя друг друга. А в жару купались в мелкой речушке и загорали на камнях, лежащих тут же, на берегу. А ещё из глины лепили хлопушки и кидали на землю, где эта глина с хлопком лопалась. Или собирали камешки и подбрасывая их, ловили тыльной стороной ладошки и бросали на землю. А то просто носились по пыли, от чего столбы этой пыли покрывали их с головой. К вечеру, усталые, придя домой, чуть перекусив, так чумазые и ложились спать на глиняном тапчане. Так бы и проходила жизнь этих неприхотливых людей, живущих вдали от города, если бы не началась война...никто тогда не знал, чем всё закончится, но когда начался призыв, никто не колебался, идти, или не идти туда, откуда многие могли не вернуться...выстрамвались очереди у сельсовета. И стар и млад, добровольно записывались в ряды красной армии, чтобы бороться против общего врага, против фашизма.


Рецензии