Спартак. Трагедия. Действие 4. Сцена 5

По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ПЯТАЯ

Спартак в своём лагере близ Венусия принимает под видом
посла из Рима Гая Руфа Ралла римского консула Марка
Теренция Варрона Лукулла.

Спартак

Садись, посол. Хоть и не кресло это
Курульное, к чему привычен ты.
Но лучше сесть. Приятней всё же это,
Чем здесь стоять и зреть вниз с высоты.

Посол

Благодарю. Да, вид весьма достойный.
Не зрел ещё таких я лагерей.

Гай Марий разве что имел такой огромный
Под Акве Секстиле в чреде ушедших дней.

Спартак

О, там был лагерь римский. Мы же в прошлом
Лишь гладиаторы и жалкие рабы.

Посол

Не будем ссориться и вспоминать дотошно,
Кто кем и где был волею судьбы.
Ты был рождён, Спартак, не для того ведь,
Чтоб гладиатором на сцене умирать.

Спартак

Все шестьдесят здесь тысяч наготове
Сражаться, чтоб свободу защищать.
Вы, покорив, их обратили в рабство.
Они свободными все были рождены.

Посол

Рабы и гладиаторы – богатство
Империи, которой пленены.
Рабы издревле были, есть и будут.
Таков закон природы на земле.
И люди людям звери: не пробудят
Ни добрых чувств, ни света в вечной мгле.

Спартак

Нет, не всегда, посол, так в жизни было –
Пока крестьянский труд был на полях.
Но справедливость с поля удалилась
И на Олимп поднялась впопыхах.
Тогда-то родились и аппетиты,
И страсть неудержимая, раздор,
И бражничество, роскошь, фавориты,
И войны, истребленье и позор.

Посол

Ты хочешь всех вернуть к началу мира –
В то состоянье первобытное опять?
И ты уверен, что поддержат лира
И гром литавр, и божья благодать?
Да если даже всемогущий римский
Сенат с тобой в союзе был, и то
История убрала б твоё имя,
Сказала б просто: «Это всё не то!»
Лишь боги могут изменить природу
Поступков человеческих, не мы.
А сами мы самим себе в угоду
Лишь коротаем данные нам дни.

Спартак

Но если жизнь без бедных и богатых
Не может быть, то рабство почему
Обязано являться многократно
И море гладиаторов к чему?
Инстинкт животный радоваться крови,
Смерть гладиаторов – неужто для того,
Чтоб наслаждаться гибелью невольных
И радоваться муками всего?
(через некоторое время)
Какая цель нежданного приезда?

Посол

Я Рай Руф Ралла и принадлежу
К сословью всадников. Уместно
Меня послать сенату посему.

К тебе, Спартак, я прибыл в эти будни
По порученью консула: Лукулл
Велел вернуть нам римлян, что при Фунди
Пленил ты, когда битвою блеснул.

Спартак

Ну, что ж, верну в обмен на десять тысяч
Мечей испанских, панцирей, щитов
И сотню тысяч дротиков. – Хотите
В обмен на пленных? – Я отдать готов.

Посол

Как? Требуешь, чтоб мы вооружили
Твои войска для новых битв с тобой?

Спартак

Я повторяю, чтобы это было
Всё лучшее, чтоб смело шли мы в бой.
На всё даю вам двадцать дней, и если
Не вручите, я пленных не отдам.
Я мог бы заказать и в городах здесь местных,
Но срочно не под силу мастерам.
Быстрее надо мне два легиона
Вооружить. Поэтому спешу.

Посол

И именно поэтому резонно
Сказать, что это я не допущу.
Останутся все пленные с тобою.
Оружия тебе не будет. Нет.

Спартак

Посмотрим. Всё? Иль есть ещё второе?..
На что ещё я должен дать ответ?

Посол

Ты должен прекратить войну.

Спартак

Ах, вот как!
И что взамен я смогу получить?

Посол

С Валерией тогда, в мгновенье око,
Законный брак ты сможешь заключить.

В Испанию с Помпеем ты уедешь,
Чтоб квестором в Испании служить.
Иль в Африку префектом, чтобы этим
Покой домашней жизни получить.

Туда ты сможешь взять и Постумию,
Иначе заберут опекуны.

Спартак

Ну, а товарищи мои? Что будет с ними?

Посол

Вернутся в те места, где были все они.

Спартак

Всему конец?..

Посол

Сенат простит. Забудет.

Спартак

О, как великодушен вам сенат!

Посол

А разве нет? Распятия не будут
Всех омрачать и всем печалить взгляд.

Спартак

О, нет! Мне жалко восемь лет усилий!
Я шесть десятков тысяч не затем
Призвал к оружию и отдал столько силы,
Чтоб сдаться Риму добровольно в плен!

Посол

Так значит ты совсем не ценишь чести,
Оказанной тебе: ни квестор, ни префект,
Женитьбу на матроне – сколько спеси! –
Всё отвергаешь! Странный человек!

Спартак

А если гладиаторы отвергнут
Всё это, если я согласье дам?

Посол

Тогда
Ты приведёшь их в те места, где встретят
Их легионы римские.

Спартак

О, да!
Окружат, уничтожат, словно звери.
Не правда ли? Измену предложил
Бесчестно так и низко. Неужели
Я это своей жизнью заслужил?
Не я, а ты и твой сенат так низок! –
Бесчестную измену мне внушить!
Да пусть конец мой будет уже близок,
Зато изменником мне никогда не быть!

Посол

О варвар! Ты забыл кто пред тобою!
Да знаешь ты, кто пред тобой сейчас?

Спартак

Ты, римский консул! Ты передо мною!
И ты пытался мною торговать.
Ты –римский консул! Ты, Лукулл бесчестный!
Прикинулся овечкой, подлый волк!

В Рим убирайся! Присылай мне вести –
Ведёшь войска – и я исполню долг:
В открытом поле дам тебе сраженье!

Лукулл

Надеешься, презренный, победить
Великий Рим?

Спартак

Есть у меня стремленье
На родину войска все отвести,
Поднять восстания и этим положить
Конец империи проклятой римской всюду!

Спартак повелительным жестом правой руки
приказывает консулу удалиться.
Спартак

(Вдогонку уходящему Лукулле.)

И если через двадцать дней сюда
Оружие доставлено не будет,
Распяты будут пленные тогда.

Лукулл

Как?.. Ты посмеешь?..

Спартак

Так, как вы, всегда.
Бесчестье – за бесчестье и резня! –
Нет выхода другого у меня.

21 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.


Рецензии