Как появились секани. индейцы атапаски, Канада

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕКАНИ
(легенда индейцев бивер/кри)

Раньше не было людей секани, а были только биверы. До этого боя, индейцы из «невольничьего»1 племени в той стране не появлялись. Трудно сказать, как давно это произошло. Мой дед был еще мальчиком, когда услышал эту историю от старого индейца бивера, который сам был мальчиком, когда это случилось.

Шёл конце весны. Люди находились в пяти днях пути к северу от Форта Сент-Джон. Прежде чем сойдёт снег, они собирались последний раз поохотится на лося. В лагере остались только два старика и семь замужних женщин. Все молодые люди отправились за лосями. До места охоты нужно было идти целый день. Это был небольшой холм примерно восемь или десять миль в окружности. Они установили лосиные петли вокруг этой горы. Охотники сделали [изгородь] с воротами, в которых были петли [проход для лося, чтобы он попал в петлю – J.H.].

У одного из молодых охотников в лагере остались жена с двумя маленькими детьми. Один из них был ещё младенцем, а другой только научился ходить. Вдруг эта женщина почувствовала что-то неладное. Она пошла поговорить с двумя стариками, в надежде, что они смогут ей что-то объяснить. Но старики ей сказали: «Ты что сумасшедшая? Откуда тебе знать лучше нас».2 Тогда она пошла домой и собрала свои швейные принадлежности. Женщина дождалась вечера, и как только сгустились сумерки, пристроила старшего ребенка на спине, а другого взяла на руки. Она пошла не по той тропе, по которой ушли охотники, а по другой. Потом она свернула на тропу охотников. По этой тропе женщина на снегоступах вернулась в лагерь. Потом она пошла по другой тропе, и снова вышла на след охотников. Так она обманула врага. Затем женщина опять пошла по следам, и притаилась неподалеку от лагеря. Вдруг она услышала крики и плач. Женщина бросилась уходить по охотничьей тропе, и шла всю ночь и весь следующий день. Уже вечерело, когда она вышла к охотникам. Женщина была так взволнована, что не могла говорить. Старший обнял её и сказал: «Не волнуйся». Успокоившись, она им все рассказала. Кое-кто из молодых охотников только недавно женился. Они хотели сразу сорваться с места, но старший предостерег их от спешки. Оставив эту женщину и ее мужа позади, остальные пошли обратно в лагерь. Добравшись до стойбища, они нашли одни лишь трупы. Не хватало шестерых женщин, и чтобы узнать их судьбу, мужчины пошли по следам.

Он двигались шесть дней и вышли к Большой Прерии, но там совершенно не осталось снега, чтобы отыскать следы. Все остановились, не зная, что дальше делать. Наконец один из мужчин, молодой человек, у которого за спиной была шкура волка [представлявшая его животного помощника] сказал: «Я найду их, если вы оставите меня в покое, и не будете беспокоить волка, которого увидите». Он пошел зигзагами по широкой открытой прерии, разыскивая след. Вдруг все услышали волчий вой. Это случилось, когда он взял след. Они следовали за волком, и даже несколько раз видели его. Они вышли к развилке рек Смоки и Вапити. Шёл ледоход. Биверы стали ждать, пока вода очистится. Но врага они уже обнаружили, а сами остались незамеченными. Враг был за рекой. Они спустились к реке, и нашли участок, свободный ото льда. Там Биверы переправились и всю ночь слышали пение врага. Они вышли к стоянке только на рассвете. Враги танцевали на вершине высокого крутого обрыва, не обращая никакого внимания на происходящее вокруг. Кроме украденных, с ними были ещё три женщины. Биверы бросились на них, и убили всех мужчин, кроме одного. Они не стали его лишать жизни и отпустили: «Возвращайся домой и скажи своему племени, чтобы в следующий раз они приходили большим отрядом». Потом Биверы со спасёнными женами направились домой, а другие вели пленниц из племени Невольничьих индейцев, которые в то время населяли страну к югу от Калгари.

Биверы вернулись в Форт-Сент-Джон. У троих самых старших мужчин не было жен. Их жены были убиты врагами, во время нападения. Поэтому они взяли себе трёх Невольничьих женщин. В конце концов, эти три семьи не смогли ужиться с биверами. Они вернулись в горы к истокам реки Сиканни. От них и происходят секани.

Комментарий Дж.Хонигмана:
На прямой вопрос информант ответил, что Невольники, упомянутые в этой истории, пришли из страны к югу от Эдмонтона. Зимой они стремились украсть у биверов женщин. Хадсон3  был уверен, что это не сарси, хотя есть подозрение, что речь идет именно о них.4

Впервые Хадсон услышал эту историю от кри в I9I7 году. Она напоминает версию, которую Дженнесс записал в форте Маклеод, на территории секани. В ней рассказывается о женщине, которую охотники на лося оставили в лагере. Она обнаруживает врагов, которые с помощью угроз заставляют ее ничего не говорить о них своим, то есть, предать свой народ. Однако врагам не удалось разрушить лагерь, все они умерли от голода. Секани являются атапаско-говорящей группой, живущей к юго-западу от слэйв. К югу от слэйв живут биверы. Рассказы о происхождении племен часто встречаются среди атапасков северо-западной Канады.

Заключительная фраза рассказа Хадсона имеет историческое значение, в свете гипотезы Хармона, высказанной в 1820 году, что «люди, которые сейчас известные как сикани (Sicaunies) ... в недалеком прошлом, принадлежали к племени, называемому индейцами бивер, населяющему низовья реки Пис, ибо они мало чем отличаются от них в диалекте, манерах, обычаях и т.д. Некие размолвки, происшедшие между сикани и остальной частью племени, к которому они ранее принадлежали, вероятно, вынудили их переходить с места на место, вверх по реке Пис, пока им, наконец, не пришлось пересечь Скалистые горы»5. Многие годы в форт Нэльсон приходит торговать группа секани, и по-видимому, они хорошо ладят с местными слэйв.
 ________________________________________

Примечания переводчика:
1 В данном случае речь идет не об атапасках слэйв (см. последующий текст и примечания)

2 Намек на то, что старики были провидцами

3 Адольф Хадсон – индеец кри, один из информантов Джона Хонигмана, проводившего этнографические исследования в форте Нэльсон летом 1943г

4 Этноним «невольники» (Slave) в кон.XVIII-нач.XIX в.в. применялся не только по отношению к атапаскам слэйв. Ранние путешественники назавали так и племена Конфедерации черноногих. Так, например, Александр Генри (мл.) сообщает: «Сарси являются отдельным народом, у них совершенно отличный от любого другого равнинного племени язык, сложный для произношения из-за множества гортанных звуков. Ранее их земля находилась на северной стороне Саскачевана, но они передвинулись на южную сторону, и теперь обычно живут к югу от Бобровых Холмов, рядом с «Невольниками», с которыми поддерживают мир … Под наименованием «невольничьих индейцев» понимали пиеганов, черноногих и бладов» ( THE MANUSCRIPT JOURNALS OF ALEXANDER HENRY Fur Trader of the Northwest Compatiy AND OF DAVID THOMPSON Official Geographer and Explorer of the same Company 1799-I8I4 – New York, 1897; pp. 531-532; 533)
Этноним «невольники» белые торговцы переняли от кри. Эти индейцы с начала XVIII в. были хорошо снабжены огнестрельным оружием и совершали частые набеги на западных и северных соседей, захватывая в плен детей и женщин. Под их агрессию попали как атапаски, так и алгонкиноговорящие черноногие. Кри неволили и тех и других. Впоследствии этноним закрепился за одним из атапаскских народов. Кри до сих пор и черноногих и атапасков слэйв называют одним словом – ayahciyiniw, которое переводится как «раб» (http://www.creedictionary.com/ ).

5 Время разделения секани и биверов окончательно не установлено. Считается, что оно произошло не позднее середины XVIII в. Однако, существует версия гораздо более раннего разделения этих групп.
________________________________________
Источник: Honigmann J. J. - European and Other Tales from the Western Woods Cree - The Journal of American Folklore, Vol. 66, No. 262, 1953, pp. 330-331
________________________________________
Перевод: Г.Коротков, редакция Н.Шишелов

*Материал размещён на сайте
«СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ. Насельники Дикого Севера»
 http://beaverlodge.wmsite.ru
 


Рецензии