Спартак. Трагедия. Действие 3. Сцена 10

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ

У лагеря Марка Валерия Мессалы у подножия
Везувия.

Римский часовой

Стой! Кто идёт?

Декан

Случилось что? Что слышал?

Римский часовой

Какой-то шорох. Может, это лис
За куропаткой прогуляться вышел,
А может, приглянулась мышь.

Декан 37

Да, гладиаторов загнали
Здесь в мышеловку мы сейчас.
Глабр, старый кот, не зря сказал нам:
«Мышь в мышеловке в этот час».

Римский часовой

Пять дней – и к нам придут в объятья. –
Согласны: подождём их здесь –
В разгаре лета благодатью
Нас боги балуют с небес.

Декан

Септимий, ты не расслабляйся
И различай, где враг, где лис.

Римский часовой

Не много ль чести!

Декан

Постарайся.
И если что – поднапрягись.

Спартак, совершив разведку, вернулся
к своей когорте и повёл её в обход
лагеря к декуманским воротам.

Римский часовой

Стой! Кто идёт?

Спартак

Привет, Септимий!
Что, пересмешник? Ждёшь лису?
Так ты к ней более терпимый,
Чем к гладиаторам в лесу?
Вот получай удар, приятель!
За оскорбление – расчёт.
Вперёд, товарищи и братья! –
Пора воздать врагам почёт!

Юпитер
(с неба)

Что вижу я, Юпитер, с неба! –
За полчаса четырёхсот
Легионеров пало – не был
Как будто здесь совсем народ!
Лишь сорок человек Месаллу
Спасти решили, встав кольцом.
Но вот и их уже не стало
Под гладиаторским мечом.

Мессала Нигер

Спартак! Ты где, разбойник гнусный?
Поди сюда, подлец и раб!
Скрести со мной свой меч паскудный!
Тебя убить я буду рад.

Спартак

Что за глаза меня поносишь,
Разбойник римский? Для себя
Оставь все прозвища, что носишь.
Я здесь, Мессала! Вот он я!

Мессала Нигер

Хочу пронзить тебя и кровью
Твоею меч свой осквернить!

Спартак
(в сторону)

Когда б не связан был любовью –
Тебе, Мессала, бы не жить!

Юпитер
(с неба)

Спартак атаку отражает,
Сам нападает – в щепки щит,
Пробил кольчугу и вслед ранит
Мессалу в бок и говорит:

Спартак
(в сторону)

Мессала – ты! А то бы в сердце
Тебе сейчас я меч вонзил.
Поверь, Валерия, поверь мне –
С трудом я охладил свой пыл.

На экране на время появляется образ
Валерии Мессалы.

Юпитер
(с неба)

Два римских воина к Мессале
Бегут – хотят ему помочь.
Спартак в живот одного ранил,
Меч у другого выбил прочь.

Спартак
(к легионеру, у которого он выбил меч)

Иди, скажи своим собратьям,
Что подлый гладиатор жизнь
Тебе в подарок дал, и кстати,
Второму тоже – обернись.

Указывает на раненого в живот римского
легионера. Подходит к раненому Мессале,
помогает ему встать и приказывает двум
своим гладиаторам охранять Мессалу от
гнева вновь прибывающих бойцов. Через
некоторое время к Спартаку подходит
Эномай и сообщает о разгроме лагеря
Клодия Глабра.

Эномай

Спартак, мы тоже победили!

Спартак

Вот так! Нас тысяча всего,
А мы три тысячи разбили!
Вот так, дружище! Каково!
С победой вас, друзья и братья!
Хороший день, вернее, ночь!
Пусть все враги нам шлют проклятья! –
Их боги унесут все прочь.

Юпитер
(с неба)

Такого зреть не доводилось! –
Прошло всего лишь двадцать дней –
Уже пять тысяч появилось
У Спартака лихих парней!
Из них создал он легион.
Я на Олимпе потрясён!

19 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии