Спартак. Трагедия. Действие 4. Сцена 1

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

В лагере под Нолой восставшие празднуют победу
над легионами Публия Вариния.

Юпитер
(с неба)

Спартак и гладиаторы под Нолой
Победу празднуют: Вариний Публий
Им проиграл и потому так зол он,
А гладиаторы сейчас вино пригубят.
Кандинское ущелье помнить будет,
Как Паблий еле спасся от меча,
Как восемь тысяч с ним бежали, будто
Преследовали тигры их, рыча.

Мирца выходит из палатки Спартака, где ей
отведён угол, и обращается к часовому.

Мирца

Скажите, в честь чего веселье вдруг?

Солдат

Спартак вновь одержал победу.

Мирца

Когда и где, скажи скорее, друг,
Чтоб брата я могла поздравить с этим.

Солдат

Три дня назад под Аквином Вариний
Разбит им в пух и прах, а сам
Лишь спасся бегством, словно иней,
Растаял, будто не был там.
Две с лишним тысячи убили
В бою том римлян мы. Вот так

Появляется влюблённый в Мирцу Арторикс,
командующий одним из трёх недавно
сформированных Криксом легионов,
чтобы признаться ей в любви.

Арторикс

О, Мирца, здравствуй! Да, побили
Мы славно их. Ай да Спартак!
(в сторону)
О, если б боги помогли
Мне объясниться с ней в любви!

Мирца
(в сторону)

Как он взволнован! Я пугаюсь –
В любви признается – как быть?
Что делать мне тогда? Не знаю! –
Ему нельзя меня любить!

Мирца

Привет, Арторикс! Поподробней
Мне о победе расскажи:
Приятно знать и нашей злобе,
Как гибнут от мечей враги.

Арторикс

Да, Мирца, это под Аквином –
Две тысячи свалил Спартак.
И двести пятьдесят – обидно,
Легло там наших от атак.

Мирца

А как мой брат? Скажи о нём.
Здоров? Не ранен этим днём?

Арторикс

Оружия такого нет ещё
Чтобы сразило, словно гром, его.

Мирца

Я верю – брат: как и Аякс –
Непобедим, но в то же время,
Как Ахиллес, любимец наш,
Он уязвим, как и в поэме.

Арторикс

Но очевидно – боги нам
Все покровительствуют, если
Мы побеждаем, ведь богам
Приятен бой за дело чести.
(в сторону)
Ой, объясниться не могу!
Скорее помогите, боги!
Вновь растерялся! Весь поту! –
Язык слабей, чем мои ноги.

Мирца

Арторикс! Что с тобою, друг!
Ты собираешься сегодня
Ученья проводить иль вдруг
Раздумал, дав солдатам отдых?

Арторикс

О Мирца! Неужели я
Так надоел, что ты не хочешь
Сегодня долго зреть меня
И о других делах хлопочешь?

Мирца

Нет, нет, Арторикс! Что ты! Нет.
(покраснев, заикаясь)
Ведь ты в делах обычно точен…

Арторикс

В честь вновь одержанных побед
Крикс приказал гулять до ночи.

Мирца

Прощай, Арторикс!

Арторикс

Нет, постой.
Зачем скрывать любовь мне, если
Она даёт мне в сердце бой!
Люблю тебя! Хочу быть вместе.
Любовь меня лишает сна.
Движенье каждое и слово,
И взгляд, и вздох тебе она
Открыть, любимая, готова.
Не открывал тебе души:
Боялся – ты меня отвергнешь.
Сил больше нет: глаза твои
И голос в ад меня повергли:
Какая мука! Как влечёт
К тебе с неодолимой силой!
Люблю тебя! Вся жизнь – не в счёт,
Не в счёт всё то, что раньше было!
О, если оскорбил тебя –
Прости! Таинственная сила
Поработила вдруг меня
И душу с волей победила.

Мирца

Арторикс! Лучше б никогда
Не говорил бы ты мне это!

Арторикс

Тебе я безразличен? Да?

Мирца

Ах, нет, Арторикс! Девы света
Любой достоин ты. Но прочь
Ты должен выкинуть при этом
Любовь ко мне и мне помочь,
А не терзать меня ответом.
Любовь меж нами невозможна.

Арторикс

Что ты сказала? Как могла?
Мой меч готов покинуть ножны –
Считай, что жизнь моя прошла.

Мирца

Да, невозможна – я сказала.
И чтоб в палатку не входил.
Считай, что это приказала
Не я – Спартак сам запретил.

Арторикс

О, не-воз-мож-на!.. Не-воз-мож-на!..
Рассудка мне лишиться можно.

Потрясённый, уходит.

Мирца
(в сторону)

И я люблю его! О, горе! –
Была я блудницей, увы!
Навечно я – раба позора!
Нет, не достойна я любви!

20 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии