Из классики

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ


В тот день, когда окончилась война
 И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
 Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
 Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине
 Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны
 В едином братстве воинском до срока,
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг,
Исполненный величья и печали,
Мы отделялись навсегда от них:
Нас эти залпы с ними разлучали.

Внушала нам стволов ревущих сталь,
Что нам уже не числиться в потерях.
И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,
Заполненный товарищами берег.

И, чуя там сквозь толщу дней и лет,
Как нас уносят этих залпов волны,
Они рукой махнуть не смеют вслед,
Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.

Вот так, судьбой своею смущены,
Прощались мы на празднике с друзьями.
И с теми, что в последний день войны
 Еще в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что ее великий путь
 Пройти смогли едва наполовину;
И с теми, чьи могилы где-нибудь
 Еще у Волги обтекали глиной;

И с теми, что под самою Москвой
 В снегах глубоких заняли постели,
В ее предместьях на передовой
 Зимою сорок первого;
и с теми,

Что, умирая, даже не могли
 Рассчитывать на святость их покоя
 Последнего, под холмиком земли,
Насыпанном нечуждою рукою.

Со всеми - пусть не равен их удел, -
Кто перед смертью вышел в генералы,
А кто в сержанты выйти не успел -
Такой был срок ему отпущен малый.

Со всеми, отошедшими от нас,
Причастными одной великой сени
 Знамен, склоненных, как велит приказ, -
Со всеми, до единого со всеми.

Простились мы.
И смолкнул гул пальбы,
И время шло. И с той поры над ними
 Березы, вербы, клены и дубы
 В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,
И наши дети вырастут и внуки,
А гром пальбы в любые торжества
 Напомнит нам о той большой разлуке.

И не за тем, что уговор храним,
Что память полагается такая,
И не за тем, нет, не за тем одним,
Что ветры войн шумят не утихая.

И нам уроки мужества даны
 В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны
 Последними на этом свете были, -

Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
 И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
 Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.

К вам, павшие в той битве мировой
 За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
 Я обращаю в каждой песне новой.

Вам не услышать их и не прочесть.
Строка в строку они лежат немыми.
Но вы - мои, вы были с нами здесь,
Вы слышали меня и знали имя.

В безгласный край, в глухой покой земли,
Откуда нет пришедших из разведки,
Вы часть меня с собою унесли
 С листка армейской маленькой газетки.

Я ваш, друзья, - и я у вас в долгу,
Как у живых, - я так же вам обязан.
И если я, по слабости, солгу,
Вступлю в тот след, который мне заказан,

Скажу слова, что нету веры в них,
То, не успев их выдать повсеместно,
Еще не зная отклика живых, -
Я ваш укор услышу бессловесный.

Суда живых - не меньше павших суд.
И пусть в душе до дней моих скончанья
 Живет, гремит торжественный салют
 Победы и великого прощанья.


Рецензии
Ну, Твардовский тоже пил и много.
Потому как больно было ему жить.
Но его стихи без открытого нытья. Я сама их в школе заучивала. И всё же есть проблема надрыва-нарыва. Но о ней не вопится открыто, исступленно, она прячется словно будущее надгробье над сегодняшними живыми.
Яков, Вы касаетесь вопросов Искусства и Культуры.
Но прежде надо определиться с отличием искуса - искусности - искусственности
и культа-культивирования -окультуривания.
Создаётся что? Живое или Мёртвое?
Если культура не наполняет душу человека божественным откровением, красотой и глубиной жизни , это просто
очередное ковыряние в душе, пусть и искусно оформленное.

Вот этот стих...
И. скажем, Газматовские "Журавли"... Вам не видна разница между тем, что наполняет силой и что забирает силу?

Кимма   07.05.2019 09:29     Заявить о нарушении
Каждому своё. Вы ведь читали эссе "Сегодня вновь растрачено души". В эссе есть божественное откровение в стихах Александра Прокофьева.
И есть "очередное ковыряние в душе". Каждому своё. Читайте Прокофьева с его "божественным откровением", я же буду читать Берггольц. Знаете почему? Её стихи - о Времени и о себе, то есть, о человеке в том времени.
http://www.proza.ru/2013/08/02/459

Яков Каунатор   07.05.2019 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.