Как на самолёте был радистом...

В авиаэскадрильи служил мой дорогой дядя Юшков Степан Степанович!
До самых последних дней Отечественной войны. До Великой Победы!
Его Светлый образ мы бережно храним! Никогда не забываем!
Он с нами всегда, хотя ушёл из жизни несколько лет назад...


На фронт попал в 1943 году. В семнадцать лет.
Добавил себе один год, чтобы не отказали.
- Нас - шелупень - сразу отправили под Курск рыть окопы...
Обрезали голенища кирзовых сапог и варили кушанье,
когда нечего было есть...- рассказывал своим братьям и сёстрам.
Вспоминал крайне редко. Не любил об этом говорить даже детям.

А с другом Василием всегда любил петь эту песню:

Машина в штопоре кружится,
Кабину лижут языки,
Судьбы я вызов принимаю
Своим пожатием руки.

Мотор уж пламенем объятый,
Земля стрелой летит на грудь.
Прощай, родная, не волнуйся
И обо мне не позабудь.

И вынут нас из-под обломков,
Подымут на руки каркас,
Взовьются в небо десять ИЛов
В последний путь проводят нас.

И телеграммы понесутся
Родных-знакомых известить,
Что сын ваш больше не вернется.
И не приедет погостить.

В углу заплачет мать-старушка,
С усов смахнет слезу отец,
И дорогая не узнает,
Какой был летчику конец.

И будет карточка пылиться
На полках позабытых книг -
В сержантской форме, при погонах,
Но ей уж больше не до них.

Прощай же, милая подруга,
И самолет – братишка мой.
Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.*

- Это песня про меня,- говорил своим детям...

Взрослые мужчины... Пели и плакали... Богатыри...Плакали...
Вся семья подпевала красивыми, сильными голосами... сквозь слёзы...
Родные любили и почитали его, как главу семейства, когда отца не было дома.

Он сызмальства помогал матери по хозяйству. На него она оставляла детей
и уходила работать в поле на целый день за ничтожные копейки... капустные листы...
В самое голодное время вЫходил, вынянчил мою маму... Благодаря его заботе
она не умерла. Он ухитрился насытить грудного младенца чёрным хлебом,
измельчённым... через кусочек марлюшки... И мама его всю жизнь боготворила,
благодарила неустанно.
Работа спорилась в его руках. Он был основателен и усидчив в самой высокой степени!

Наверное, поэтому после ранения в ногу на Курской дуге, лечения в госпитале,
его направили учиться в Кубинку на стрелка-радиста.
Он участвовал в боях под Калининградом (Кёнигсбергом),
под Шепетовкой...
- Бомбили фашистов, летая на У-2...

Как на самолёте был радистом
Рацию настраивал со свистом.
Я ключом владел, как ложкой,
Пулемётом, как гармошкой.
В общем не боялся никогда! -
и такие шуточные, задорные, народные напевы
залихватски исполняли на семейных застольях.

Особо почитаемая песня, без которой не обходилась ни одна
встреча большой, благородной семьи -

Отец мой был природный пахарь,
А я работал вместе с ним.

Отца убили злые чехи,
А мать живьем в костре сожгли.

Сестру родную в плен забрали,
А я остался сиротой.

Не спал три дня, не спал три ночи,
Сестру из плена выручал.

И на четверту постарался,
Сестру из плена я украл.

С сестрой мы в лодочку садились
И тихо плыли по реке.

Но вдруг кусты зашевелились,
Раздался выстрел роковой.

Злодей пустил злодейску пулю,
Убил красавицу сестре.

Сестра из лодочки упала,
Остался мальчик я один.

Взойду я на гору крутую
И посмотрю на край родной –

Горит село, горит родное,
Горит вся родина моя!***


Он заслужил три ордена и четыре медали!
После службы в лётном полку, окончания военных действий,
Степан ещё два года проходил действительную службу в Черняховске.**

Когда вернулся домой, женился. Семья, дети всегда были на первом плане.
Достойно трудился на предприятиях энергетики. Был очень ценным, уважаемым
специалистом. Истинным мастером своего дела!
Сын порадовал отца после службы в армии. Стал пилотом.
Продолжает бороздить бескрайние глубины воздушного океана.


Честь и Слава Героям - Победителям!!!

Светлая Память о них, как Вечный огонь пылает в наших сердцах!!!

 
* Песня неизвестного автора.
**Сослуживцы (их родственники) отзовитесь, пожалуйста:
Лутфулин Ф.
Тимофеев Б.
Рыбин В.
Тимким М.
Троицкий В.
Ковальчук Б.
*** Народная песня на основе стихотворения Венивитинова.


Рецензии
👏
👍👍👍
Спасибо!!!
Всего всего...
🤗💖🌺

Валик Кир   06.02.2024 19:10     Заявить о нарушении
И вам взаимное спасибо и наилучшие пожелания!

Ордина   06.02.2024 19:37   Заявить о нарушении
И вам взаимное спасибо и наилучшие пожелания!

На здоровье, спасибо...
всего всего...
🌹🌹🌹

Валик Кир   06.02.2024 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.