Спартак. Трагедия. Действие 4. Сцена 2

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ВТОРАЯ

Вилла Валерии Месаллы близ города Тускула, куда
Спартак приехал навестить Валерию, оставив свой
аквинский лагерь.

Спартак
( к домоправителю Валерии)

Из Фракии к Валерии я прибыл –
Двоюродного брата воин я.
Письмо привёз ей и скажу спасибо,
Когда доложишь, что с визитом я.

Домоправитель

Не стану я будить её так рано.

Спартак

Какой же ты упрямый человек!
Ты знаешь греческий?

Домоправитель

Упрямо
Его учить не стал бы целый век.

Спартак

Неужто нет раба на вилле – грека,
Который знал бы греческий язык? –
Письмо со мной на греческом. Потеха! –
А думал – здесь я буду принят вмиг. –
Рекомендован я в письме для встречи.
И вот сижу, взвалив тоску на плечи.
Ну, и места! – Нет грамотеев здесь.
Куда девались? Бог их весть.

Домоправитель

Рабы сбежали. – Все у Спартака.
О, чтоб его Юпитер свысока
Испепелил! – Два сына убежали
К нему в войска, и я, старик, в печали.
Проклятый гладиатор!

Спартак

Что так тихо
О нём ты говоришь?

Спартак

Боюсь я лиха:
Валерия услышит – я пропал.
Не нужен лишний мне скандал.
Спартак служил здесь, и влюбилась
В него хозяйка. Вот ведь грех!
Бедняжка как-то рассердилась,
Когда ругал его при всех.

Спартак

Да как посмела! Вот злодейка! –
Его, прохвоста, защищать?

Домоправитель

Эй, ты! Потише! И не смей-ка
Мою хозяйку так ругать.
Она совсем не виновата.
Во всём виновен он – Спартак
Как он посмел! Ведь это ж надо! –
Влюбил в себя! Да ещё как!

Спартак

Клянусь я скипетром Плутона –
Один во всём он виноват.
Ах, эта бедная матрона!
Какой наглец и мерзкий гад!
Скажи, а всё-таки за что ты
Так ненавидишь Спартака?
Ведь ты же раб. Так отчего ты
Его так ненавидишь, а?

Домоправитель

Так я ж сказал тебе – два сына
Ушли к нему, и я пропал. –
Один остался. Был счастливым.
Теперь несчастнейшим я стал.
Два славных сына – Два красавца.
Не знаю, живы ли они.
Сатурн! Избавь их от мерзавцев
И жизнь обоим сохрани.

Старик горько плачет.

Спартак

Так, значит, ты считаешь, зря
Спартак рабам даёт свободу,
И эта гордая стезя
Несёт несчастья лишь народу?

Домоправитель

Конечно, зря. Свободным став,
Пойдёт за нищенскую плату
Трудиться на чужих полях. –
Вот вам и вся за кровь расплата!

Спартак сидит в задумчивости.

Спартак

Так, значит, греческого здесь
Никто не знает? Дай дощечку
И палочку. Вот так.
(пишет по-гречески)
Прочесть
Хозяйка сможет и без свечки.
(в сторону)
Послал две строчки из Гомера,
Чтоб, наконец, открылись двери.

20 июня 2015 г.

-----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии