Доверие к окружающему миру Заметки о сборнике Расс

    Творчество Чойновой (Ивановой) Инны Владимировны обращено к миру детства. Её творческая лаборатория – жизненный опыт, впечатления детства, работа учителем, чтение как работа души. Работая с ней бок о бок многие годы, я бы отметила такие её качества, как искренность, самостоятельность в суждениях и поступках, стремление познавать новое, независимость от чужих мнений.
     Всё это сконцентрировалось в её произведениях. Она ведёт разговор с читателем, доверяя ему свои размышления о жизни, о добре и зле. В первый сборник включены 7 рассказов, основанные на реальных событиях. Названия произведений: «Случай из жизни», «Мишкины сказки», «Страшное кино», «Один день в тайге», «Медвежьи истории», «Мой первый урок» - нацеливают на философское восприятие. В рассказах жизнь показана во времени, т.е. существует как философская категория. Она кратковременна, как «день», изменчива, богата разными «случаями». Это «фильм», лента разных событий, объединённая единым сюжетом: счастливым детством, любимой родиной – Кемпендяем. Маленький человек получает «уроки» жизни – и перед нами проходит «история» жизни целого поколения детей шестидесятых.
     «Романтичная, истинно детская жизнь», близкая к природе и лесу, «маленький таёжный посёлок» – вот истоки писательского дара Инны Владимировны. Культ книги в учительской семье Ивановых, близость двум культурам: русской и якутской – взрастили в маленькой девочке «бурную фантазию», позволявшую «ей наделять душой и магической силой всё окружающее: лес, деревья, камни».
     Рассказы выросли из жизненных материалов, почерпнутых в родном Кемпендяе, из студенческих лет и учительских будней. Но все они стянуты в один узел пространственно-временным образом детства. Этот образ, в моём понимании, стал философским лейтмотивом сборника и определяет его характер. Произведения в сборнике словно фотографический отпечаток: напоминают нам время счастливого, беззаботного детства, первых уроков жизни. С высоты прожитых лет сквозь магический кристалл воспоминаний она вводит нас в то время, когда «царили наивная открытость и архаичное простонародное доверие к окружающему миру». В «маленькой фантазёрке» Нонке, «первоклашках», «детсадниках», «забавном мальчике» Мишке - детворе Кемпендяя мы узнаём себя, свои приключения. И, читая рассказы, вместе с автором грустно восклицаем: «Ах, детство! Время, когда самым страшным в жизни была киносказка…» Но если у автора, у нас было такое детство – значит, мы были, сами не подозревая того, самыми счастливыми людьми на свете. А как повезло кемпендяйцам, что их житие запечатлено так трогательно, лирично и живо в этих рассказах. Как здорово, наверное, узнавать себя в персонажах произведений и гордиться этим втихомолку, а может быть, громогласно...
     Публицист, прозаик Владимир Николаевич Крупин сказал: «Детство сильнее всей остальной жизни». Как ни странно покажется, но, по-моему, это высказывание относится к Мергену, герою рассказа «Полуволк». «Выбракованный сразу после рождения, он избежал утопления», т.е. с рождения он лишён матери, ласки, и хотя он найдёт заботу и любовь у своей хозяйки, эти чувства запоздали. Может, поэтому так трагически сложилась его судьба. Я, например, спроецировала его судьбу на человеческую жизнь. Мало ли бродит в нашей жизни вот таких «полуволков», лишённых любви при рождении, отторгнутых от общества? Задумавшись о судьбе этих сильных, но несчастных существ, я пришла ещё к одному выводу: рассказы Чойновой И. не только философичны, но и наполнены притчевым содержанием.       
     Рассказов в сборнике семь, и это я считаю не случайным. Значение числа семь символично у всех народов. В христианстве семь – число человеческое, единение божественной и человеческой природы, символ гармонии. Оно передаёт динамику реального времени, смену его циклов. В сборнике мы видим гармонию человека и природы, взросление человека и физически, и духовно. У якутов же число семь обладает магической силой, оберегает человека от несчастий. Оно охраняет земной покой людей, выполняет роль хранителя домашнего очага. В рассказах герои воспринимают окружающий мир как свой дом, в котором уютно, интересно жить, где добро побеждает зло.
     Простые по содержанию произведения содержат глубинный смысл, понятный всем. «Инна Владимировна доверяет нам своё детство в этих рассказах, которые учат бережно относиться к природе. Понимать, что каждое божье создание: живое, неживое – имеет душу, то есть чувствует боль», - так воспринимает рассказы моя ученица-семиклассница. И лучше этого, по-моему, не сказать.
               


Рецензии