Яхты императора

                Драконовые  яхты  императора  Ян – ди.         

Второй император китайской династии Суй – Ян-ди (569 – 618 г.г. н.э.) создал огромную флотилию судов – прообразов яхт,насчитывающую около 30 тысяч единиц.Это говорило о могуществе и богатстве владыки не только на суше,но и на воде.Сейчас трудно судить о описании императорских судов,очевидно,сведения,дошедшие до нас,несколько преувеличены,но приводимые в хрониках размеры,впечатляют – длина императороского судна достигала две тысячи футов,а четыре палубы возвышались над водой на высоту 40 футов.Бамбуковые мачты несли паруса из бамбуковых досок и циновок.Суда флотилии различались по разрядам и,соответственно,их размеры несколько разнились.   
Яхта Ян-ди и ещё десять судов украшались носовым изображением дракона (лун) – символом императорской власти и были окрашены в красный цвет.Свою плавучую резиденцию на воде Ян-ди называл «маленькая красненькая».Не смотря на название яхта императора имела внушительные размеры.На борту судна находилась тронная комната,многочисленные помещения для свиты,а также 120 кают для гарема.Отделка всех внутренних помещений поражала воображение – нефрит,золото,шкуры диких животных.На судах сопровождения размещались около 1000 жён и наложниц,музыканты и артисты,часть императорской казны,дворцовые слуги,провизия,министры послы,учёные,евнухи,военноначальники.Плавание армады императора,осматривающего свои владения,порой затягивалось на месяц,а то и два.Во время такого путешествия Ян-ди делал остановки для отдыха,причаливая к берегу.
Со временем широкая река Янцзы стала уже не устраивать императора,в голове которого возник план постройки Великого Канала,способного соединить реки Хуайхэ и Янцзы с южными провинциями.В 586 году н.э. этот канал был построен,он достигал длины 750 км,6 м в глубину и 18 м – в ширину.Императорские плавания по каналу становились увеселительной прогулкой на воде с остановками в сорока специально построенных путевых дворцах Сингун.В них Ян-ди предавался отдохновению и удовольствиям.При наличии попутного ветра флотилия Ян-ди шла под парусами,а когда ветер стихал её буксировала многочисленная армия слуг (до 80 тысяч) в нарядных шёлковых одеждах.Длинные шёлковые канаты-               
буксиры расходились в разные стороны от судов по обоим берегам канала.Яхты эскортировали конные отряды знаменосцев. 
Строительство Великого Канала стало настоящим бедствием для простого народа.Более пяти миллионов человек принимало участие в рытье русла канала.Каждый простолюдин в возрасте от 15 до 50 лет должен был отработать на этой грандиозной стройке,каждая пятая семья отправляла своего члена снабжать провизией огромную армию работающих.Завершение строительства канала обошлось стране в два миллиона жизней,что вызвало небывалое возмущение простого народа,который в конце концов свёрг ненавистного императора.   
Так ещё задолго до появления первых быстроходных голландских яхт и самого названия этих судов,в VII векев н.э.,во времена китайской династии Суй и правления второго её императора Ян-ди были созданы прообразы судов,которые положили начало будущему яхтостроению.   

                Вячеслав Прытков.


Рецензии