Спартак. Трагедия. Действие 4. Сцена 3

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Спартак входит в покои Валерии на её тускульской вилле.

Валерия

Спартак!

Спартак

Валерия! Любимая моя!
Как счастлив я тебя увидеть снова!

Валерия

О, наконец! Как исстрадалась я
Теперь душа запеть моя готова.
Как я боялась! Не на Рим ли ты
Сейчас идёшь? Я знаю, под Аквином
Разбил ты восемнадцать тысяч и
Великим стал воителем отныне.
Когда же эта кончится война,
Чтоб я могла с тобою жить без страха?

Спартак

Суровая и долгая, она
Не кончится никак единым махом.
Начало только это. Впереди
Война всех стран и всех народов мира
За то, чтобы свободу обрести
На всей земле, не только в пасти Рима.

С полуночи до рассвета Спартак и Валерия
провели в объятиях друг друга. Пришло
время расстаться.

Спартак

Как счастье наше быстротечно!
Пора прощаться, друг сердечный!


Валерия

Спартак, не уезжай! Оставь войну, родной.
Пусть Крикс и Граник, Эномай воюют.
А ты останься здесь. Во Фракию с тобой
Уедем мы – в страну твою родную.

Спартак

Уйми, Валерия, напрасные мечты.
Я не могу товарищей предать.
Не требуй от меня несбыточного и
Не заставляй меня сейчас рыдать.
(разжимает её объятия)
Пора, моя любимая! Пора!

Валерия

Уедешь завтра. Только не сейчас.

Спартак

Я должен ехать. Ждёт меня с утра
Дорога вновь, настал разлуки час.

Валерия

Но ради нашей дочери с тобой
Не уезжай, с Постумией побудь.

Спартак

Я не могу. Назначено судьбой
Немедленно отправиться мне в путь
Тебе алтарь воздвиг я в сердце, в нём
Горит огонь божественной любви:
Богиней мне единственной, не сном –
Прекрасной явью стала в жизни ты.
Ты мужество и стойкость мне даёшь,
Когда опасность грозная близка,
К делам великим ты меня ведёшь
И вдохновляешь, чтоб громить врага.
Так как же я могу предать тебя,
Предать себя, предать моих друзей?
Любимая! Великая судьба
Дана нам всем. Послужим гордо ей!

Валерия прижимается головой к груди Спартака.

Валерия

Не отнимай такое изголовье…
Так хорошо… Так хорошо на нём!
Смотри в глаза мне светлою любовью.
О, мой Спартак! Они горят огнём.
Не двигайся!

Спартак

Валерия, пора.

Валерия

Нет, подожди! Побудь здесь до утра.
Лишь завтра, завтра на рассвете
Ты скажешь мне слова, любимый, эти!
Вот медальон, где волосы мои
И нашей дочери. Возьми!
Носи на шее под кольчугой,
Чтоб легче были дни разлуки.
Пусть он хранит тебя от бурь
И дарит светлую лазурь.

Раздаётся звон оружия и шум голосов.

Голос из-за сцены

Клянусь и Кастором, и Поллуксом, что я
Метну в вас стрелы. Открывай, свинья!

Валерия

Не выходи…не двигайся, молю!

Спартак

Ты хочешь, чтобы я живым попал врагам!

Валерия

Спасайся, если можешь. Не сдержу.
Умри с мечом, коль их немало там.

Спартак

Благодарю, Валерия! Прощай!
Мужайся, милая, и двери открывай!

Валерия теряет сознание и падает на пол.
Спартак берёт её на руки, осыпая поцелуями,
бережно переносит на ложе.

Спартак

Софрония!.. Софрония!.. Сюда!

Входит домоправитель.

Спартак

Что тебе нужно? Быстро говори.
Что там за крики у входной двери?

Домоправитель

Там всадники. Они кричат, что ты –
Спартак и требуют тебя.

Домоправитель

Иди и передай, что выйду. Ну, иди!

Спартак

Прощай, любимая! Мчусь срочно в лагерь я.

Рабыня по приказу Спартака принесла ароматные
и крепкие эссенции, вместе с другими рабынями
они приводят Валерию в чувство. Спартак выходит
к своему конному отряду, и они скачут в лагерь.

21 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии