Зинаида Тураева - Еще раз об Ольге Бешенковской
«СТИХИ НА ПЕСКЕ»
Будет наша встреча длится всегда.
Место встречи – стихи.
Время встречи – года.
С.Лейзерман
Роль литературы (как прозы, так и поэзии) в создании образа народа и отдельно -
го человека значительна. Если бы не великая русская литература ХIХ и ХХ столетия, какой образ русского человека остался бы в веках – раба, крепостного, большевика? Многогранная человеческая личность встает со страниц литературы. Немалую роль в этом сыграла и наша современница, так рано покинувшая этот мир – Ольга Юрьевна Бешенковская.
Поэтический цикл «Стихи на песке», которому посвящена данная статья, несет подзаголовок
«Израильский дневник». Место действия в этих стихах – Израиль и современная Палестина.
Для стихов Ольги Бешенковской характерно обращение к разным сферам деятельности человека - социальной, ментальной, эмоциональной, апелляция к различным сторонам человеческой личности. Творчество О. Бешенковской органично включается в континуум (неразрывное единство): природа – человек – общество. В ее стихах воплощается культура народа, материализуются знания, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.
В нескольких строках дается описание истории народа, истории человечества вообще – если вспомнить, что, согласно Библейской версии, мы все произошли от Адама, а в духовном плане от Иисуса.
Все мы родом из этих горчичных земель
Что являют прообраз и ада, и рая,
Нельзя не обратить внимания на тонкое и, одновременно, бескомпромиссное понимание человеческого сообщества:
Что же ты натворил нам, Боже!
Что ни век – то одно и то же!
Кровь и пепел, руины мести…
Люди жить не умеют вместе.
Человеческая жизнь всегда сложна и непостижима. Когда о ней пишет такой большой поэт как Ольга Бешенковская, под ее пером оживает вся сложность и многоплановость «зловещих наших дней», где соседствуют терроризм, власть денег и пошлость:
Ни дыма, ни детали
зловещих наших дней
Многогранными представляются метафорические образы, встречающиеся в стихотворениях.:
Земную жизнь пройдя до половины
Я слышу скрежет Дантовых ворот.
Спали с лодыжек галерные гири
Не потеряться бы в яростном мире
Здесь нельзя не усмотреть поэтику ассоциаций как одну из доминант культуры постмодернизма, создание представления о единстве, о континууме мировой культуры. Метафора «скрежет Дантовых ворот» есть знак ада и адских мучений, которые ждут человека, попавшего в ад. Эта метафора воспринимается как знак разоренной земли..
В образах Ольги Бешенковской, как правило, сливаются разные эпохи и история человечества предстает как единый всеобъемлющий процесс.
Все возможно под куполом этих небес,
Где в прищуре солдата – печаль Авраама,
Где пилястрами стройными лепится лес
И однажды в столетье скворчит телеграмма.
Я намокшую прядь поправляю крылом
И не ведаю, сколько веков отмахала.
И венчает картину, мелькнув за окном
Смуглый ангел пустыни, патрульный ЦАХАЛа
Реалии сегодняшнего дня – «патрульный ЦАХАЛа» соседствуют с религиозными истинами – «печаль Авраама».
Пейзаж Палестины вызывает ассоциации с картинами Дали и фресками Шагала:
О, родина всего! О, пафос Палестины!
О, живопись пустынь – причудливей Дали!
То ли ломится бешеный яркий ландшафт,
То и дело меняясь, в стекло ветровое?
То ли фрески Шагала до звона в ушах
Разрослись, и смыкаются над головою?
Ольга Бешенковская непримирима к отсутствию собственного достоинства, к готовности пресмыкаться перед сильными мира сего:
Лучше гибель, чем клеймо,
Что - отрепье…
…Поналипло к нам дерьмо
Раболепья.
С большим теплом и глубоким пониманием пишет автор о поэтах, о своих коллегах по поэтическому цеху
Лена, Володя, Наташа и Миша.
Над головой – сионистская крыша.
А на столе – православная водка.
(Задраны вверх и кадык, и бородка.)
Из пенопласта двойник Арафата,
Он исподлобья следит воровато…
Что тебе, чучело? Будешь из банки?
Мы никуда не въезжали на танке.
Мы согревали пол-жизни в котельной
И Могендовид, и крестик нательный.
Новый Завет вслед за Ветхим Заветом
Полнили душу терпения светом…
Спали с лодыжек галерные гири.
Не потеряться бы в яростном мире!
Юра, и Вася, и Боря, и Лена –
Все мы Петра и арапа колена…
И отовсюду спешат катастрофы
В наши до слез петербургские строфы.
В мире безумном воинственном этом
Нет закутка бесприютным поэтам.
Всюду бездомна ты, братия наша –
Витя, Сережа, Олежка и Саша.
Хоть и пришли заповедные сроки
И из юродивых вышли в пророки …
Песах ли, Остерн – рванем без закуски…
Это по-божески. Это – по-русски.
В создании атмосферы стихотворения – обращении к множеству творческих личностей, принадлежащих к разным культурам, участвуют все его компоненты. Широкое использование личных имен создает иллюзию личного общения, создает дружеский, интимный тон.
Лейтмотив стихотворения – одиночество и неприкаянность поэтов «в мире безумном воинственном этом». Упоминание о котельных как единственном месте работы, где могли оказаться поэты, возвращает нас к закрытому советскому обществу, где тоталитарный режим контролировал жизнь каждого.
Автор передает невозможность разомкнуть одиночество, слиться с миром – «В мире безумном, воинственном этом/ нет закутка бесприютным поэтам».
В образах, созданных Ольгой Бешенковской, нередко встречаем совмещение несовместимого, что делает их еще более выразительными: «И горы облаков и кактусов отары…».
Заканчивая краткий обзор цикла «Стихи на песке» хочу сказать, что, по моему мнению, имя поэта, создавшего эти строки, будет бессмертно, оно не канет в Лету.
ЗинаидаТураева
профессор,
доктор филологических наук
Свидетельство о публикации №216050800563