Здесь думать надо! Помню и об этом, гроссмейстер

 - Здесь думать надо! - именно так ответил студент МАИ, гроссмейстер Василий Смыслов доценту Алексееву, трехкратно взяв у него реванш за поражение на экзамене по математике.

Давно это было, в сороковые годы, когда гроссмейстер учился в Московском авиационном институте. Доцент-математик после провала Смыслова на экзамене предложил сыграть гроссмейстеру в шахматы. После поражения в сеансе из нескольких молниеносных  побед гроссмейстера, доцент смущённо пытался отыграться хотя бы морально:
 - Что же Вы, Василь Васильич, так прекрасно играете в шахматы, а математику не можете уважить хотя бы тройкой?

 - На тройке выезжает ямщик. А шахматы это не математика - здесь думать надо! - уважил доцента очередным молниеносным матом наш великий шахматный гений.

Об этом мне рассказал в 1958 году директор спортклуба МАИ, где я увидел фото Василия Васильевича. Я тогда принёс ему удостоверение ГТО для оформления мне разряда по спортивной стрельбе. И удостоверение, и разряд административный чин "заиграл", но со Смысловым познакомил, спустя 34 года.

Мой знакомый учёный-экономист Игорь Борисович Кравцов пригласил меня в конце 1992 года в Институт Экономики на встречу с шахматистами. Там были шахматные светила, в том числе Михаил Моисеевич Ботвинник, невысокого роста, уже облысевший... Василий Васильевич и внешне отличался - подтянутый, волейбольного роста, с красивой седой шевелюрой и прищуренными, обутыми в очки глазами.

Я подошёл к Смыслову, напомнил ему о его встрече с математиком. Хотел, чтобы не быть назойливым, его оставить, но Василий Васильевич предложил мне быть вместе. Академик Абалкин, директор Института Экономики, передали мне позже, был недоволен, что я "увёл" гроссмейстера. Всё было наоборот. Пообщавшись там, Василий Васильевич предложил мне вместе ехать домой. Поехали на метро. Говорили. Я его проводил до подъезда сталинской высотки на Площади Восстания.
- Вспоминайте меня, - сказал он мне на прощание.

Помню. В том числе и то, что он не закончил учёбу не только в МАИ, но и в консерватории. Голос у него был чудесным, сказочным. Когда я слышал его по радио, думал, что поёт Сергей Яковлевич Лемешев.

Великие в сталинское время были люди. Как и страна, как и Победа. Как и другие достижения. Как Сталин!

От отцов - сыновьям! От дедов - внукам! Даёшь Сталинград! За Родину со Сталиным!

ИгВаС.
9.5.2016.
      


Рецензии
Вы правы! Да, вы в воочию знаете! Люди в эпоху Сталина были другие, умные, талантливые, потому что надо было быть на чеку... не болтать и не делать лишнего, а за малейшую ошибку поплатиться можно было жизнью. У народа сталинской эпохи выработана сила воли и духа, они выживали (вы выживали!). Сейчас народ пошёл мелкий, за редким исключением. Но сейчас складывается впечатление что-то начало меняться, стоило ощутить нападки на нашу страну, со стороны не особо любящих НАС, как народ начал сплачиваться. Удивительное свойство нашего народа; и патриотизм неподдельный появился и новый вождь есть, как кремень становимся. Но на то и щука чтобы карась не дремал, поэтому террористы то там, то тут объявляются. Вот и враг - террористическое государство возникло вдруг!..а вдруг ли? оно зародилось тогда когда народ всего мира расслабился под американским влиянием.
Впечатлила ваша публикация, чувствую есть что у вас читать на странице- добавлю в избранные. (жалею что не обо всём расспросила своих дедов, немногословны были , но всё таки одного разговорила деда репрессированного...)

Людмила Федорчак   10.05.2016 05:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Вы - прекрасный учитель!

Игвас Савельев   21.05.2016 03:24   Заявить о нарушении