Интимный пересказ библейского сюжета

Воскресенье, 31 марта. Католическая Пасха. В памяти свежо воспоминание другого воскресенья, Вербного (всего неделю назад). Я была в г.Вустер, штат Огайо, в семье Ллойда Бартелл. День стал особенным. Неожиданно чисто религиозный праздник  стал  семейным, даже национальным в масштабе одного не самого большого штата.
С утра всей семьей отправились в Церковь. Едем достаточно долго, более часа. Проехали Церковь, скромное сооружение(даже не вошли).Остановились у внушительного здания с колоннадой. Совсем не похоже на культовое. Удивляюсь количеству людей - целые семьи с детьми и домочадцами, на лимузинах и пешим ходом.
Входим в зал, он огромен, тысячи на две или более. Все места заняты. На сцене декорации воспроизводят Иерусалимский Храм, где происходит таинство; это иллюстрации к Евангелию, сцены из жизни Девы Марии и Христа. Причем исполнители не театральная труппа, а прихожане в импровизированных костюмах, с песнопениями и большим энтузиазмом разыгрывают performance.
Позже узнаю, что церковь не конформистская, хоть и воспроизводит Новый Завет в точности с Писанием. Церковного облачения никто не носит. Впечатляет пастор, настоящая кинозвезда и внешне, и по манере вести службу. Американцы - моралисты, в течение долгого часа сидят и выслушивают, как им должно жить, как себя вести, что хорошо, что плохо. Но одно очевидно: sermon makes them willing to be generous, loving, helpful, sharing, to work for common good.
Самое неожиданное происходит по окончании службы.Начинается своего рода братание  -люди встают, представляют себя и своих близких незнакомой аудитории, пожимают руки тем, кто рядом, завязывают связи, о чем-то договариваются. Позже отправятся в рестораны группками разной конфигурации.
Неожиданно для себя я оказываюсь не просто зрителем, но соучастником этого сценария. Вначале потеряла дар речи, когда неожиданно меня представили тысячной аудитории. Пришлось улыбаться, раскланиваться, позже отбиваться от приглашений в дома, пока Lloyd Bartell не объявил: "Sorry, Vlada has an appointment". Тем не менее в ресторан пошли в большой компании. Вербное Воскресенье обернулось большим  соборным  праздником.
Эта часть Штатов дает ощущение "одноэтажной Америки" в лучшем смысле слова - чистая, самодостаточная, деятельная, без комплексов, благополучная.
Уезжала я поздним поездом. Под занавес Lloyd & Nancy решили показать метрополию штата Огайо Кливленд (3 млн жителей). Жаль, конечно, город я увидела лишь в ночном освещении, когда улицы безлюдны и учреждения закрыты.
Сделали остановку у Национальной Галереи, известной своими художественными коллекциями. Выглядит фантастически в лунном освещении! Колоннады созвучны Америке с её многозначной символикой масонства в архитектуре. Циркульная  композиция с искусственным озером(всевидящее око)включает Severius Music Centre. Филармония знаменита Кливлендским симфоническим оркестром (мы слышали его в Ленинградской Филармонии).
Всемирно известный Medical Centre впечатляет размерами. Со своими крытыми переходами занимает огромные территории, простирается на мили. Много парков. Кливленд это город в который хочется вернуться. Жаль, мне не пришлось увидеть его in the daylight. 
Полные два дня в г.Вустер мы все, включая Ллойда,Нэнси и дочь Колин составляли, распечатывали и отправляли документы в три университета. Both wife & daughter were most patient, helpful, instrumental. И Ллойд со всей педантичностью и требовательностью к деталям вел себя like a slave-driver(полные наборы документов сделали в двойном варианте: лично для меня и для Л.Бартелл). Сам он бесконечно ездил взад-вперед между банк-юрист-дом.
Последняя ночь в штате Огайо превратилась в романтическое турне по Кливленду. Время идет быстро. Пора на Амтрак. Поэтический финал в Кливленде, трогательное расставание с обещаниями любви и пожеланиями успеха,с надеждой встретиться в скором будущем сохранила благодарная память.

Но пора вернуться из Вербного Воскресенья в г.ВУСТЕР, штат Огайо в г.МИЛФОРД, штат Коннектикут на День Св. Пасхи в семью Mariann & Bob Mayers. Прошла неделя. Всё семейство отправляется в церковь(что ещё можно делать в Пасхальное утро? Начинаю привыкать. Марианн уезжает первой (поет в церковном хоре)Боб сопровождает меня на машине - не торопясь, с остановками в примечательных местах, украшает  рассказ невинными городскими сплетнями об отдельных личностях, историческими  деталями и архитектурными особенностями Милфорда.
Город очень английский. Не удивительно, Коннектикут называют Новая Англия. Главные примечательности: банк, больница, Дом для Престарелых. Имеется "Клуб для Джентльменов после шестидесяти". Выделяется Библиотека своим почтенным возрастом. Сделана из серых тяжелых блоков со стройной колоннадой в духе Палладия, как, впрочем, большая часть общественных учреждений.
Как и Церковь на главной площади, где мы оказались как раз к мессе в 11 am. Марианн (in a frock  blue & white) & Боб сегодня исполняют роль хозяев: стоят у входа и приветствуют каждого (я  рядом, чтобы быть представленной всяк входящему) Желают каждому "Счастливой Пасхи"; маленьким прихожанам говорят милые комплименты по поводу их воскресного обличья, шляпок и кружев. Какой-то нескончаемый поток людей, я давно не воспринимаю ни лиц, ни имен. Представляют двух ministers - они будут вести службу. Идет совершенно светское грандиозное представление с участием органа и хора,духовой оркестр сопровождает службу (если можно в это поверить - духовой оркестр в Церкви!) Никакого таинства.
Мы сидим на балконе в числе почетных гостей. Я уже ничему не удивляюсь. Меня представляют конгрегации. Священник благословляет меня, моего сына, мою страну Россию. Невероятно! Люди встают, пожимают руки друг другу, говорят приятности и договариваются, где вместе пообедать.В высшей степени светское мероприятие.
К счастью, Марианн устраивает домашний праздник для близких - приглашены сын Роберт с женой Мари. Роберт работает в отцовской фирме. Недавно женился, строит дом, буквально собственными руками (участок и каркас дома подарок отца)Сын Саша
во время пребывания в Милфорде внесет свою лепту непосредственным участием в строительстве.
Мне очень понравились их дети, милые и простые. В гости приглашены друзья - пара русских иммигрантов -родились в Штатах, по-русски не говорят. Маша явно очень артистичная натура. Мы как-то сразу слились в разговоре. Она талантлива, скромна с тем знакомым мне forlorn look in her eyes I've seen so many times. Она не хочет уходить, говорит, будет приходить каждодневно, пока я здесь. Marianne's answer is "Anytime!" Больше увидеться не довелось.
Боб задаёт вопрос, какой подарок я везу мужу. Оказывается, никакой. А что бы хотелось подарить? Ответ я знаю давно, но молчу (it's always there in the back of my mind)Конечно, нужен компьютер, чтобы освободить мужа от рабского труда. Л.В. давно мечтает о компьютере, но не осмеливается помянуть такой дорогостоящий подарок (наши приоритеты не совпадают) Я молчу. Боб, переглянувшись с сыном, говорит что их офис переходит на следующее поколение компьютеров и на данном этапе они избавляются от старых. Я отказываюсь. Боб понимает причину, добавляет, что производство получает хорошую налоговую скидку, если оформить дарственную бумагу: "Take it without scruples, you're doing us a favour". В общем уговорили. Это первый компьютер в нашем доме. Позже Л.В. купит новую модель. Правда, жить в эту пору прекрасную - мире компьютеров и интернета-ему почти не придётся.А ведь Л.В.с его научной всеядностью и страстью к эксперименту создан для этого мира. Слишком рано ушёл.

Cледующий день 1 апреля, All Fools Day, я провела соответственно. Мы с Марианн посещали общественные учреждения, sort of sightseeing with inside visits. В библиотеке знакомое чувство of being welcome, что тебя ждут, хотят видеть и
общаться.Предлагают умные книги по экономике и манеджмент (Л.В. преподаёт "бизнес-манеджмент" на недавно открывшемся факультете экономики в Политехническом Университете).
Остаток дня ходим по лавкам. Непонятно зачем. Эти thrift-shops, garage-sales, Red-Cross Centre абсолютно завораживают. И не столько тряпками, сколько милыми домашними мелочами, иногда колониальных времен. Традиция распродавать все содержимое дома, когда наследники вступают в права принятая практика - вывозят все имущество, накопившееся поколениями. Чисто американская традиция.На продажу идёт всё, часто за символическую плату, по доллару, просто чтобы кому-то было в радость. Все это размещают в огромных sheds типа ангара, вдоль highways: любой может остановиться, зайти, побродить.
Воспринимается как музей невероятных сочетаний: мебель всех времен и стилей, светильники, книги, картины, портьеры, what not.
Годы спустя в Амстердаме мне случилось наблюдать нечто подобное "гаражным распродажам".Случилось так, что мы с шестнадцатилетней Асенкой отправилась в турне по странам БЕНЕЛЮКС. При всем моём достаточно богатом опыте странствий, эти три страны – Голландия, Бельгия и Люксембург-не посещала. Поездка оказалась привязана к Дню Рождения королевы Юлианы, Первое Мая.
Весь день мы провели в Reich museum и на выставке Ван Гога (об этом расскажу особо). И когда вышли из музея в самом конце дня, обнаружили, что транспорт в этот день не ходит. Пришлось добираться до гостиницы пешком. Неожиданно для себя мы оказались свидетелями удивительного феномена:весь город в этот день превращён в своего рода "гаражную распродажу". Зрелище  впечатляет - главные улицы, площади
стали как бы витринами художественных вернисажей. Прямо на асфальте на покрывалах выставлено все, что залежалось в домах с незапамятных времен. Я воспринимала всё, как выставку артифактов голландской школы - голландская керамика, фарфор, посуда, китайский импорт старых времен, типа чайничков, шелка, резьбы по кости.
Мы так увлеклись, что подобрали несколько экзотических мелочей с расстеленного на асфальте покрывала, настоящие музейные nick-nack (за малые деньги): фарфоровые китайские ложечки странной конфигурации, Дельфский фарфор в качестве вилочной ручки, китайский фаянсовый чайничек, тюрочку с фарфоровой ручкой. Несколько необычных предметов хозяин просто попросил забрать (день был успешным, ему явно не хотелось нести оставшиеся мелочи назад в дом). Приятные мелочи, типа куска зеленого камня в виде пепельницы, или миниатюрные шампуры непонятного назначения. Позже спросила гида, что это за феномен. Оказалось,в Амстердаме укоренилась старая традиция раз в году(именно первого мая)выносить из дома накопившиеся со времён бабушек ненужные вещи. Уникальный день!
Но пора вернуться к милой Марианн. Вечер мы провели "с друзьями" Это cлучайное знакомство с супругами Barrets осталосьв памяти как местная достопримечательность Их лого "Jack Barret" украшает все billboards вдоль автобана через весь штат Коннектикут до самого Нью Йорка. Такие рекламные доски я видела разве что в кино. В России тех лет кроме стендов на автобусных остановках тогдашней прессы, другой рекламы не существовало. (Сегодня такие рекламные щиты украшают все дороги и проспекты Питера. Реклама заменила искусство и стала привычной).
Самым замечательным стал день, когда мы посетили Йельский Университет (Yale University in New Haven), всего в часе езды от Милфорда.Этот город средневековой архитектуры в Штатах сродни старейшим английским университетам Oxford & Cambridge Моё отношение к готике непростое. Люблю раннюю готику 11-13веков, особенно европейскую - в Германии, Франции, даже в Англии. Позже стиль английской готики станет вычурным, чисто декоративным, не функциональным. Именно в таком виде "английская готика" придет в Россию и станет любимым стилем императорской семьи в 20х годах 19 в. Но в Новой Англии, США, английская готика смотрится органично, естественно, рационально.
New Haven – прекрасный образец английской готики. Это студенческий городок, и выглядит таковым. Крупные корпуса Yale University как и "крепостная" стена, окружающая их, сделаны из красного кирпича, созвучного стилю. Английская традиция присутствует во всем - в отстраненности студентов, в их манере держаться, особенно в аккуратно постриженных лугах, неотъемлемой части английского пейзажа. Чем-то напоминает William & Mary.Вероятно,открытыми пространствами. Совершенство и стиль чисто английские.
Марианн чувствует себя здесь, как дома. У нее возникает странная идея – подать Сашины документы в Yale University:"а вдруг ему понравится именно здесь учиться!" Она тут же отыскивает Foreign Students Department. Но там кроме дежурного никого нет-время отпусков. Мы опоздали. Не судьба учиться Саше рядом с домом Марианн. Выпили капуччино в студенческом кафе и пошли осматривать территорию.
До сего дня осталось ощущение нереальности происходящего, словно было не со мной: мы входим в библиотеку, где стены снизу-доверху-от стены-до стены уставлены книжными полками в три яруса, с ведущими наверх лестницами тёмного дерева. Студенты у полок подбирают сами для себя материалы. Вполне рабочая атмосфера хотя смотрится как дворцовый интерьер. В памяти возникает аналог: библиотека Зимнего Дворца в Санкт Петербурге в личных апартаментах Николая II(арх. Кричинский),
точная миниатюра университетской (английская готика)
Yale University содержит два музея (естественно на деньги спонсоров). Один из них представляет комплекс из пяти зданий, возникших в разное время и отражающих вкусы и стили разных исторических этапов становления музея. Началом послужила Коллекция Моргана, подаренная владельцем; позже пополненная другими меценатами. Трудно представить уникальность этой коллекции, качество и разнообразие представленных жанров. Еще труднее поверить, что музей такого уровня содержится учебным заведением. Поражает английский портрет!Нигде и никогда не видела такого собрания парадного и психологического портрета разных эпох и стилей. Даже в Англии.
Портретный жанр интригует всегда: лица говорят не только о себе (иногда больше, чем хочешь знать). Но о времени и об эпохе! При этом в раннем английском портрете присутствует тот самый неотразимый примитивизм, который станет трендом в пост-импрессионизме.
Второй музей представляет сочетание старых мастеров и импрессионистов, включая Эдуарда Мане и Ван Гога с его экспрессионистическими полотнами. Ван Гог, мыслитель, рассказчик, повествователь, говорит на языке глубоких эмоциональных  состояний. Здесь же американское прикладное искусство - мебель, посуда, стекло.  И, конечно, Hudson river  school: пейзажи, жанровые сцены, батальные полотна.
Оба музея создают особую атмосферу придворного заведения, и в размерах, и в некотором смешении жанров. Ощущение эксклусивности (такое впечатление создает Музей барона Штиглица в Санкт Петербурге). Мы свободно бродим по залам, совершенно случайные люди. Это никого не беспокоит. Почему-то!
В последний вечер в качестве farewell party, Марианн устроила у себя дома встречу группы, которую сопровождал Саша в длинном маршруте по России в 1990 году. Вечер стал такой искренней теплой встречей людей, объединенных общими воспоминаниями. Некоторые принесли фотоальбомы, сделанные по городам маршрута. Поездка в Россию выглядела, как самое яркое впечатление их жизни. Неподдельная радость по поводу возможного приезда Саши в US была такой искренней, юные особы встречали с особым энтузиазмом. Собирались не только встречать в аэропорту, with a flag!(which one, Russian or American, they didn't say)но и сопровождать в другие штаты к друзьям. Terry Rodgers was going to escort Sasha to Florida to visit some friends. They all had plans for him.
Мне досталась пачка милых фотографий Саши. Последней к веселью присоединились Вирджиния с мужем, эскорт этой группы в поездке по России. Она как-то выпадала из общего настроения, и все облегчённо вздохнули, когда они покинули компанию.
Этот вечер завершил мое пребывание в гостеприимном доме Mayers. Переписка будет продолжаться многие годы, все трудные девяностые.
Дом Марианн станет родным для Саши. Марианн регулярно будет присылать длинные письма с открытками собственных картина. Боб уйдет в мир иной в поздние девяностые. Марианн продаст большой дом-корабль и переедет в Орландо, Флориду. И напишет целую  серию  полотен  с  розовыми  фламинго. Это станет её терапией.


Рецензии