Спартак. Трагедия. Действие 3. Сцена 12

По одноимённому роману Рафаэлло Джованоли

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ

Собрание воинов армии Спартака в лагере под Нолой,
где Крикс и Эномай провозглашаются командующими
двух легионов, а Спартак верховным вождём войска
гладиаторов.

Спартак

Четыре с лишним месяцев прошло,
И вот теперь, друзья, к нам Крикс привёл
Две тысячи бойцов – нам крупно повезло! –
Из римских опытных и всем известных школ.
Теперь два легиона создаём.
Возглавят их наш Крикс,и Эномай.

Крикс

Спартак, ты – вождь верховный! Мы идём
Все за тобой и в бой, и в ад, и в рай!

Спартак

Друзья! Сенату мало его жертв.
Вариний Публий к нам теперь идёт
С ним восемь тысяч. Возражений нет?
Продолжим наш победный с вами счёт!

Голоса

Веди, Спартак, нас Публия громить!
Ему и римским псам его не жить!

Неожиданно появляется Мирца.

Мирца

Любимый брат! Как рада я тебе!
Как я боялась! Как я трепетала!
Как благодарна я своей судьбе,
Что, наконец, тебя я повстречала!
Здоров и жив! Не ранен! Сколько раз
Я думала о том, что ты, возможно, ранен!
Ночей не спала, не смыкала глаз
И мысленно твои лечила раны.
Валерию просила, чтоб она
К тебе меня пустила, и свободу
Она мне дала. – Освобождена!
Я не рабыня! Я навек свободна!
С тобой теперь я буду навсегда! –
Порядок наведу. – В палатке так убого!
Ведь ты же вождь! Да, Спартак мой, да!
Все о тебе твердят, и даже боги.

Спартак

В как Валерия? У ней-то как дела?
Здорова ли и так же всё мила?

Мирца

О, если б римские матроны, как она,
Добры бы все и благородны были!
Давно бы зрели солнце и луна,
Что рабства нет и все о нём забыли.
Письмо к тебе передала со мной.
Да вот оно! Держи, любимый мой.

Спартак взволнованно читает письмо от Валерии.
В палатке появляется образ Валерии, которая
говорит словами своего письма.

Валерия

Любимый мой! Мой дорогой Спартак!
Пишу тебе, когда дочурка наша
Уснула, наконец, – всё не могла никак
Заснуть под песню, что ей пела, даже.
Всё спрашивала: «Мама, отчего
Ты так грустна и что ты часто плачешь?»
Ну что могла сказать я? Ничего!
Ей рано правду знать, и кто отец, тем паче.
Я так, Спартак, волнуюсь за тебя!
И гордость сердце мне переполняет,
Когда все дни повсюду слышу я,
Какие подвиги отряд твой совершает.
Хочу тебя увидеть хоть на миг,
К тебе опять, родной, прижаться страстно.
Как ты душой, любимый мой, велик!
Как ты для Рима страшен и опасен!
Я римлянка, но я и человек.
А люди все у неба просят счастья.
Как краток наш нам отведённый век!
Как сердце разрывается на части!
Свободу я твоей сестре дала.
Благодарю! – ты так великодушен –
Мессала, брат двоюродный, от зла
Спасён тобою – раненый отпущен.
О, как бы я желала быть с тобой!
Как мучаюсь разлукою, любимый!
Примчись ко мне, мой сказочный герой!
Люблю тебя на зло проклятьям Рима!
Молю богов, чтоб берегли тебя,
От ран и смерти в битвах защищали.
Как хочется надеяться, что я
Узрю тебя! Но скоро ли? Едва ли.

Изображение образа Валерии исчезает.
Спартак рукой вытирает слёзы с лица.

19 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии